ЭКАУНТОЛОГИЯ
Сайт, посвященный истории бухгалтерского учета и его неминуемому превращению в компьютерный учет
Каталог файлов
Меню сайта

Войти

Категория
Теория учета [297]
Практика учета [118]
Отраслевой учет [197]
Документация, делопроизводство, канцелярия [234]
Отчетность [75]
МСФО [13]
Налогообложение, повинности [391]
Налоговый учет [3]
Управленческий учет [31]
Контроль и управление на предприятии [141]
Инвентаризации. Складской учет [18]
Судебная бухгалтерия. Экспертиза [26]
Ревизия, аудит [51]
Финансовый анализ. Коммерческие вычисления [69]
Преподавание. Учебные заведения [180]
Автоматизация, информатика [68]
Технические приспособления [224]
История бухгалтерии [122]
Библиография [69]
Бухгалтерская периодика [62]
Нормативная база (в бухгалтерии) [195]
Государственный контроль и управление [579]
Персоналии (биографические материалы) [342]
Бухгалтерское сообщество. Организации и объединения [70]
Экономика, предпринимательство, финансы [2385]
Статистика, переписи [324]
Право (как область деятельности) [169]
Экаунтология [36]
Мемуары [35]
Афоризмы [3]
Полемика. Фельетоны [78]
Сатира. Юмор [150]
Публицистика. Научно-популярная литература [435]
Рецензии, отзывы, обзоры [747]
Художественная проза [14]
Поэзия [18]
Другое [388]

Случайная картинка

Умная мысль
Наш отечественный предприниматель, еще и теперь во многих случаях ставящий своим девизом: "не обманешь, не продашь", не только не любит счетоводства, как докучливого свидетеля, при котором неудобно обрабатывать "темных делишек", в особенности излюбленного "выворачивания тулупа", но и ненавидит всякую гласность о своих делах и закулисной их стороне.
Ю.М. Крылов

Старинный термин
КОНТАНТЫ – иностранные монеты либо просто наличность.

Последняя картинка

Социальные сети

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Время жизни

Приветствую Вас, Гость · RSS 16.04.2024, 22:15

Личка:

Главная » Файлы » Практика учета

Локшин А.Я. Бухгалтерия промышленного предприятия // Большая техническая энциклопедия, 1927
25.06.2013, 23:25
БУХГАЛТЕРИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ – совокупность записей, регистрирующих и учитывающих в ценностном выражении по определенным принципам и методам хозяйственную деятельность пром. предприятия. Хозяйственные операции, т. е. изменения в составе средств и, в связанных с распоряжением ими, правовых отношениях, записываются в порядке хронологическом, а также систематическом, т. е. операции распределяются по хозяйственным функциям и процессам на обособленные группы, или т. н. счета. Каждому счету присваивается наименование (номенклатура счетов) соответственно характеру учитываемого процесса или» функции.
Наиболее рациональным методом учета является т, н. двойная бухгалтерия, которая облегчает проверку и гарантирует правильность и полноту записей и вместе с тем дает возможность устанавливать ход хозяйств, процессов, положение предприятия и конечный результат операций на каждый момент. Двойная бухгалтерия рассматривает всякую операцию как двухстороннюю сделку между двумя субъектами-счетами, из к-рых один – дебитор – получает (дебет, приход счета), а другой – кредитор – ссужает определенную сумму (кредит, расход счета). Отсюда ясно, что дебетование одного счета всегда сопровождается кредитованием какого-либо другого счета; между счетами устанавливаются определенные сочетания (корреспонденция счетов), и сумма дебетов всех счетов равняется сумме кредитов всех счетов или, как технически выражаются, суммы балансируются.
Корреспонденция счетов пром. предприятия одновременно выявляет производственную деятельность предприятия в системе производственных счетов, коммерческие и финансово-расчетные его операции, организационные и правовые взаимоотношения предприятия со своими составными частями и государственной казной (счета капиталов, взаимных расчетов и др.) и вообще весь ход оперирования средствами и конечные результаты. В частности счет капитала выражает в капиталистическ. предприятии долю владельца в общей массе средств; в наших же государственных предприятиях он указывает на размер средств, выделенных государством данному промышленному предприятию как обособленному юридическому лицу.
Типовая схема корреспонденции счетов промышленного предприятия нагляднее всего представляется на прилагаемой схеме по т.н. шахматной форме (ст.-2).
 
