ЭКАУНТОЛОГИЯ
Сайт, посвященный истории бухгалтерского учета и его неминуемому превращению в компьютерный учет
Дедков Е.П. Развитие бюджетного учета в СССР 2
Меню сайта

Войти

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Случайная картинка

Умная мысль
Как нельзя научиться арифметике, не решая ни одной задачи, а также нельзя и научиться двойной бухгалтерии, не ведя книг.
К.И. Ларин

Старинный термин
ПЕРЕТОРЖКА – повторные торги.

Последняя картинка

Социальные сети

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Время жизни

Приветствую Вас, Гость · RSS 06.05.2024, 11:31

Личка:


Согласно Наказу значительно сокращена и упрощена работа по счетоводству приходо-расходных касс. Были внесены изменения в план счетов бухгалтерского учета, общее количество которых было сокращено с 52 до 13, уменьшено количество счетов по учету доходов и расходов бюджета.
Порядок учета исполнения бюджета в приходо-расходных кассах приближен к финансовым органам, непосредственно ведающим исполнением бюджета: финансовым органам передано ведение аналитического учета доходов и составление подробной отчетности по доходам и расходам местных бюджетов, а также учета операций некассового характера (акций и паев, задолженности по займам и т. п.). Сокращен объем отчетности по использованию бюджета и удлинены периоды ее составления. Приходо-расходные кассы стали составлять только месячную отчетность (оборотную ведомость) по каждому местному бюджету и представляли ее по принадлежности. Уездные и окружные финансовые отделы составляли квартальную и годовую отчетность и представляли ее в областной, краевой и губернский финансовые отделы, которые составляли также только квартальную и годовую отчетность и представляли ее в Наркомфин своей союзной республики. Наркомфины союзных республик составляли полугодовую и годовую отчетность об исполнении местных бюджетов и представляли ее в Наркомфин СССР.
Наказом предусматривалось расширение прав союзных республик в части учета местных бюджетов. Наркомфины союзных республик имели право вносить те или иные изменения в установленный Наказом порядок учета исполнения местных бюджетов, они имели право изменять формы книг и документов, заменять форму учета, например вводить карточную форму учета или другую форму учета по двойной системе. Каждая республика имела право издавать свою инструкцию по учету исполнения местных бюджетов с учетом своих особенностей. Так, например, 1 ноября 1927 г. Наркомфином РСФСР была утверждена «Временная инструкция по счетоводству местных финансовых органов НКФ РСФСР по местным бюджетам 1927–1928 гг.», по которой для текущего учета устанавливалось 15 счетов вместо 13 по Наказу Наркомфина СССР.
Для учета доходов Наказом предусматривались три счета: «Доходы текущего года», «Нераспределенные доходы» и «Доходы будущего года». Для учета расходов также предназначалось три счета: «Расходы текущего года», «Расходы, произведенные другими приходо-расходными кассами» и «Расходы будущего года». На счете «Доходы текущего года» отражались суммы доходов, поступившие в текущем году и зачисленные в бюджет текущего года, а на счете «Расходы текущего года» – суммы расходов, произведенные в текущем году за счет источников текущего года.
На счете «Доходы будущего года» учитывались суммы, поступающие в текущем году, но относящиеся к доходам будущего бюджетного года, например отчисления от сельскохозяйственного налога следующего года; арендная плата по расчету со следующего бюджетного года и др.
Суммы, зачисленные на счет доходов будущего года, переходным остатком по этому счету перечислялись в новом году на счет доходов текущего года. Остатки средств текущего года, как и доходы будущего года, также могли использоваться в будущем году. Однако такое деление учета доходов практически ничего не давало и в дальнейшем от него пришлось отказаться.
На счете «Расходы будущего года» отражались расходы, произведенные в текущем году за счет бюджета будущего года, например расходы на заготовку топлива, приобретение учебных пособий и др. Суммы расходов, произведенные за счет будущего года, переходили на следующий год остатками и в следующем году перечислялись на счет расходов текущего года. Таким образом, независимо от того, на счет какого года относились расходы текущего или будущего, они все равно производились в текущем году. Поэтому такое деление учета расходов тоже было изменено.
