Со следующего года начнет действовать новый Федеральный
закон «О бухгалтерском учете». Знаете, что в нем самое интересное? Порядок
принятия нормативных актов, конечно же. Теперь бухгалтерская нормативка будет
приниматься в таком порядке: сначала Минфин разработает и утвердит Правила
подготовки и уточнения Программы разработки Федеральных стандартов, потом
разработает и утвердит Программу разработки Федеральных стандартов. То есть
имеется два предварительных документа, требующих утверждения:
1. Правила подготовки и уточнения Программы разработки
Федеральных стандартов.
2. Программа разработки Федеральных стандартов.
Такой вот основательный подход к нормативной работе. Полагаете, что на третьем, заключительном этапе Минфин начнет
разрабатывать и утверждать непосредственно тексты Федеральных стандартов – то,
ради чего утверждаются первые два документа? Не тут-то было! С будущего года Минфин
вообще отказывается от разработки бухгалтерской нормативки и передает это тоскливое
и хлопотное дело общественности. Для сего образуется Совет по стандартам
бухгалтерского учета. На треть Совет составят минфиновские чиновники, а
оставшиеся две трети списочного состава будут утверждаться в том же Минфине.
Если вы подумали, что звездный Совет приступит к долгожданному:
разработке Федеральных стандартов, – то жестоко заблуждаетесь. Этим светилам не
по чину разрабатывать нормативные документы лично: они лишь утверждают представленные
проекты. Непосредственно разработкой займутся так называемые субъекты
негосударственного регулирования бухгалтерского учета: называя вещи своими
именами, те некоммерческие организации, руководители которых получат места в
Совете по стандартам бухгалтерского учета. Руководители заседают, а рядовые шестерки
занимаются черновой работой, в данном случае разрабатывают Федеральные
стандарты по бухгалтерскому учету, чего тут непонятного? Каждый за
соответствующую оплату, разумеется.
Но! – в нормотворчестве допускается участие широкой
бухгалтерской общественности. Проект Федерального стандарта публикуется в Интернете,
чтобы любой желающий высказал свои замечания и пожелания: на бесплатной основе,
разумеется, и без малейшей надежды, что посылаемое в письменном виде мнение
кого-то заинтересует. Только не нужно думать, что общественник вправе
предложить Совету собственный оригинальный проект и тем реформировать
бухгалтерский учет на голом энтузиазме. Инициатива разработки проекта
принадлежит субъектам негосударственного регулирования бухгалтерского учета,
которые действуют на основании ранее утвержденной Минфином Программы разработки
Федеральных стандартов, которая основывается на Международных стандартах
финансовой отчетности. В связи с этим вообще не ясно, зачем нужна Программа разработки
Федеральных стандартов, ведь одному стандарту МСФО соответствует один
отечественный Федеральный стандарт, о чем в законе «О бухгалтерском учете»
прямо говорится.
Если Совет по стандартам бухгалтерского учета высказался за утверждение
Федерального стандарта, представленный проект… нет, он не считается
утвержденным и не принимается к исполнению. Проект всего лишь передается в
Минфин, где, как не без остроумия записано в новом законе, «в установленном
порядке подготавливается и утверждается». Порядок утверждения документов в
Минфине установлен – зачем же его ломать, в самом деле?!
Сколько важных заседаний и переговоров, сколько работы по согласованию
и визированию! Минфин разрабатывает и утверждает Правила подготовки и уточнения
Программы разработки Федеральных стандартов (раз), разрабатывает и утверждает Программу
разработки Федеральных стандартов (два), утверждает списочный состав Совета по
стандартам бухгалтерского учета (три), участвует в утверждении проекта
Федерального закона в составе Совета по стандартам бухгалтерского учета
(четыре), подготавливает и утверждает
одобренный Советом проект (пять). Одного только дяденьки и тетеньки из Минфина категорически
не умеют: разрабатывать непосредственно нормативные акты по бухгалтерскому
учету – так, чтобы их не было противно читать.
Подробный анализ документа содержится в книге «Новый Федеральный
закон «О бухгалтерском учете». Актуальный комментарий».