Переписи. Под этим названием разумеется
сплошной поразрядный, т. е. основанный на заранее определенных признаках,
подсчет неделимых какого-либо сложного целого. Такой подсчет может быть
применен к весьма разнообразным предметам, лишь бы они обладали ясно выраженной
индивидуальностью и относительно медленной изменчивостью (П. земель, домов,
скота, людей и т. д.). Есть, однако, такие массовые явления, из которых каждое
хотя и обладает индивидуальностью, но протекает или изменяется настолько
быстро, что запись и описание его возможны лишь или в самый момент его
возникновения, или очень скоро после того. Таковы, например, явления
рождаемости, смертности, урожаев, цен и т. п. Систематическая, изо дня в день
ведущаяся запись и описание таких явлений носит название текущей регистрации.
Оба вида записей, дополняя друг друга, не всегда, однако, могут быть заменяемы
один другим. П. как бы фотографируют действительность данного момента — текущая
регистрация следит за изменениями ее во времени.
История. С
описаниями, подобными П., мы встречаемся еще в глубокой древности. Известно
народоисчисление, произведенное в Китае в XXIII столетии до Р. Х. Числовые
данные о торговле, доходности земель, налогах и т. п. этой страны также
относятся к очень древнему периоду ее истории, а начиная с XII в. до Р. Х.
народоисчисления становятся здесь периодическими. Индийские священные книги
Ману предписывают правителям производить описания с целью узнать силы своих
врагов и свои собственные и исчислить доходы и войско. Численные описания
производились в древней Персии и в Египте; ими пользовался Геродот в своих
описаниях этих стран. Особенного внимания заслуживают численные описания у
древних евреев. Книга "Числа" содержит в себе подробное исчисление
лиц мужского пола, способных носить оружие. Подобные сведения содержатся также
в книгах Паралипоменон, Ездры и Неемии. В книге Иисуса Навина приведены весьма
обстоятельные сведения о поземельном кадастре евреев и т. д. Законодательства
Ликурга и Солона, равно как и сведения, имеющиеся у греческих писателей,
начиная с Аристотеля и его учеников и кончая Плутархом, заставляют
предположить, что в Спарте и в Афинах народоисчисления и поземельные кадастры
производились довольно часто. В древнем Риме, по преданию, народоисчисления
производились еще во времена Ромула; достоверно известно, что со времен Сервия
Туллия в Риме велись списки совершеннолетних и в храмах производился подсчет
всего свободного населения. Начиная с 435 г. сначала через каждые 5, а позднее
через каждый 10 лет в Риме производился так называемый ценз: каждый гражданин
должен был объявить цензору свое имя, имя отца или патрона, местожительство,
пол и возраст всех членов своей семьи, количество имущества и дохода. Позже
фискальные цели побудили распространить производство П. на все страны,
подчиненные римскому владычеству. Дионисий Галикарнасский упоминает о
народоисчислениях, произведенных в 261, 256, 246 годах; Плиний рассказывает об
измерении земель всего государства, задуманном при Цезаре и исполненном при
Августе; при Августе же была произведена очень тщательная перепись всего
населения. О ней говорит, между прочим, апостол Лука, так как во время
производства ее родился Христос. Единственным памятником П., производившихся в
начале средних веков, являются так называемые "Breviaria fiscalia"
времен Карла Великого. Это — подробное описание королевских имений, доходов, с
них получаемых, и способного носить оружие населения. Людер в своей
"Истории статистики" говорит, что "бревиа иум" Карла
Великого представляет собой столь полное и обстоятельное статистическое
описание, какого не найти даже в золотое для статистики время. Другой
замечательный памятник средневековых П. — Liber judicarius seu censualis или,
на англосаксонском языке, "Doomesday-book", составленный в Англии при
Вильгельме Завоевателе (см. Думсдэй-бук). Далеко меньшее значение имеют
статистические описания, провзведенные в Англии при Эдуарде I (1272—1307), в
Дании при Вольдемаре II (1231), сицилийский кадастр Фридриха II, кадастр
Калабрии 1327 г. и некот. др. Более обширные П. появляются в конце средних
веков, когда на развалинах феодализма начинают возникать новые обширные
монархии. Учреждение постоянного войска и огромные расходы на его содержание
поставляют правительства в необходимость знать цифру населения, способного платить
налоги. Народоисчисления появляются сначала в городах (перепись Нюрнберга в
1449 г., Страсбурга в 1478 г. и т. д.), а затем распространяются и на целые
государства. Первая попытка всенародной переписи имела место в кантоне Цюрих в
1567 г.; затем следовали П. в Пруссии — в 1682 г., во Франции — в 1682 г., в
Англии — в 1701 г. Сознание необходимости производства периодических П.
