ЭКАУНТОЛОГИЯ
Сайт, посвященный истории бухгалтерского учета и его неминуемому превращению в компьютерный учет
Каталог файлов
Меню сайта

Войти

Категория
Теория учета [249]
Практика учета [113]
Отраслевой учет [187]
Документация, делопроизводство, канцелярия [233]
Отчетность [74]
МСФО [13]
Налогообложение, повинности [382]
Налоговый учет [3]
Управленческий учет [31]
Контроль и управление на предприятии [133]
Инвентаризации. Складской учет [16]
Судебная бухгалтерия. Экспертиза [25]
Ревизия, аудит [50]
Финансовый анализ. Коммерческие вычисления [64]
Преподавание. Учебные заведения [178]
Автоматизация, информатика [46]
Технические приспособления [224]
История бухгалтерии [120]
Библиография [68]
Бухгалтерская периодика [31]
Нормативная база (в бухгалтерии) [194]
Государственный контроль и управление [518]
Персоналии (биографические материалы) [342]
Бухгалтерское сообщество. Организации и объединения [70]
Экономика, предпринимательство, финансы [2137]
Статистика, переписи [311]
Право (как область деятельности) [169]
Экаунтология [33]
Мемуары [33]
Афоризмы [3]
Полемика. Фельетоны [78]
Сатира. Юмор [148]
Публицистика. Научно-популярная литература [282]
Рецензии, отзывы, обзоры [747]
Художественная проза [14]
Поэзия [15]
Другое [385]

Случайная картинка

Умная мысль
Все бухгалтерское знание вращается около одного центрального понятия – счета; между тем попробуйте точно, строго определить это основное понятие, и я уверен, что не только большинство из вас, но и многие из весьма почтенных бухгалтеров затруднятся дать ответ.
В.Д. Белов

Старинный термин
ИСПОЛУ – отдавая половину урожая собственнику обрабатываемой земли.

Последняя картинка

Социальные сети

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Время жизни

Приветствую Вас, Гость · RSS 13.11.2018, 01:43

Личка:

Главная » Файлы » Теория учета

Богданчик С.Л. Бухгалтерско-дзэнская сказка, или Окололитературный "винегрет"
02.01.2014, 10:15
Сказка – ложь, да в ней намек -
добрым молодцам урок.
А.С. (незабвенный наш) Пушкин
 
Автор этих строк с искренней улыбкой на собственном (надеемся, обезображенном интеллектом) лице завершил предшествующий год размещением на сайте «Экаунтология» предновогодней бухгалтерско-лингвистической загадки. Такова была его своеобразная форма поздравления с Новым годом любознательных посетителей вышеуказанного сайта, которые любят «почесать затылок».
Начать же текущий год шибко захотелось тоже с доброй и без задней мысли улыбки, но уже по-философски более многозначной. По крайней мере, автору очень хочется верить в это.
В нижеприведенной сказке будут задействованы только вымышленные персонажи. Любые возможные сходства с некоторыми здравствующими (к счастью!) белорусским и российскими авторитетами в области теории бухгалтерского учета просим считать совершенной случайностью. Кстати, ко всем обозначенным выше лицам автор относится с глубоким уважением, несмотря на периодические «нападки» на некоторые их теоретические воззрения. Истина, понимаете, дороже…
Предупреждаем читателя, избалованного чтением изящной словесности, что автор слаб на серьезное сочинительство. Однако заслуженные литературные лавры одного современного авторитетного теоретика учета не дают «спокойно спать» в наступившем году. Тем более этот год по восточному календарю является «лошадиным», а у нас в связи с этим почему-то возникает образ Пегаса.
Итак, вперед, терпеливый читатель, на «амбразуру» вышеуказанной сказки! Только предварительно небольшое пояснение по поводу дзэн-буддизма. Внимательный читатель некоторых предыдущих статеек автора уже, наверняка, обратил внимание на его, скажем так, не равнодушие к этому философскому мировоззрению. Поэтому и некоторые дзэнские притчи будут вольно переработаны нами для поддержания сюжетной канвы. Надеемся, что это не плагиат.
Для читателя, созревшего для «медиативного» восприятия авторского текста, добавим следующее широко известное библейское выражение: «имеющий уши, да услышит». Дальше Вы непосредственно видите обозначенное выше малохудожественное авторское произведение, не имеющее, кстати, логичной и красивой концовки.
 