 
На этой схеме в первых графах, вертикальной и горизонтальной, помещены в одном и том же последовательном порядке наиболее употребительные, типовые счета (в горизонтальной графе для сокращения места проставлены лишь их номера). Обычно в горизонтальной графе помещаются названия кредитовых счетов, а в вертикальной – названия дебетовых, так что по горизонтальным линиям располагаются дебетовые суммы, а по вертикальным столбцам – кредитовые. Крестиками обозначены наиболее часто встречающиеся сочетания счетов (обороты). Так, напр., из горизонтальной дебетовой линии видно, что на счет производства (№ 18) поступают: материалы и топливо (№ 5), полуфабрикаты (№ 6), заработная плата (№ 12), цеховые и прочие расходы (№№ 14 и 16). С другой стороны, из вертикальной кредитовой колонки того же счета видно, что из производства могут выходить: материалы и топливо (т. е. возвращаются угары, отбросы и т. п.), полуфабрикаты (для переработки в другом производстве) и готовые твва-ры (№ 7). Обороты по №№ 19–24 показывают источники образования отдельных капиталов и способы их расходования. Номенклатура счетов приведена в сжатом виде по главным группам, которые, в свою очередь, детализируются в текущем учете по более мелким рубрикам. Напр., счет имущества (№ 1) может подразделяться: на здания, оборудование, хозяйств, инвентарь и т.п. Разумеется, схема не исчерпывает всех могущих встретиться на практике оборотов.
 
I. Организация бухгалтерского учета. Бухгалтерия является важным элементом организации всякого предприятия. «Ведение книг, как средство контроля и идеального объединения всего процесса, становится тем необходимее, чем более процесс расширяется до общественных размеров и чем более он утрачивает свой чисто индивидуальный характер» (Маркс). Б. п. п., по нашему законодательству, строится на принципе самостоятельного счетоводства отдельных производственных предприятий (заводов, фабрик и т. д.), входящих в состав треста, но при соблюдении единства баланса всего треста. Отчеты предприятий являются в данном случае также и отчетами по использованию полученных от треста средств на осуществление производства. Расчеты между трестами и его предприятиями группируются в счете взаимных расчетов. При нашей системе управления государственными предприятиями бухгалтерия отдельных хозяйственных органов должна доставлять материал для составления сводных балансов и отчетов по целым отраслям, а затем–по всей государственной промышленности, и наконец, по всему вообще народному хозяйству [рез. съезда ВКП(б) о промышленности]. Для обеспечения в Б. п. п. необходимого единообразия основные директивы даются по всей линии государственной промышленности, и кроме того по вопросам бухгалтерского учета установлена система непосредственного подчинения бухгалтера предприятия бухгалтеру треста, а этого последнего – выше стоящим счетным инстанциям.
 
Для выполнения своей задачи Б. п. п. пользуется общеустановленными средствами счетоводства. Записи ведутся в книгах, на карточках или на отдельных листах на одном из живых языков, при чем государственным предприятиям не возбраняется и употребление шифра. Все записи д. б. документально обоснованы. Книги, карточки или листы, содержащие запись всех без исключения операций, называются основными, в отличие от вспомогательных, в которых регистрируются лишь известные категории операций (товарные, кассовые, вексельные и т. п.). Системы книг применяются разные, известные в общем счетоводстве: журнал и главная (т. н. итальянская форма счетоводства), кассовый журнал и мемориал (немецкая форма), особые журналы для отдельных крупных хозяйственных процессов и функций, например покупок, продаж, векселей, кассы и т.п. (французская форма), журнал-главная (американская форма). В последнее время получают распространение машины (см. Счетные машины).
 
II. Учет производства. Центральную роль в Б. п. п. играет учет производства, имеющий своей задачей показать все развертывание производственного процесса и отразить все его стадии. Какие именно стадии признается необходимым учитывать, зависит от особенностей предприятия, но основные указания для этого даются в директивах по калькуляции для каждой из отраслей государственной промышленности. Затраты на производство устанавливаются и учитываются как по месту, так и по виду издержек. По месту издержек затраты подразделяются на цеховые расходы по основным, подготовительным, обслуживающим и т. п. цехам и на общезаводские расходы, т. е. расходы, не могущие быть отнесенными непосредственно на то или другое производство или цех. По способу разнесения затраты на производство делятся на прямые и косвенные.
 