возникает, как кажется, впервые в Новом Свете, в котором первая П. населения
относится к 1667 г. (перепись Виргинии). Согласно постановлению конституции
1787 г. П. населения всей республики производятся в Соединенных Штатах через
каждые 10 лет (начиная с 1790 года). Периодические П. населения появились в
Европе лишь в XIX столетии, а именно в Англии, Голландии и Норвегии с 1801 г., в
Швейцарии — с 1849 г., во Франции — с 1831 г., в Пруссии — с 1816 г., в Италии
и Испании — с 1860-х годов, в Португалии и Греции — с 1838 г., в государствах
Балканского полуострова — в промежуток времени между 1834 (Сербия) и 1880
(Болгария) г. В Турции до сих пор не было ни одной общей П. В России первая
правильная перепись населения произведена в 1897 г. Трудно сказать, были ли
производимы какие бы то ни было П. в России до татарского нашествия. Если они и
производились, то, вероятно, имели характер инвентарных описаний и во всяком
случае касались лишь небольших районов. О производстве П. татарами для
исчисления причитавшейся с населения дани мы имеем прямые свидетельства
памятников. Первая перепись предпринята татарами в 1245, вторая — в 1259, 3-я —
в 1273, 4-я — в 1287 году, причем каждый раз П. эти касались отдельных частей
тогдашней России. "Окаяннии, — говорится в летописи, — изочтоша всю землю
русскую, токмо не чтоша игуменов". В летописи мы находим и объяснение
того, что следует разуметь под татарским "числом": татары
предоставляли населению "ятися", т. е. соглашаться о
"числе", но иногда соглашение не могло состояться, так как
"творяху бо себе бояре легко, а меньшим бе зло", и татарские
чиновники, приезжавшие "по число", должны были начать "ездити по
улицам писати дома хрестьянские". Очевидно, что "число" было не
что иное, как похозяйственная П., имевшая целью определить не число населения,
а число "домов", т. е. хозяйств, и размер падавших на каждое из них
платежей. Непосредственное взимание татарами дани с русского населения
продолжалось недолго. Уже с 1275 г. великий князь Василий Ярославович привез
хану дань в размере по полугривне с сохи; за этой попыткой освободиться от
приезда татарских "численников" следовали другие, окончившиеся полным
успехом. Можно с достаточным основанием предполагать, что с переходом
непосредственного взимания дани к князьям устанавливается прочно обычай
производить непериодические описания земель и живущего на них населения для
взимания с последнего налогов соответственно его платежным способностям. О
княжьих писцах и писчей белке — т. е. сборе в пользу первых — много раз
упоминается в памятниках XIV и XV столетий, а начиная с первой половины XVI
столетия памятники уже постоянно говорят о писцовых книгах и П., на основании
которых составлялись эти книги, становятся очень часты. Так, в царствование
Иоанна Грозного насчитывается по крайней мере до 40 годов, о производстве в
которые переписей есть упоминания в источниках. С попыткой произвести П. во
всех частях государства мы встречаемся лишь в начале XVII в. Мысль об этом была
высказана на земском соборе 1619 г. ввиду крайней неравномерности распределения
податного бремени (см. Книги писцовые и переписные; Дозорная книга). В 1684 г.
еще раз предположено было произвести перепись как земель, так и крестьян и
бобылей на пространстве всей России ввиду развившихся до крайности поземельных
споров и установившегося правила, что запись в писцовых или переписных книгах
за помещиком или вотчинником служить доказательством "крепости" им названных
лиц. Эта перепись, как и предыдущие, коснулась, однако, далеко не всех
местностей. Вообще цифры писцовых и переписных книг не отличаются точностью. П.
