ЭКАУНТОЛОГИЯ
Сайт, посвященный истории бухгалтерского учета и его неминуемому превращению в компьютерный учет
Каталог файлов
Меню сайта

Войти

Категория
Теория учета [297]
Практика учета [118]
Отраслевой учет [197]
Документация, делопроизводство, канцелярия [234]
Отчетность [75]
МСФО [13]
Налогообложение, повинности [391]
Налоговый учет [3]
Управленческий учет [31]
Контроль и управление на предприятии [141]
Инвентаризации. Складской учет [18]
Судебная бухгалтерия. Экспертиза [26]
Ревизия, аудит [51]
Финансовый анализ. Коммерческие вычисления [69]
Преподавание. Учебные заведения [180]
Автоматизация, информатика [68]
Технические приспособления [224]
История бухгалтерии [122]
Библиография [69]
Бухгалтерская периодика [62]
Нормативная база (в бухгалтерии) [195]
Государственный контроль и управление [579]
Персоналии (биографические материалы) [342]
Бухгалтерское сообщество. Организации и объединения [70]
Экономика, предпринимательство, финансы [2385]
Статистика, переписи [324]
Право (как область деятельности) [169]
Экаунтология [36]
Мемуары [35]
Афоризмы [3]
Полемика. Фельетоны [78]
Сатира. Юмор [150]
Публицистика. Научно-популярная литература [435]
Рецензии, отзывы, обзоры [747]
Художественная проза [14]
Поэзия [18]
Другое [388]

Случайная картинка

Умная мысль
Верным и легчайшим способом к изучению бухгалтерии можно назвать лишь тот, который совместно с теорией проходится на практике.
К.А. Родных

Старинный термин
РИВАЛИЗАЦИЯ – конкуренция.

Последняя картинка

Социальные сети

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Время жизни

Приветствую Вас, Гость · RSS 24.04.2024, 21:12

Личка:

Главная » Файлы » Персоналии (биографические материалы)

О Николае Федоровиче фон Дитмаре // Симонова И.А. Он стоял у истоков воссоединения церквей
01.05.2014, 11:52

Мы оказались земляками (неисповедимы пути Господни!) Как и я, отец Роман родом из Харькова, и воспоминания об этом замечательном городе – первой столице Украины, «малороссийском Париже», нас ещё больше сблизили.

Все, кто жил или просто бывал в Харькове, непременно наслышаны об одном из старейших и ведущих местных предприятий – заводе «Свет шахтера», который выпускает до сего дня вполне конкурентоспособную в мировом масштабе горнодобывающую технику. Так вот, для меня было полной неожиданностью узнать, что дед отца Романа по материнской линии Николай Федорович фон Дитмар был основателем и хозяином этого завода: от появления в 1891 году первых слесарно-механических мастерских с десятью рабочими – до национализации предприятия в 1919 году, когда на нем трудились уже более трехсот рабочих и служащих.

В один из моих приездов на «малую родину», года три-четыре назад, я отправилась на завод «Свет шахтера» в надежде убедиться, что имя его «отца-основателя» увековечено благодарными потомками хотя бы мемориальной доской на фронтоне (как-никак, со времени крушения советской власти, для которой всякий частный собственник, «хозяин», был непримиримым врагом, прошло больше десяти лет). Признаюсь, я долго не могла поверить в то, что единственным свидетельством о бывшем владельце оказалась извлеченная из каких-то немыслимо дальних углов заводской конторы небольшого формата книжица с казуистическим названием: «Флагман горного машиностроения: Очерк истории Харьковского ордена Ленина машиностроительного завода «Свет шахтера», – в которой имя Н. Ф. фон Дитмара упомянуто от силы раза три [ 3 ]. Никакими биографическими данными вконец озадаченные моими расспросами конторские служащие не располагали. Лишь на прощание поинтересовались, не хотят ли американские потомки харьковского заводчика вернуться и поддержать сегодняшнее производство инвестициями?..

Решив восполнить вопиющий пробел в познаниях заводских историографов, я разыскала в архивах и библиотеках Харькова сведения, которые и привожу ниже.