Отдельные элементы производства учитываются следующим образом. Сырье, топливо и материалы, разгруппированные по видам и сортам, приходуются и расходуются по фактич. себестоимости, включая и стоимость их доставки. Обнаруженные в процессе производства обычные излишки и потери относятся на производство, оказавшиеся же впоследствии при инвентаризации– относятся на счет случайных доходов и расходов. Износ орудий производства данного цеха или предприятия в соответственной доле амортизации (см.) сносится на стоимость продукции, выпущенной за тот же период. По учету труда Б. п. п. имеет задачу Определить, во-первых, размер причитающейся на основании существующих правил заработной платы, куда входит не только тарифная оплата за проработанное время, но и все другие виды оплаты; во-вторых, т. и. накладные расходы на рабочую силу, к-рые включают оплату отпусков, перерывов для кормящих женщин, проездные, квартирные и т.п., и, в-третьих, т. н. начисления на заработную плату, куда входят всякие обязательные отчисления на социальное страхование, на культурно-просветительные нужды и т. п. Все затраты на производство учитываются по их видам на особых счетах, откуда они впоследствии переносятся в соответственных долях либо на производство данного продукта непосредственно, либо на цеховые и общезаводские расходы, связанные с его производством. В конечном итоге на дебет счета производства попадают все затраты на производство по материалам, топливу, заработной плате, цеховым и фабрично-заводским расходам, амортизации и пр., при чем нек-рые из них сами по себе являются комплексными. Если и последние разложить на составные элементы, то получится стоимость производства по элементам. По всем этим данным учета составляют сводный отчет по производству, который показывает как общую стоимость производства по отдельным составным его частям, так и стоимость производства по элементам затрат. Производство выпускает или готовый для реализации фабрикат (товар) или промежуточный продукт, направляемый для переработки в другой цех данного предприятия или другое предприятие. Какой именно вид продукции получается в процессе производства (готовые изделия, полуфабрикаты или сырье), в нашей практике устанавливается в зависимости от хозяйственно-производственной роли их. По терминологии ВСНХ, готовыми изделиями называются лишь те, которые предназначаются для сбыта; полуфабрикатами – предметы, предназначенные для последующей переработки, хотя бы в данном отдельном предприятии треста они являлись вполне законченными продуктами, и, наконец, сырьем или материалом (в зависимости от вида и обработки)–все, что поступает извне для последующей переработки. Стоимость выпускаемых продуктов сносится со счета производства на счета продуктов. Ясно поэтому, что стоимость продуктов плюс остаток незаконченного производства должны равняться общему дебету производства. Счет производства является т. о. собирательным переходным счетом, в котором суммируются все производственные затраты, предварительно систематизированные. По мере завершения производства счет показывает в остатке размер незаконченного производства и этим остатком в конце года закрывается (балансируется). Следовательно, он является замкнутым балансом, показывающим в развернутом виде весь производственный процесс и его элементы. Так как он указывает стоимость всего производства и сумму выпущенной продукции, то он дает материал для калькуляции (см.).
 
В способе учета производства, применяемом у нас в настоящее время, в основу учета положены стадии производственного процесса, а элементы затрат выявляются внесистемно. Возможен, однако, и другой способ (практиковавшийся одно время и в нашей государственной промышленности), при котором бухгалтерский учет ведется по элементам затрат, а стоимость производства по отдельным стадиям определяется внесистемно. Учет по стадиям производства диктуется интересами возможно лучшего управления производством и наблюдения за его отдельными участками, учет же по элементам затрат более удобен для планирования заготовительной деятельности, для наблюдения за отдельными ценообразующими факторами себестоимости и т. п.
 
Учет строительства и капитальных ремонтов принципиально лишь немногим отличается от учета производства. Продукцией в данном случае является новое строение или законченный ремонт. Счетом, суммирующим (синтезирующим) все отдельные стадии строительства и затраты по видам их, является счет к а-питальных затрат, напоминающий по своей природе и строению счет производства. В развитие основного счета по строительству и капитальным затратам ведется детальный учет по новым постройкам, достройкам, перестройкам, установкам и монтажу машин, переоборудованию и т. д., а для отражений способа производства этих работ они отдельно учитываются по группам хозяйственного и подрядного способов.
 
На основании учета по правилам двойной бухгалтерии составляется баланс, указывающий состояние и принадлежность всех средств предприятия на определенный момент. Средства состоят из разного рода имущества, товарных, материальных и денежных ценностей, и прав по отношению к должникам. По принадлежности средства делятся на собственные (капиталы и фонды) и заемные (кредиторы). Средства показываются в активе баланса, а принадлежность в пассиве. Актив и пассив баланса дают одинаковые итоги.
 
Первоначальный баланс составляется на основании непосредственного подсчета в натуре, описи, оценки и проверки всех средств, прав и обязательств, предоставляемых учреждаемому предприятию (см. Инвентаризация). По разнице актива и кредиторских сумм определяется размер уставы, капитала для баланса трестов или счет правления треста по полученным от него средствам по балансу предприятия.
 
