Счетоводство не производит богатства. Будучи наукою или просто методом, оно дает лишь возможность хозяевам промышленных предприятий знать положение своих дел, отдавать в них отчет другим лицам, заинтересованным или не заинтересованным, а также иметь контроль над служащими.
Л. Сэй
Старинный термин
ШМУ – не возвращенные владельцу материалы, сэкономленные при выполнении работ за чужой счет. Предоставляют собой недобросовестную наживу.
По утверждению «Википедии», Корсаков Семен Николаевич – русский
дворянин, изобретатель механических устройств, «интеллектуальных машин» для
информационного поиска и классификации, является пионером русской кибернетики.
О том, как будущий светоч русской кибернетики получил по
мозгам от современников – за свои технические достижения, разумеется, – читайте
в рецензии на корсаковскую книгу «Взгляд на новый способ рассуждения при помощи
машин для разбора понятий» от 1832 года. Веселенькая такая рецензия,
остроумная, смачно написанная. Та же «Википедия» рассказывает, что одновременно,
опять-таки с шуточкой-прибауточкой, изобретателю дали от ворот поворот в Императорской
Академии наук – хе, а кто бы сомневался? – после чего человек с научного
горизонта исчез. Заговорили о Корсакове спустя сотню лет после его смерти. Еще
бы не заговорить, когда, по утверждениям биографов, изобретатель впервые
применил перфорированные карты в информатике (как известно, изобретены они были
французом Ж.-М. Жаккаром для ткацкого станка).
Такие поучительные дела.
Интересно, можно ли утверждать, что такой-то человек
шарлатан, со стопроцентной уверенностью или подобные утверждения чреваты
позднейшими прозрениями? С моей точки зрения, показателем является искренность
деятельности: когда человек трудится с искренней самоотдачей, ради дела, он может
иметь успех или потерпеть неудачу, но он не шарлатан. Стопроцентными шарлатанами
являются люди, работающие за хлебную пайку, независимо от того, какие научные взгляды
они исповедуют и насколько образованы. Такие люди настоящие шарлатаны,
по-моему.
Шарлатанство и гениальность – не системы научных взглядов, а
противоположные образы жизни.