XVII в. не удовлетворяли требованиям периодичности, повсеместности и
единовременности, предъявляемым к современным переписям; кроме того, в этом
веке не было учреждения, которое могло бы объединить деятельность писцов, часто
исполнявших обязанности не только чиновников по статистике финансового
ведомства, но и судейские и межевые. Переписи XVII в. послужили образцом для
так называемых ревизий. Первая ревизия была произведена при Петре Великом в
силу указов 26 ноября 1718 г. и начала 1719 г. (Полное Собр. Зак. т. V, №№ 3245
и 3287) "ради расположения полков армейских на крестьян всего государства"
и должна была определить, "сколько, где, в какой волости, селе или в
деревне крестьян, бобылей, задворных и деловых людей... не обходя от старого до
самого последнего младенца, с летами их". Последующими указами
производство П. было распространено на другие податные классы (однодворцев,
татар, ясачников, посадских людей, церковных причетников и т. д.). Для
производства ее были назначены особые переписчики, находившиеся под
непосредственным руководством полковых и земских комиссаров. Все дело было
поставлено под руководство воинской и ревизион-коллегий. Подача сказок шла
настолько медленно, что для отбирания их правительство принуждено было послать
солдат гвардии; заведование всем делом было поручено известному Зотову.
Несмотря на пытки, казни и серьезные штрафы, налагавшиеся за "утайку
душ", последняя практиковалась в самых широких размерах. В так называемом
"милосердном указе", изданном 15 марта 1721 г. и обещавшем не
подвергать установленным наказаниям тех, кто объявит к 1 сентября того же года
"утаенные души", правительство заявляло, что утаено не менее 20000
душ. (Полн. Собр. Зак. № 3762). В следующем году в губернии были посланы чины
генералитета и штаб-офицеры, которым было предписано, воспользовавшись
собранным у Зотова материалом, произвести "расположение армейских полков
на души" и приписать "прописных и утаенных людей и вновь
родившихся". Суровые наказания за утайку были вновь восстановлены. Первая
ревизия закончилась, по-видимому, не ранее 1727 г. Вторая ревизия была
предпринята в 1743 г., хотя указ о ней был издан в 1742 г. Дополнявшие его
правила и инструкции имели целью "пресечение доныне происходимым
непорядкам и в платеже отбывательства, а паче, чтоб подушные деньги на
содержание армии всегда исправно доходили"; инструкцией устанавливалось
также производство ревизий через каждые 15 лет. Подача сказок при этой ревизии,
производившейся таким же способом, как и предшествовавшая, затянулась до 1766
г. Третья ревизия, продолжавшаяся с 1761 по 1767 гг., отличалась от первых двух
тем, что производилась без посылки офицеров; подача сказок была сосредоточена в
губернских, провинциальных и воеводских канцеляриях. Четвертая ревизия
(1781—1787) производилась под заведованием сената; прием сказок был возложен на
городничих, нижние земские суды и казенные палаты. Пятая ревизия (1794)
производилась (на основании правил четвертой) в виду необходимости возвышения
подушной подати. Во время производства 6-й и 7-й ревизий (1811 и 1815 гг.)
действовали так называемые "ревижские комиссии" из уездного
предводителя дворянства и чиновников, проверявших сказки на сельских сходах.
Шестая ревизия не была окончена в виду войны 1812 г. 8-я, 9-я и 10-я ревизии
(манифесты о них — 1833, 1850 и 1856 гг.) производились по очень сходным
правилам. Устав 1833 г. перечисляет более точно тех лиц, которые не подлежат
П., и в 11 главах систематически излагает правила ее производства и проверки
собранного материала. Система ревизских сказок удержана целиком как в этом
уставе, так и в уставе о 10-й ревизии, вошедшем в Свод Зак. изд. 1857 г. (Прил.
к ст. 1679, т. 9). В эти сказки вносились сведения в порядке №№ семей по данной
и по предшествующей ревизиям. На одной стороне листа бумаги вносился поименный
список лиц мужского пола каждой семьи с отметкой о возрасте и с обозначением,
сколько таких лиц было в семье во время предшествующей ревизии, сколько лиц
выбыло и когда именно, сколько состоит налицо; на другой стороне листа
вписывался женский пол с отметкой о возрасте и с обозначением находящихся во
временной отлучке и наличных. Местными органами последних ревизий были разные
должностные лица местного управления, помещики, особые ревизские комиссии и
казенные палаты. Окончательная поверка сказок производилась нарочно
посылавшимися в уезды чиновниками, на обязанности которых лежал не только
просмотр метрических книг, но и розыск всех утаенных и прописных. Необходимо
упомянуть еще о так называемой Румянцевской "генеральной описи
Малороссии", произведенной в 1767 г. При этой описи, производившейся
особыми "комиссионерами" из штаб- и обер-офицеров при участии
малороссийской старшины, переписано было не только население, но и
землевладение и вообще имущество. Способы производства П. мало чем отличались
от практиковавшихся в таких случаях и в Великороссии. Опись была вызвана не
только фискальными целями, но и убеждением Румянцева, категорически выраженным
им в предложении малороссийской коллегии, что без знания страны самые лучшие
меры правительства, направленные к поднятию благосостояния жителей, не
достигают цели.