Десятиклассница лицея с экономическим уклоном отличница Алиса, питающая склонность к математическим и философским наукам, пришла к своему доброжелательному соседу Виктору Исааковичу Капиталову (профессору кафедры бухгалтерского учета местного университета) с просьбой научить ее основам учетной теории. Он любезно согласился обучить ее «азам» бухгалтерии, но предварительно предложил ей прогуляться для срочной беседы с одним из авторитетных учителей дзэна, с которым он был знаком в юности и даже дружил с ним в те далекие годы. Отпросившись у родителей, Алиса с радостью пошла с ним, так как ее давно интересовало это таинственное направление в буддизме.
У крыльца дома, где остановился дзэнский учитель, находился его ученик, который и занес ему визитную карточку университетского профессора. На ней было написано многое, например: доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой бухгалтерского учета, почетный член различных бухгалтерских ассоциаций и академий и т.д. Но вскоре ученик вернул ее профессору, сказав, что его учитель не знает такого человека. Сначала растерявшись, профессор немного поразмышлял и зачеркнул на визитке все свои титулы и вновь передал ее слуге. После небольшой паузы на крыльцо дома выскочил радостный учитель, крепко обнял своего школьного друга и попросил зайти с его спутницей в дом.
После непродолжительной дружеской беседы учитель полюбопытствовал у профессора об его иных интересах, которые привели к нему столь знаменитого ученого, а также о познавательных запросах юной спутницы. Профессор попросил своего школьного друга научить его основам дзэна, а также рассказал о просьбе Алисы. Учитель тут же предложил им попробовать вкусного чая, приготовленного по старинным рецептам. Гости на это с удовольствием согласились.
Они были впоследствии весьма удивлены, когда учитель продолжал наливать чай в чашку, когда она уже была переполнена, и напиток выливался на стол. Первым не выдержал профессор, сказав об этом учителю. Тот же ответил, что не возможно научить дзэну человека, у которого голова «до краев» наполнена чужими зачастую ложными идеями, мыслями и моделями, а также разработанными на их базе собственными размышлениями, которые в своей основе также, наверняка, являются порой иллюзиями.
Продолжая беседу, учитель также сказал, что дзэну нельзя научиться в обычном понимании процесса обучения. Ведь в нем, по сути, нет никаких символов, текстов и сакральных мыслей. Есть только отношение каждого индивидуума к окружающей его реальности. А истинное восприятие реальности согласно дзэну основывается только на личном опыте и адекватной его интерпретации, поэтому учителя тут мало полезны. Тем не менее, он попросил своих слушателей запомнить три высказывания, в которых, по его личному мнению, заключена сущность дзэна. Вот они:
• когда мне жарко, я иду в тень;
• не быть привязанным ни к чему, но быть привязанным ко всему;
• нет ничего сильнее предрассудков, раз усвоенные, они становятся убеждениями.
Далее он предложил поразмышлять об истинности следующих утверждений:
январь – это зимний месяц;
кислород полезен для человеческого организма;
у нормального человека смерть его родителей вызывает скорбь и печаль.
На вопрос – так ли это? – В.И. Капиталов дал утвердительный ответ, но его разумно поправила Алиса. Она заявила, что это так и не так. Ее доводы:
