Обнаружил парочку пьес позапрошлого века:
Близнецы-пьесы, со сходными названиями, комедии в 4-х действиях, обе о банковском банкротстве, в персонажах обеих значатся директор банка, бухгалтер и приезжий ревизор. Мужские персонажи сдобрены типичной для того времени женской фактурой, в числе которых жадная любовница и невинная курсистка.
После ознакомления с данными произведениями я оказался не в состоянии разделить на две половины образовавшуюся в моей голове драматургическую кашу, настолько все перепуталось. Хотя кое-что, профессиональное, запомнилось – к примеру, явление:
Сказать такое! Про двойную итальянскую бухгалтерию! Ну господа, как можно?! Кто бы мог подумать?!
Еще понравился афоризм: «Наш банк – не банк, а пустая банка из-под варенья: варенье все скушали, одни мухи остались».
Показательно, что в обеих пьесах директора банка – отъявленные мерзавцы, то есть вопрос об этичности ведения банковской деятельности встал перед обществом о-о-очень давно. Если банкир, значит ворюга, а что с таким нехорошим человеком делать, сами сообразите. И там, и там вопрос решен по законам художественной правды: дело заканчивается арестом.
Вот еще совпадение: пьесы от 1885 года, хотя одна петербургская, а другая московская. Вероятно, процесс Струсберга (или какой из последующих?) хорошенько встряхнул общество – настолько, что банковская деятельность начала стойко ассоциироваться с обжуливанием.