Теория и
техника П. (Переписи населения). Современные П. резко отличаются от тех
народоисчислений, краткая история которых изложена выше. Они распространяются
на все население страны, в которой производятся. При этом различают: 1)
население наличное, т. е. то, которое находится в стране в момент П.
(thatsächliche, factische, ortsanwesende Bevölkerung, population de fait ou
présente); в состав наличного населения входят и иностранцы, постоянно или
временно пребывающие в стране, но не входят подданные страны, постоянно или
временно проживающие за границей; а) население обычное, или оседлое
(Wohnbevölkerung, population du séjour habituel ou domiciliée), обычно
проживающее в данном месте страны; цифра его получается, если прибавить к числу
наличного населения число всех временно отсутствующих и вычесть всех временно
присутствующих в каждом данном месте страны; 3) население приписное, или
юридическое (rechtliche, ortsansässige, zuständige Bevölkerung, population de
droit), т. е. то, которое связано с данным местом страны принадлежностью к
какому-либо сословию или классу. На петербургском Международном статистическом
конгрессе было установлено, что П. должны быть производимы относительно
наличного населения, причем всегда должна быть делаема отметка относительно
временно присутствующих и временно отсутствующих для вычисления обычного
населения; что же касается П. населения приписного, то конгресс признал, что
производство ее должно быть предоставлено усмотрению каждой отдельной страны.
Русская П. 1897 г. исчислила наличное население, сделала необходимые отметки
для вычисления обычного, исчислила особо крестьянское население и сделала
отметку о лицах по закону обязанных припиской. Это осложнение дела было
признано необходимым для возможности сравнения данных ревизий, касавшихся
только последних двух разрядов населения, с данными П. Ввиду того, что П.
должны, так сказать, фотографировать население, они должны производиться
одновременно на пространстве всей страны; только при соблюдении этого условия
можно избежать пропусков или двойных записей. Так как произвести П. в один
момент нельзя, то их приурочивают к какому-нибудь дню и часу (полночи) в такой
период года, когда население наиболее неподвижно. Конгрессы признали, что конец
декабря есть время наиболее удобное для производства П., но фактически они
производятся в разных странах в разное время года (между 1 декабря и 1 июня).
П. в России была приурочена к 28 января (ночь с 27-го на 28-ое). Следить за
изменениями, происходящими с течением времени в составе населения и его
географическом распределении, составляет задачу текущей регистрации; но как бы
тщательно ни производилась последняя, она, как показывает опыт, не может
заменить П. Чтобы иметь возможность судить об этих изменениях, нужно, чтобы П.
производились периодически. Теоретически чем чаще производятся П., тем с
большим удобством можно следить за движением населения; но П. стоят дорого, и
потому конгрессы признали желательным, чтобы П. производились каждые 10 лет, в
годы, цифра которых оканчивается нулем. Десятилетние периоды для П. приняты в
Соединенных Штатах, Англии, Голландии, Бельгии, Австро-Венгрии, Швеции,
Норвегии, Италии и Дании; пятилетние — в Германии и во Франции. Периодичность
П. в России законом не установлена; определено только, что они производятся от
времени до времени на основании особого положения, издаваемого законодательным
порядком. В видах возможно лучшего контроля современные П. производятся
поименно; кроме того, относительно каждого лица делается отметка, обладает ли
оно тем или другим признаком из тех, которые определяют так называемый состав
населения. Конгрессы много занимались вопросом о том, какие признаки должны
быть отмечаемы во время П. На петербургском конгрессе было постановлено
предложить правительствам отмечать: 1) имя и фамилию, 2) пол, 3) возраст, 4)
отношение к главе хозяйства, 5) гражданское состояние, 6) занятие или
положение, 7) вероисповедание, 8) родной язык, 9) грамотность, 10) место
родины, место рождения и национальность, 11) обыкновенное место жительства и
род пребывания в месте П., 12) слепоту, 13) глухонемоту, 14) идиотизм и
кретинизм, 15) сумасшествие. Русская П. 1897 г. прибавила к этому
"отношение к главе семьи"; № 6 формулировала так: "занятие,
ремесло, промысел, должность или служба", причем требовалось, чтобы против
каждого лица был показан род его занятия главного, т. е. дающего этому лицу
средства к существованию, и побочного или вспомогательного; и положение,
занимаемое им в упомянутом занятии; № 9 был заменен 2 вопросами: "умеет ли
читать" (полуграмотность) и "где обучается, обучался или кончил курс
образования", причем на последние три вопроса положено было давать один
ответ; вместо № 14 поставлен был признак "немота"; к признаку
"сословие, состояние или звание" был присоединен согласно инструкциям
признак "подданство" для иностранцев. Кроме того, наша П., как и
прусская 1895 г., требовала отметки о положении по воинской повинности.