Николай Федорович фон Дитмар

Дед отца Романа Николай Федорович фон Дитмар (1865-1919) был крупным предпринимателем, общественным и политическим деятелем России конца XIX – начала XX столетия. Он родился в Москве и происходил из семьи потомственных дворян с корнями, уходящими в среднерусские и остзейские земли. По окончании Московского кадетского корпуса под влиянием небывалых успехов отечественной промышленности молодой офицер решил продолжить обучение в Петербургском горном институте, параллельно посещая физико-математический и юридический факультеты Петербургского университета. Годы учебы в северной столице прошли в общении с лучшими педагогами и всемирно известными деятелями науки того времени, среди которых звездой первой величины был, безусловно, Дмитрий Иванович Менделеев. Именно прославленный ученый-энциклопедист привил юноше не только любовь к самоотверженному труду, но и обратил его взор в сторону Донбасса с его бурно развивающейся угольной и металлургической промышленностью.

Поработав недолго на петербургском Путиловском заводе и на строительстве Рязанско-Казанской железной дороги, Николай Федорович вскоре перебрался в Харьков, где принял участие в прокладке Балашово-Харьковской железной дороги. Здесь же он открыл механические мастерские, которые к началу первой мировой войны преобразовал в два машиностроительных завода: чугунно-медно-литейный и механический. В послереволюционное время оба эти предприятия были объединены в завод «Свет шахтера», так как в его цехах производились предназначенные для шахт Донбасса знаменитые бензиновые лампы «Вольфа», а также буровой инструмент и насосы, станки и вышки, транспортеры и вагонетки, подъемные лебедки и краны. Одновременно с этим заводы Н. Ф. фон Дитмара, согласно дореволюционных харьковских адрес-календарей, брали заказы на чугунное и медное литье, включая отливку церковных колоколов (не отсюда ли проявившийся у его внука на генетическом уровне особый интерес и любовь к колоколам и колокольному звону?)

В 1900-1910-е годы фон Дитмар входил также в состав правления Новосильцевского каменноугольного товарищества, Донецко-Грушевского товарищества каменноугольных и антрацитовых копий, возглавлял совет Петроградского торгового банка.

На принадлежавших ему предприятиях Николай Федорович стремился следовать принципу цивилизованных отношений с работниками. С этой целью он инициировал открытие в Донбассе горноспасательных станций, школы горных десятников, учредил в Харькове уникальный Медико-механический институт, специализировавшийся на лечении получивших увечья рабочих (ныне – Научно-исследовательский институт ортопедии и травматологии имени проф. Н. И. Ситенко), возглавил Общество помощи горнякам юга России. Осуществляемая им программа мер по социальной защите рабочих и охране их труда была столь эффективна, что в советской историографии, отличавшейся, как мы помним, повышенным вниманием к малейшим протестным выступлениям пролетариата, о революционных волнениях на заводах фон Дитмара практически не упоминается [ 4 ].

Опыт собственной предпринимательской деятельности убедил Николая Федоровича в необходимости изучения инженерами, управленцами, коммерсантами специальной науки – бухгалтерского учета. В 1907 году им был написан и опубликован первый в России учебник в этой области «Основы счетоводства», который он посвятил «памяти Великого учителя Д. И. Менделеева» [ 5 ]. Ему также принадлежала идея обеспечить независимый контроль за хозяйственной деятельностью и достоверностью бухгалтерской отчетности с помощью специально обученных присяжных счетоводов (то есть тех, кого сегодня мы называем «аудиторами»). В 1912 году для подготовки квалифицированных руководителей промышленных производств и торговых предприятий при непосредственном участии фон Дитмара был создан Харьковский коммерческий институт (ныне в этом здании размещается Харьковский национальный технический университет сельского хозяйства).

Начало общественно-политической деятельности Николая Федоровича связано с организацией статистического изучения отечественной промышленности. В 1898 году он возглавил работу Статистического бюро Съезда горнопромышленников Юга России, выпускавшего подробнейшие ежегодные статистические отчеты, приступил к редактированию журнала «Горнозаводское дело», рассылаемого предпринимателям, депутатам Государственной Думы и членам Государственного Совета. Вскоре фон Дитмар занял должность секретаря Съезда, а с 1906 года стал бессменным председателем его Совета. На этом выборном посту он координировал действия промышленных концернов Юга России, организовывал стратегию прорыва продукции отечественной горно-металлургической отрасли на рынки Европы и Ближнего Востока.