Составленный т. о. баланс называется инвентарным, а после его надлежащего утверждения служит вступительным (начинательным, входящим) балансом, которым начинается последующий текущий учет. В процессе текущей оперативной работы между статьями баланса происходят различные перемещения. Для более, полного освещения характера этих перемещений вводят ряд дополнит, счетов, называемых калькуляционными, переходящими и статистическими. Если подсчитать обороты по всем счетам и показать их в систематизированном виде и сальдо по ним, то получим книжный (называемый также проверочным или пробным) баланс. Последний важен не только для проверки бухгалтерской правильности записей, но еще в большей степени для ориентации руководителей в общем ходе дела на даты этих балансов. Для такой ориентации книжный баланс подлежит т. н. «очистке». По схеме ВСНХ СССР для промышленных предприятий такой «очистке» подлежат гл. образом счета: А) расходы к распределению с детализацией: 1) заработная плата, 2) накладные расходы на рабочую силу, 3) начисления на заработную плату, 4) акцизы, налоги и сборы, 5) страхование, 6) транспорт, 7) текущий ремонт, 8) амортизация, 9) цеховые расходы, 10) общезаводские расходы, 11) общеадминистративные расходы правления, 12) торговые расходы, 13) проценты за кредит, 14) расходы по содержанию консервированных предприятий, 15) расходы за счет фонда улучшения быта рабочих и служащих («фубр»), 16) расходы разные и 17) расходы будущих лет. Все перечисленные статьи могут дать остатки (сальдо) исключительно дебетовые, и поэтому их остатки всегда будут в активе баланса. Наоборот, статьи: А) доходы с детализацией: 1) выпуск продукции, 2) продажа изделий, 3) доходы от выполнения заказов, 4) продажа материалов, 5) проценты полученные, 6) доходы разные и случайные,
 
7) доходы будущих лет–всегда дают остатки (сальдо) кредитовые и показываются в пассиве баланса. Для «очистки» книжного баланса расходы к распределению, показанные выше под №№ 1–10, относятся на производство или содержание аппарата правления треста, № 15 – на «фубр», №№ 11–14 и 16–на убытки, а № 17 оставляется на балансе самостоятельной статьей. Остатки по статьям «доходов» относятся к прибыли, кроме доходов будущих лет, оставляемых на балансе. Счет производства покажет т. о. стоимость остатка незаконченного производства на число проверочного баланса, а счет прибыли и убытка покажет ориентировочный результат на это же число. Все эти подсчеты делаются, однако, без всяких проводок и записей по книгам.
 
К концу операционного года эти счета по проверочному балансу обязательно закрываются путем разноски остатков примерно по описанной схеме. Остатки баланса проверяются в натуре и с контрагентами и в случае надобности исправляются по фактич. состоянию, при чем разницы относятся на убытки и прибыли. Полученный реальный баланс называется заключительным, или генеральным. В заключительном балансе производственного предприятия, входящего в состав треста, результаты показывают, в сущности, экономию или перерасход против той цены продукции, к-рая была принята в основу расчетов между трестом и его предприятиями в нарядах-заказах. При утверждении баланса производится распределение прибыли и покрытие убытков треста. Убытки покрываются резервным капиталом, а при недостаточности последнего оставляются на балансе и погашаются прибылями будущих лет. Уменьшение убытками уставного капитала возможно только в особом порядке.
 
Заключительные балансы составляются ежегодно на дату, предусматриваемую уставами предприятий, по нашему законодательству в полуторамесячный срок со дня окончания отчетного периода для производственных предприятий и в трехмесячный срок для промышленных предприятий (трестов). Отсрочки допустимы только в исключительных случаях, с разрешения соответствующих учреждений, на срок не свыше трех месяцев.
 
Балансы производственных предприятий представляются в правление треста, а балансы трестов–учреждению, в ведении которого последние состоят, и в соответственные органы Наркомфина. Утверждение баланса должно последовать в трехмесячный срок со дня его представления. После окончательного утверждения заключительного баланса и разноски результатов по счетам, с распределением прибылей и покрытием убытков, баланс отражает фактич. состояние к началу следующего года и является окончательным заключительным балансом для истекшего отчетного года и вступительным на следующий отчетный год. Если же предприятие ликвидируется, то заключительный его баланс является ликвидационным.
 