Прусская перепись 1895 г. ввела признак "безработности"; французская
П. 1891 г. опрашивала о числе законных живых присутствующих и отсутствующих
детей каждой семьи; американские П. делают отметки о цвете кожи и т. д. Говоря
вообще, число признаков определяется тем значением, которое им придается в
каждой стране, количеством средств, могущих быть затраченными на производство
П. и обработку собранного материала, и степенью развития населения. Объектом
статистического наблюдения при П. населения служит каждый отдельный человек, но
так как не каждый может дать о себе необходимые сведения (сумасшедшие, дети,
глухонемые и проч.), а также ввиду того, что при П. легко и удобно определить
число и размер основных ячеек, в которые группируется население, основной
единицей счета служат или семья (Англия), или хозяйство (Франция, Германия,
Россия), или, наконец, в городах — квартира. Чтобы иметь возможность
одновременно на всем пространстве страны произвести подсчет всех неделимых,
входящих в состав такой основной ячейки, и избежать при этом пропусков и
двойных записей, необходимо прежде начала П. составить: 1) подробную карту
страны с нанесением на нее всех населенных мест и 2) списки жилых домов и
квартир в каждом из них. Особенную важность переписи жилых домов имеют в
городах и селениях более крупных, с развитой промышленностью, а также в
странах, в которых существуют подомовые и квартирные налоги. Вопросные пункты,
касающиеся жилищ, имеют в виду определить гигиенические условия жизни
населения. Французская П. 1891 г. отмечает относительно каждого дома: 1) число
этажей, 2) число квартир, 3) число незанятых помещений, 4) число помещений
занятых мастерскими и магазинами, 5) есть ли в доме водопровод, 6) сколько в
доме отхожих мест. Относительно каждой квартиры: 1) сколько комнат, не имеющих
окон, 2) сколько комнат с окнами, выходящими на улицу, во двор или сад, 3)
сколько комнат имеют печи. Русская П. делала отметки: 1)из чего каждое жилое строение
построено и 2) чем крыто. Прусские П. отмечают число жилых домов и число других
жилых помещений. Более подробные сведения о жилых домах и других строениях
собираются не при всеобщих, а при специальных П. Особенно подробны такие
сведения
при П. больших
городов. П. производятся под руководством центральных постоянных (Англия,
Соединенные Штаты, Пруссия) или временных (Россия) статистических учреждений,
под ближайшим заведованием местных статистических органов или других властей
или временных переписных комиссий. Некоторые западноевропейские правительства
стараются привлечь к делу П. возможно большее участие самого населения. Так,
прусские П., справедливо считающиеся образцовыми, производятся под руководством
Королевского статистического бюро под ближайшим заведованием местных городских
и сельских общинных учреждений, на обязанности которых лежит составление
переписных комиссий из местных сведущих лиц, пользующихся общественным
доверием; должность члена переписной комиссии считается почетной. На
обязанности комиссий лежит разделение общины на счетные участки, приглашение
добровольных счетчиков, подготовка их к делу, проверка, исправление и
дальнейшее направление собранного материала. Для П. населения Англия обладает
постоянными учреждениями, обыкновенная функция которых заключается в ведении
актов состояния (записи рождений, браков и смертей). Вся страна разделена на
так называемые регистратурные округа (register-subdivisions), во главе которых
поставлены особые регистраторы и бюро. Около 10 (не более) округов образуют так
называемый суперинтендантский округ (Superintendent-divisions), находящийся в
заведовании "суперинтендантов", подчиненных "генеральной
регистратуре" (General register office), состоящей при Local government
board. Во время производства П. при генеральной регистратуре организуется под
председательством "генерал-суперинтенданта" особая комиссия (Census
office). Она заготавливает необходимые бланки и следит за правильностью
действий местных статистических органов, на обязанности которых лежит
разделение округов на счетные участки, назначение и подготовка счетчиков (в
Англии всегда платных), помогающих населению заполнить упомянутые выше бланки,
затем проверка собранного материала и пересылка его в Census office.