С 1902 года Николай Федорович – гласный Харьковской городской думы. Он работал во множестве думских комиссий: по помощи безработным, учреждению Народного университета, электрическому освещению, прокладке водопровода, строительству ломбарда. Убежденный сторонник развития промышленности с опорой на собственные силы и средства, он настойчиво продвигал идею создания трамвайного сообщения в Харькове наперекор интересам Бельгийского товарищества, владевшего в то время городской конкой, и при этом последовательно отстаивал интересы отечественных производителей [ 6 ].

Один только перечень занесенных на библиографические карточки дореволюционного времени работ фон Дитмара: статьей, обзоров, отчетов, речей, докладов, книг, брошюр, составленных и отредактированных сборников, – занимает несколько каталожных ящиков, хранящихся ныне в Отделе краеведения Харьковской библиотеки имени В. Г. Короленко. Изучая его, поражаешься, насколько разнообразен был круг интересов этого человека: от проектов законов, касающихся горного и горнозаводского дела Юга России, страхования предприятий от огня, аграрной реформы в Государственной думе, врачебной помощи рабочим – до выступлений с требованием прекратить деятельность новомодных в Харькове начала века кафе-шантанов, в которых он усматривал угрозу нравственному состоянию общества, и призывов к повсеместному распространению обществ трезвости. Подобно славянофилам, Николай Федорович видел в промышленниках и купцах, ближе всех образованных классов стоящих к народу и знающих о народных нуждах и чаяниях не понаслышке, земскую по своему характеру силу и призывал их активнее выходить на арену политической жизни страны, ставил задачу улучшения образа предпринимателя в литературе и мнении общества.

Социально-государственнический темперамент фон Дитмара, не входившего, кстати, ни в одну из политических партий того времени, был по достоинству оценен – в 1912 году он был назначен Государем Императором Николаем II членом Государственного Совета от промышленников. При этом он также блестяще справлялся с должностью товарища председателя Совета съездов представителей промышленности и торговли, члена Совета по железнодорожным делам при Министерстве путей сообщения, председателя Харьковского отделения Императорского русского технического общества. Во время первой мировой войны он входил в состав Особого совещания по обороне, работал в руководящих органах Центрального военно-промышленного комитета, а также во «Всероссийском союзе земств и городов», созданном для помощи правительству в деле организации снабжения русской армии продовольствием и снаряжением. Не случайно Троцкий в своей «Истории русской революции» назвал фон Дитмара «вождем тяжелой промышленности России» [ 7 ].

В годы гражданской войны Николай Федорович был одним из лидеров Белого движения, организатором Добровольческой армии. Он тяжело пережил известие о национализации большевиками его предприятий и скончался в самый разгар русской смуты от тифа, летом 1919 года…

Не знаю, насколько детально подробности жизни и деятельности деда были известны отцу Роману, родившемуся в 1926 году. От него я слышала лишь об основных вехах биографии Николая Федоровича фон Дитмара, родством с которым он, безусловно, гордился. Есть все основания полагать, что внук унаследовал многие черты своего выдающегося предка. Как личностные: интерес к точным наукам и технике (до рукоположения во священство отец Роман был успешным инженером-электронщиком), отечественной истории, литературе, – так и общественно-значимые: преданность Православной вере и Церкви – основе основ всей русской жизни, понятие о любви и долге перед родиной, ее народом, конкретным человеком как образом Божиим.

3 – Флагман горного машиностроения: Очерк истории Харьковского ордена Ленина машиностроительного завода «Свет шахтера». Харьков. 1979, С. 5-6.
4 – Д. М. Чорний. Досвiд культурного пiдприємництва: Микола Федорович фон-Дiтмар / Харкiв на початку XX столiття: iсторiя мiста, долi людей. Харкiв, 1995. С.33.
5 – Н. Ф. фон Дитмар. Основы счетоводства (по новой форме). Харьков, 1907.
6 – Трамвайное сообщение в Харькове, созданное усилиями Н.Ф. фон Дитмара, – до сих пор весьма популярный и общедоступный вид транспорта в городе, наряду с более поздними нововведениями: автобусными и троллейбусными перевозками, а также метрополитеном.
7 – Л. Д. Троцкий. История русской революции. Т.2. Ч.1. Нью-Йорк. 1976. С.204.

Категория: Персоналии (биографические материалы) | Добавил: mikejum | Теги: Дитмар Николай Федорович
Просмотров: 790 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Колонка Редактора

Постоянные авторы
Copyright Медведев М.Ю. © 2012-2024