В результате проведения реформы кассового исполнения государственного бюджета СССР уже в 1930 г. коренным образом изменились взаимоотношения между кассовым аппаратом – банками, финансовыми органами и бюджетными учреждениями. В основном был устранен параллелизм в работе финансовых органов, учреждений Госбанка и бюджетных учреждений по учету исполнения бюджета. Учет расходов по сметным подразделениям был оставлен за бюджетными учреждениями. Аналитический учет доходов союзного бюджета, республиканских бюджетов союзных и автономных республик, областных, краевых, городских и районных бюджетов был передан учреждениям Госбанка и коммунальным банкам (в местах, где кассовое исполнение бюджета осуществляли коммунальные банки). Учреждения Госбанка и коммунальные банки представляли финансовым органам ежемесячную отчетность по доходам, а бюджетные учреждения – по расходам. Финансовые органы на основании этих отчетов составляли сводные отчеты об исполнении бюджета.
Таким образом, учет доходов бюджета во всех финансовых органах осуществлялся по единому принципу.
В учете же расходов отдельных бюджетов имелись существенные различия. Так, учет расходов союзного бюджета и республиканских бюджетов союзных республик отличался от учета расходов местных бюджетов.
По союзному бюджету и республиканским бюджетам союзных республик кредиты бюджетным учреждениям открывались Наркомфином СССР и Наркомфинами союзных республик на учреждения Государственного банка (по месту нахождения бюджетных учреждений) итоговыми суммами по распорядителям кредитов с выделением только кредитов на заработную плату. Кредиты Госбанка на финансирование народного хозяйства открывались с указанием всех сметных подразделений расходной части бюджетной классификации, т. е. разделов, параграфов и статей. Следовательно, бюджетные учреждения, состоявшие на союзном бюджете и республиканских бюджетах союзных республик, могли получать средства в учреждениях Госбанка в пределах открытых им кредитов. Открытие кредитов оформлялось расходными расписаниями и переводными требованиями.
По местным бюджетам областные, краевые, городские и районные финансовые отделы открывали кредиты не на учреждения Госбанка, а непосредственно на бюджетные учреждения.
В зависимости от состояния наличности средств на текущем счете данного местного бюджета финансовые органы периодически давали указания учреждениям Госбанка о размере суммы, в пределах которой оплачивались чеки и другие расходные документы бюджетных учреждений. Следовательно, распорядителям кредитов устанавливался лимит для получения средств из бюджета.
Если распорядитель кредитов обслуживался не тем учреждением банка, в котором был открыт счет соответствующего местного бюджета, то финансовые органы переводили ему денежные средства непосредственно на текущий счет, с которого оплата расходов происходила в пределах имеющихся на счете средств.
Но из-за несовершенства финансирования бюджетных учреждений по лимитной системе она вскоре была отменена. Для финансирования бюджетных учреждений по местному бюджету был применен единый порядок, заключавшийся в том, что каждому распорядителю кредитов в учреждении банка открывались текущие счета, на которые финансовые органы периодически перечисляли средства с основного текущего счета бюджета в пределах сметных назначений.
С 1935 г. аналитический учет расходов союзного бюджета и республиканских бюджетов союзных республик был возложен на учреждения Госбанка, которые вели его по сметным подразделениям бюджетной классификации.
Аналитический учет доходов по местным бюджетам в 1937 г. был передан финансовым органам, а по доходам союзного бюджета и доходам республиканских бюджетов союзных республик оставлен в учреждениях Госбанка. Учреждения Госбанка по кассовому исполнению местных бюджетов стали вести только учет денежных средств по каждому бюджету на отдельных счетах. Дальнейшее совершенствование учета исполнения бюджета было направлено на установление единого порядка открытия и разассигнования бюджетных кредитов.
Дело в том, что до 1938 г. по союзному и республиканским бюджетам союзных республик кредиты открывались на учреждения Госбанка по месту нахождения финансируемых предприятий, организаций и учреждений. С 1938 г. по союзному бюджету Наркомфин СССР стал открывать кредиты наркоматам и ведомствам на Московское бюджетное отделение Госбанка, а по бюджетам союзных республик Наркомфины этих республик открывали кредиты на республиканские конторы Госбанка. Главные распорядители кредитов через учреждения Госбанка разассигновывали открытые кредиты между подведомственными им предприятиями, организациями и учреждениями.
Следует отметить, что финансовые органы на протяжении длительного периода времени не имели единых правил учета исполнения бюджета и единого плана счетов. Не только для учета исполнения союзного, республиканских и местных бюджетов применялись различные правила учета, но даже отдельные финансовые отделы местных исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся применяли различные правила учета исполнения бюджетов и различные планы счетов.