Заведование П. во Франции принадлежит министерству торговли, при котором
имеется особый совет из представителей статистики разных ведомств. Ближайшее
заведование производством переписи возложено на префектов и мэров. Русская П.
1897 г. отличалась крайне бюрократическим характером учреждений, заведовавших
ею. Общее руководство ею было возложено на министра внутренних дел, которому
было предоставлено назначать с высочайшего соизволения для объединения местных
органов П. и для разъяснения могущих встретиться недоразумений особых уполномоченных
и привлекать к делу П. других лиц. На министра внутренних дел, а в случае
невозможности для него прибыть в заседание — на председателя статистического
совета возложено было председательство в Главной переписной комиссии,
состоявшей из членов, назначаемых высочайшей властью. Непременным членом и
управляющим делами статистической комиссии был директор Центрального комитета.
На Главную переписную комиссию было возложено руководство всеми
подготовительными работами по П., составление форм переписных бланков и
инструкций, соединение губерний и областей в переписные районы, распоряжения по
командированию в каждый из них особых лиц для объединения местных переписных
учреждений, руководство последними, разрешение встречаемых ими недоразумений и
жалоб на их действия, исчисление и распределение сумм, подлежавших расходованию
из кредита, ассигнованного на П. В губерниях, уездах и наиболее значительных
городах были учреждены губернские, уездные и городские комиссии. Главной
обязанностью губернских комиссий, как показал опыт, был надзор за правильной и
своевременной рассылкой переписных бланков. На уездные и городские комиссии
возлагалось: 1) разделение уездов и городов на переписные участки, 2) избрание
заведующих этими участками, 3) определение числа счетчиков в каждом участке, 4)
снабжение подлежащих лиц и установлений бланками и инструкциями, 5)
распределение между участками ассигнованных сумм, 6) поверка переписи, 7)
разрешение встречаемых на месте недоразумений, 8) распорядительные действия по
П. и 9) рассмотрение жалоб на неправильные действия установлений и лиц,
производящих П. Самыми главными деятелями нашей П. были заведующие участками —
земские начальники и другие знакомые с местными условиями лица. На обязанности
заведующего переписным участком лежало: 1) разделение участка на счетные и
изготовление списка дворовых мест и домов для каждого из счетных участков, 2)
набор необходимого количества счетчиков, разъяснение последним их обязанностей,
постоянное наблюдение за их работой, 3) поверка и исправление доставленного
счетчиками переписного материала, 4) составление второго экземпляра переписных
листов и 5) подсчет населения переписного участка и передача всего материала в
местную переписную комиссию. Заведующие участками исполняли свои обязанности безвозмездно,
счетчики же были частью платные, частью бесплатные. Такова сложная организация
учреждений 1-й русской всеобщей П. Множество инстанций, через которые должно
было пройти всякое недоразумение, недостаточная осведомленность населения о
целях П. и о способах ее производства (расклейка объявлений о П., статьи в
"Сельском вестнике" и брошюры о П., изданные министром внутренних дел
незадолго до начала переписи, мало помогли делу), отсутствие в общей печати и в
ученой литературе каких бы то ни было сведений о том, как подготавливается П. и
как она имеет быть произведена, случайное лишь участие в деле П. русских ученых
и практически наиболее подготовленных земских статистиков, опыт которых почти
не был принят при составлении положения о П. — все это не могло не оказать
влияния на ход дела. Переписные бланки или формуляры, употребляемые при П.