для жителей Южного полушария январь – это летний месяц;
кислород способствует вследствие окислительных процессов ускоренному старению организма;
есть народы, в обычаях которых при известии о смерти родного человека нет огорчения, а только радость, сопровождаемая в дальнейшем песнями, танцами и прочими проявлениями веселья.
Похвалив Алису за внимательность и эрудицию, учитель далее сказал, что один и тот же факт жизни (а последний пример тому яркое подтверждение) может вызывать различную ответную реакцию конкретного человека, которая в основном обусловлена поведенческой моделью, во многом «ненавязчиво навязанной» ему окружающими его лицами. В этом смысле учителю дзэна представляется весьма понятным высказывание И. Христа о «ненависти» к своим родителям и другим близким людям.
Чтобы говорить понятнее, учитель предложил профессору поговорить об возможных иллюзиях при восприятии экономической реальности на примере основ учетной теории, которые тот собирался чуть позднее доводить до сознания Алисы. Тем самым они бы «убили несколько зайцев», тем более и учитель испытывал давний интерес к экономическим наукам. Правда, он промолчал, что у него имеется высшее экономическое образование.
Профессор с радостью на это согласился, так как весьма обожал непростую науку диграфической бухгалтерии и считал себя в ней докой. Условная задачка у него была наготове, он ее придумал совсем недавно, чтобы наглядно объяснить своей юной ученице некоторые учетные термины и концепции.
Для начала он рассказал слушателям маленький анекдот, но с большим смыслом: девочка, где ты научилась так красиво плавать?; в воде.
Поэтому он предлагает в дидактических целях рассматривать условный пример, в котором сама Алиса будет выступать в роли индивидуального предпринимателя.
Условие задачки было следующим. Допустим, что в декабре 2013 г. Алиса, не имеющая никакого имущества, узнала, что ее одноклассник Иван готов продать шкуру медведя за 100 рублей. Опросив своих знакомых, она нашла Остапа, который готов купить ее за 120 рублей. И с продавцом и с покупателем шкуры Алиса договорилась об отсрочке платежа, хотя шкура медведя будет в декабре передана сначала от продавца Алисе, а от нее - покупателю. То есть не позднее 8 марта следующего года Остап рассчитается с нею, а она не позднее 1 апреля отдаст свой долг Ивану. Договоры и документы на передачу шкуры Алиса оформила письменно. Необходимо составить ее годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, которая, по словам профессора, является квинтэссенцией всего бухгалтерского дела.
Годовая бухгалтерская отчетность Алисы, составленная В.И. Капиталовым, выглядела следующим образом:
► БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС на 01.01.2014 г. (примечание: ниже в квадратных скобках приведен краткий ответ на новогоднюю авторскую загадку):
• активы [все в виде «crediti commerciale» (итал.) или коммерческого кредитования] = 120 рублей;
• обязательства [все в виде «debiti commerciale» (итал.) или коммерческого займа/заимствования] = 100 рублей,
• собственный капитал = 20 рублей.
[Accreditamento (итал.) или чистое кредитование = 20 рублям]
► ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ за 2013 г.:
• доходы = 120 рублей;
• расходы = 100 рублей;
• чистая прибыль = 20 рублей.
 