Так, еще в 1938 г. учет исполнения краевых, областных и городских бюджетов соответствующими финансовыми отделами велся согласно «Положению и инструкции о бухгалтерском учете в НКФ АССР, в краевых (областных) финансовых отделах и в горфинотделах городов, имеющих районное деление», утвержденному Наркомфином СССР 11 января 1936 г., а учет исполнения районных бюджетов осуществлялся в соответствии с «Положением и инструкцией по бухгалтерскому учету в районных финансовых отделах», утвержденным Наркомфином СССР 26 сентября 1935 г.
В Наркомфинах АССР, в краевых, областных финансовых отделах и в горфинотделах городов, имеющих районное деление, велся учет ассигнований по содержанию финансового органа лишь в части исполнения соответствующего бюджета в целом. Учет же исполнения смет расходов на содержание исполкома и его отделов, учет имущественных ценностей в учреждениях, состоящих на республиканских бюджетах автономных республик, на краевых, областных и городских бюджетах, осуществлялся по инструкции Наркомфина СССР по бухгалтерскому учету и отчетности учреждений, состоящих на бюджете.
Бухгалтерский учет в районных финансовых отделах охватывал все операции как по учету исполнения районного бюджета, так и по учету исполнения смет расходов отделов районного исполнительного комитета Советов депутатов трудящихся.
В целом в системе бухгалтерского учета исполнения бюджета имелись существенные недостатки: отсутствие единых правил. Учета и единого плана счетов текущего учета, значительно сложная техника ведения учета, отсутствие возможности составлять сводные балансы финансовых органов и балансовую отчетность. по исполнению бюджетов, что не обеспечивало контроля за состоянием учета и отчетности. Эти недостатки были устранены инструкцией по бухгалтерскому учету исполнения государственного бюджета СССР в финансовых органах, утвержденной Наркомфином СССР 20 ноября 1938 г.
С введением этой инструкции с 1 января 1939 г. для всех финансовых органов устанавливались единые правила учета и единый план счетов текущего бухгалтерского учета, что дало возможность составлять сводные балансы финансовых органов и вести единую бухгалтерскую отчетность по исполнению бюджетов.
Для всех финансовых органов этой инструкцией вводилась мемориально-ордерная форма учета с применением книг. Было установлено восемь книг. Две книги предназначались для синтетического учета (журнал операций и контрольная книга), шесть книг для аналитического учета: доходов, денежных средств, открытых кредитов, расходов, расчетов, ссуд фондов и резервов. Очень важным мероприятием являлось установление перечня бухгалтерских документов, на основании которых финансовые органы вели учет операций по исполнению бюджета.
Учет исполнения смет расходов по содержанию аппарата велся финансовыми органами согласно инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях отдельно от учета исполнения бюджета.
Этот порядок бухгалтерского учета исполнения местных бюджетов в финансовых органах с некоторыми изменениями и дополнениями, касающимися учета взаимных расчетов между бюджетами, отражения в балансе сумм в пути, учета средств целевого бюджетного резерва, учета фонда регулирования и фонда развития районной промышленности, действовал до 1 января 1951 г. С 1 января 1951 г. он стал осуществляться в соответствии с инструкцией по бухгалтерскому учету исполнения местных бюджетов в финансовых органах Министерства финансов СССР от 30 ноября 1950 г.
По этой инструкции для синтетического учета операций по исполнению бюджета, как и ранее, предназначалось две книги, но вместо контрольной книги была введена Главная книга. С введением Главной книги счетные работники освобождались от составления шахматной оборотной ведомости по счетам синтетического учета. Кроме того, она давала полный обзор состояния каждого счета синтетического учета.
Аналитический учет операций по исполнению местных бюджетов осуществлялся в девяти книгах вместо шести. Это не упрощало учет, а, наоборот, усложняло. Довольно сложным оказался аналитический учет взаимных расчетов между бюджетами и средств, переданных и полученных из других бюджетов.
Некоторые изменения и дополнения были внесены в план счетов текущего бухгалтерского учета. Так, например, за баланс вынесены расчеты по депозитным суммам и целевому бюджетному резерву, включены счета по учету сумм, подлежащих получению из других бюджетов и подлежащих передаче из одного бюджета 8 другой, исключены счета по учету операций резервного фонда местных Советов депутатов трудящихся.
Если вынесение отдельных счетов за баланс очищало его от необоснованных сумм, то введение новых счетов по учету сумм, подлежащих получению и передаче, наоборот, загромождало баланс и приводило к увеличению общей суммы его, оказывая влияние на точность определения результатов исполнения бюджета.