населения, могут быть сведены к двум главным типам: 1) переписные листы и 2)
индивидуальные карточки. Переписным листом называется лист бумаги большого
формата, на одной стороне которого напечатан бланк для адреса и бланк для
внесения сведений о жилых строениях, а на другой стороне — опрашиваемые
признаки. В этот лист, выдаваемый на каждое хозяйство, семейство или квартиру,
вносятся в последовательном порядке все лица, которых застает П. в данной
семье, хозяйстве или квартире. Заполненные и собранные листы вкладываются в так
называемые обложки, служащие для подсчета населения по отдельному дому,
поселению, счетному и переписному участкам и по всему городу или уезду. Образцом
индивидуальных карточек, все более и более распространяющихся при производстве
П., может служить прусское счетное письмо (Zählbrief). Письмо это состоит из
сложенного втрое листа писчей бумаги, на одной стороне которого напечатано
подробное наставление о порядке заполнения вложенных в это письмо-обложку
счетных карточек, изготовляемых величиной в 1/6 листа писчей бумаги. На другой
стороне обложки напечатан подробный бланк для адреса главы хозяйства и
заполненные для образца 2 карточки. На одной из них напечатаны вопросы о
признаках, определяемых П. Такие карточки, вложенные в обложку, служат для
ответов, касающихся каждого отдельного лица, застигнутого в хозяйстве во время
П. Другая карточка, называемая Haushaltungverzeichniss des Zählbriefes, есть
краткий переписной лист хозяйства, на котором глава хозяйства отмечает поименно
число всех лиц, находившихся в хозяйстве в момент П., отношение каждого из них
к главе хозяйства, пол, отношение к воинской повинности и вероисповедание и
затем подводит итоги по каждой графе. Таким образом, вторая карточка служит для
контроля первых и в то же время дает возможность быстро подвести итог по всему
счетному участку. Успех П. в значительной мере зависит от степени
интеллигентности счетчиков и от того количества труда, который они должны
исполнить в один день. В Пруссии на одного счетчика приходится не более 40
хозяйств; во Франции каждый счетный участок состоит не более как из 50 домов
или 1500 жителей; величина счетного участка в России была определена для
городов так, чтобы в его состав входило примерно около 150 квартир или до 750
жителей, а для уездов — около 400 хозяйств или до 2000 жителей. Кроме
заблаговременной доставки жителям переписных листов, поверки ответов и
заполнения в случае надобности формуляров, оставшихся без ответа, на счетчиков
возлагается иногда (как было и у нас при последней П.) предварительный подсчет
населения по счетному участку. Доставленные счетчиками формуляры проверяются
относительно полноты и точности руководителями счетчиков и подлежащими учреждениями,
которыми делается иногда предварительный подсчет населения в более или менее
обширных областях; затем весь переписной материал отправляется в центральные
статистические учреждения страны для дальнейшей обработки. Переписные формуляры
составляются иногда в двух экземплярах, из которых один остается на местах П. и
служит для местных надобностей. При переписи 28 января 1897 г. армия счетчиков
в 150000 человек получила в один день и проверила или написала под диктовку
более 30 млн. бюллетеней. Некоторым счетчикам пришлось в этот день проехать на
санях более 60 верст. Вес употребленной бумаги превысил миллион килограммов;
бюллетени, собранные в настоящее время в СПб., наполняют от пола до потолка
комнаты большого здания, нанятого для этой цели министерством внутренних дел.
На расходы по П. было ассигновано из сумм государственного казначейства (на 3
года) 3916682 руб.
Литература.
Янсон, "Теория статистики"; его же, "Устройство правильной П. в
России" ("Сборник государственных знаний" Безобразова); "Очерк
развития вопроса о всеобщей П. в России" (во "Временнике Центр. стат.
ком.", вып. 16); Бушен, "Наличное население империи за 1858 г.";
Федорович, "История и теория статистики"; Врублевский, "Первая
всеобщая П. в России"; Чечулин, "Начало в России П. и ход их до конца
XVI в."; Лаппо-Данилевский, "Организация прямого обложения в
московском государстве; И. Миклашевский, "К истории хозяйственного быта
моск. государства"; John, "Geschichte der Statistik"; Wappäus,
"Allgemeine Bevölkerungs-Statistik"; Mayr, "Die Gesetzmässigkeit
im Gesellschaftsleben"; его же, "Die Einrichtungen der
Bevölkerungsaufnahme vom 1 Decemb. 1890 in den grösseren deutschen
Staten"; Fabricius, "Zur Theorie und Praxis der Volkszählungen";
Engel, "Die Methoden der Volkszählung"; Maurice Block, "Traité
théorique et pratique de statistique"; Ж. Бертильон, "Курс
административной статистики"; статья Lehr'a в "Handbuch der
Staatsswissenschaften" Конрада; Труды статистических конгрессов, в
особенности Петербургского ("Compte rendu de la 8-me Session à
St-Pétersbourg", 1874).