Профессор далее довольно подробно и весьма понятно объяснил содержание всех приведенных экономических показателей, которые реально характеризуют имущественно-финансовое состояние Алисы на 1 января 2014 г. Он, в частности, рассказал, что в данном случае все активы или экономические ресурсы, которыми владеет и контролирует Алиса, - это задолженность перед ней Остапа. Другими словами, согласно гражданскому законодательству указанное имущество - это ее коммерческий заем Остапу или коммерческое кредитование его, или, иначе говоря, ее денежное требование к нему.
Чтобы далее рассказывать своим слушателям некоторые основы учетной теории на примере составленных форм отчетности, профессор стал задавать (прежде всего, Алисе) наводящие вопросы, кое-что предварительно поясняя. Ниже кратко приведены эти вопросы и даны неполные ответы Алисы на них, а также размещены отдельные высказывания учителя дзэна.
● Получила ли Алиса в 2013 г. реальный доход благодаря своей предпринимательской деятельности?
Нет, не получила. Есть только ее ожидания на получение его в первом квартале следующего года. Об этом явно свидетельствует и тот вид актива, который она контролирует на начало года. Для нее особенно важна ключевая суть этого экономического показателя, которая выражена в последовательности слов в следующем высказывании: деньги, как ожидается, «придут» к ней от Остапа вовремя. Поэтому по состоянию на 1 января 2014 г. речь может идти об ожидаемом доходе в виде активов, ожидаемых к получению.
Учитель дзэна также добавил, что у неиспорченного всякими экономико-правовыми изысками и «наворотами» человека при одалживании денег, например, соседу в голове складывается экономическая «картинка», которая по существу совпадает с отношением Алисы к рассматриваемому активу. Юристы, экономисты и бухгалтеры могут называть этот актив/имущество по-разному: дебиторская задолженность, денежное требование, долговое обязательство заемщика, счета к получению и т.д. Но, как четко следует из ответа Алисы, для нее лично экономическая трактовка рассматриваемого показателя сводится, по сути, к деньгам, ожидаемым к поступлению в ее кошелек из кошелька Остапа. Возможны и другие экономические интерпретации, но все же предыдущее для Алисы является основным.
● Если вероятность получения денег от Остапа практически равна 100 процентам, то можно ли все-таки рассматривать 120 рублей как реальный доход?
По большому счету нельзя, так как душа каждого человека – потемки, а вообще будущее любого из них покрыто мраком.
Здесь слово снова взял учитель и рассказал следующую притчу. Когда умирал Будда, все верные ему ученики окружили его и умоляли поделиться с ними высшей истиной бытия. Он смиловался над ними и тихо сказал, что ничто не вечно.
● Стала ли она реально богаче в результате вышеуказанной деятельности?
Нет, не стала. Речь здесь также может идти только об ожидаемом (прогнозном) приросте ее богатства.
А учитель добавил, что зачастую неразумно делить шкуру неубитого медведя.
● Можно ли рассматривать обязательство перед Иваном как источник формирования (финансирования, происхождения) активов Алисы?
Нет, нельзя. Источником появления у нее конкретного товара является сам Иван, а обязательство перед ним, выраженное в определенной сумме денег, «говорит» в первую очередь о том, что Алиса должна их передать обозначенному поставщику в надлежащий срок. Она добавила, что покупная цена шкуры медведя могла быть совсем иной, чтобы непременно сказалось на ее имущественно-финансовом положении, но никак не повлияло бы на предыдущую характеристику обязательства. Отсюда обязательства, по ее мнению, – это, по сути, ожидаемые к выбытию активы (ресурсы, имущество и т.п.). Но если бы некто одолжил ей, скажем, 150 рублей, то указанное долговое обязательство также можно было бы рассматривать дополнительно и как источник финансирования, так как она берет у займодавца деньги и обязана отдать ему также деньги.
● Объяснив своим слушателям суть финансирования под уступку денежного требования (факторинга) без права регресса, профессор спросил о том, как же кредитная организация покупает, скажем, 10 января 2014 г. за 112 рублей денежное требование Алисы к Остапу, если оно, по ее мнению, есть только ожидание притока денег, но не конкретное имущество?
Кредитная организация «покупает», по сути, также ожидания поступления денег в ее кассу от Остапа, но делает это за определенное вознаграждение (8 рублей). Мотивы директора данной организации при этом полностью меркантильные. Через свою организацию он финансирует Алису не за ее красивые глаза, а в силу своей уверенности в порядочности, добром здравии и платежеспособности Остапа, что, в конечном счете, позволит позже вернуть свои деньги с лихвой. То есть он готов принять на кредитную организацию денежные ожидания Алисы, с большой вероятностью предполагая поступление 120 рублей от Остапа не позднее 8 марта 2014 г.
 
«Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!».
 
Категория: Теория учета | Добавил: BSL | Теги: теория учета, Богданчик, кредиторы, Бухгалтерский учет, дебиторы, отчетность
Просмотров: 468 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Колонка Редактора

Постоянные авторы
Copyright Медведев М.Ю. © 2012-2018