Баланс показывает статическое состояние предприятия на определенный момент – дату баланса. Освещение деятельности предприятия содержится в отчете. Годовой отчет состоит из баланса с приложениями. По схеме, установленной ВСНХ СССР для подведомственных предприятий, приложения должны освещатьвсю деятельность предприятия, т. е. его производственную работу, в частности–рационализацию, воспроизводство основного капитала (как по линии капитальных ремонтов, так и нового строительства), калькуляцию и себестоимость продукции, производительность труда и уровень заработной платы, качество продукции, реализацию продукции, материальное снабжение, финансово-экономич. положение и, наконец, конечные результаты годовой работы. Обычно приложения к балансу даются на отдельных таблицах по известной форме.
 
В отличие от балансов капиталистич. предприятий в балансах наших трестов и их предприятий нет стоимости земельных участков, месторождений ископаемых, лесов и вод, т. к. они, по нашему законодательству, изъяты из гражданского оборота и предоставляются лишь в пользование. Однако их площадь обязательно должна показываться в уставах, отчетах и балансах. В балансах особо выделяются т. н. забалансовые статьи. Сюда относятся ценности, права и обязательства, в отношении к-рых предприятие ограничено правом пользования и распоряжения (например арендованное или залоговое имущество, комиссионные товары, ценности на хранении), а также условные права и обязательства (например гарантийные векселя).
 
После утверждения баланс подлежит обязательной публикации. Частные и концессионные предприятия, обязанные публичной отчетностью, также представляют в органы НКФ по принадлежности свои балансы и после рассмотрения публикуют их. Вместе с балансом публикуется таблица прибылей и убытков.
 
Анализ баланса состоит: а) из формальной проверки правильности и документальной обоснованности записей, правильности инвентаризации, оценки и т. п. и б) из подробного разбора хозяйственной деятельности и состояния предприятий с оценкой их работы по всем вопросам годового отчета. Для этого требуется внимательное изучение соотношения отдельных статей баланса в связи с пояснениями, заключенными в приложениях! При этом анализе сопоставляются также балансы за предыдущие периоды для выяснения хода развития дела, а равно сравниваются балансы однородных хозяйств. Уметь читать и анализировать баланс является совершенно необходимым для всякого деятеля, соприкасающегося с промышленностью, а для хозяйственников, техников и экономистов – в первую очередь.
 
По установившейся за последние годы практике органы ВСНХ после утверждения балансов составляют сводные балансы по подведомственным им трестам, по отраслям и по всему району, а ВСНХ СССР составляет общие сводные балансы по всей подведомственной ему государственной промышленности. Эти сводные балансы содержат богатейший материал для изучения отдельных отраслей и всей нашей промышленности в целом. См. Трест.
 
Лит., Маркс К., Капитал, т. 2, гл. VI, М., 1924; Вейцман Р. Я., Фабр.-заводское счетоводство, М., 1926; Рудановский А.П., Руков. начала (принципы) фабр, счетоведения, М., 1925; его же, Руков. начала (принципы) по счетоводству и отчетности в гос. хоз. объединениях, М., 1924; Филимонов Н., Фабр, счетоводство, М., 1925; Инструкция по отчетности трестов, изд. НКРКИ, М., 1926; Кальмес А., Фабричная бухгалтерия, М., 1926; Законодательство по бухгалт. отчетности в гос. промышленности, под ред. А. Я. Локшина, М., 1926; Основные положения по учету материалов, полуфабрикатов и товаров, М., 1926; Типовая схема корреспонденции счетов, М., 1926; БСЭ, т. 8; Смит М. Н., Экономич. основа калькуляции, М., 1926; Методы калькулирования в промышленности (серия брошюр), М.–Л., 1926–27; Шер И., Бухгалтерия и баланс, М., 1926; Герстнер П., Анализ баланса, М., 1926; Кипарисов Н. А., Анализ баланса, М., 1927; Л е-Кутре, Основы балансоведения, М., 1926; Рудановский А. П., Анализ баланса, М., 1926; его же, Построение баланса, М., 1925; Усачев А. Я., Экономич. анализ баланса, М., 1927; Сводный оперативный баланс по тресту, М., 1927; Сборник «О годовом отчете и его анализе», М., 1926; К анализу балансов госхозорганов, М., 1926 (реком. Центр. бухгалтер. ВСНХ СССР); БСЭ, т. 4.; Законодат. постановления: Правила о порядке составления балансов, утв. СТО 20/Х 1927; Правила о публичн. отчетности, утвержд. СНК СССР 24/VIII 1926; Положение о подоходном налоге (пост. ЦИК и СНК СССР от 15/Х и 24/IX 1926).

 

 

Категория: Практика учета | Добавил: mikejum | Теги: Большая техническая энциклопедия, Локшин Афроим Яковлевич
Просмотров: 629 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Колонка Редактора

Постоянные авторы
Copyright Медведев М.Ю. © 2012-2024