Значительно усложнился учет операций по взаимным расчетам. Это видно из того, что для учета таких операций предназначалось десять счетов, из них: два счета для учета переданных средств и два счета для учета сумм, подлежащих передаче другим бюджетам, являющихся активными счетами, затем два счета для полученных средств и два счёта для учета сумм, подлежащих получению из других бюджетов, и два счета для учета взаимных расчетов с другими бюджетами.
Таким образом, была сделана попытка, направленная на очистку, т. е. усиление реальности баланса, однако она не была полностью разрешена.
Учет исполнения союзного бюджета и республиканских бюджетов союзных республик до 1 августа 1952 г. велся в соответствии с инструкцией Наркомфина СССР от 20 ноября 1938 г. В июле 1952 г. Министерство финансов СССР издало отдельные инструкции по учету исполнения союзного бюджета и республиканских бюджетов союзных республик.
Изменения в этих инструкциях в основном касались количества бухгалтерских книг, плана счетов текущего учета и учета взаимных расчетов. В них отражалась некоторая специфика бухгалтерского учета исполнения союзного бюджета и республиканских бюджетов союзных республик, устанавливались отдельные планы счетов бухгалтерского учета исполнения этих бюджетов.
Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза и Совет Министров СССР в 1954 г. указали на необходимость дальнейшего упрощения учета и сокращения отчетности в народном хозяйстве. Осуществляя это указание, Министерство финансов СССР в 1955–1957 гг. пересмотрело действующую систему бухгалтерского учета и отчетности исполнения бюджета и внесло нее ряд изменений, направленных на дальнейшее совершенствование учета и сокращение отчетности. Было уменьшено количество бухгалтерских книг и счетов текущего учета, упрощен учет левого бюджетного резерва и взаимных расчетов между бюджетами, уменьшено количество форм и показателей в отчетности.
С 1 января 1956 г. учет исполнения местных бюджетов осуществлялся в соответствии с инструкцией Министерства финансов СССР по бухгалтерскому учету исполнения республиканских бюджетов автономных республик и местных бюджетов от 2 декабря 155 г. Эта инструкция значительно упрощала учет. Прежде всего разработан новый план счетов бухгалтерского учета исполнения местных бюджетов с меньшим количеством счетов (23 балансовых, 5 забалансовых счетов вместо 32 балансовых и 4 забалансовых).
План счетов имел 9 разделов вместо 10. Вместо разделов «Открытые кредиты» и «Бюджетное финансирование» введен новый раздел «Средства переданные и полученные». Для учета операции по исполнению местных бюджетов вводилось четыре книги вместо одиннадцати. Из них одна использовалась для синтетического учета и три для аналитического учета.
Синтетический учет операций велся в Книге главных счетов, в которой можно было одновременно делать хронологические и систематические записи.
Аналитический учет осуществлялся в Книге текущих счетов, доходов, фондов и резервов, в Книге кредитов, текущих счетов распорядителей кредитов и кассовых расходов и в Книге расчетов с другими бюджетами. Эти книги вполне заменяли ранее применявшиеся девять книг и обеспечивали полноту аналитического учета.
Министерство финансов СССР в марте 1956 г. издало новые инструкции по бухгалтерскому учету исполнения республиканских Бюджетов союзных республик и союзного бюджета.
В 1958–1959 гг. на основании изучения и обобщения передового опыта Министерство финансов СССР разработало ряд нормативных документов по бухгалтерскому учету исполнения государственного бюджета СССР. 20 января 1959 г. была издана новая инструкция по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов автономных республик и местных бюджетов, действующая и в настоящее время. По этой инструкции установлен новый порядок учета взаимных расчетов между бюджетами, который дает возможность более точно определить средства, переданные и полученные из других бюджетов, и правильно отражать их по срокам в отчетности. По ранее действовавшему порядку суммы, зачтенные по взаимным расчетам, в учете не подразделялись по отдельным срокам, и в отчете показывались в том периоде, в котором были произведены зачеты.
Переходящие остатки бюджетных средств на начало и конец отчетного года предусмотрено отражать в балансе по их направлениям. Такой порядок позволил исключить из плана счетов один балансовый счет, текущий счет по отчислениям страховых платежей, а также сократить большое количество текущих счетов в учреждениях Госбанка, открываемых по этим средствам финансовым органам и значительному числу распорядителей кредитов.
Введена форма сводных поручений Госбанку на перечисление средств из местного бюджета на текущие счета распорядителей кредитов. Теперь финансовые органы перечисляют средства бюджета по одному поручению нескольким распорядителям кредитов. Применение формы сводного поручения значительно сокращает работу финансовых органов и учреждений Госбанка, дает экономию в бумаге и сокращает расходы финорганов на хозяйственные нужды.
Для учета доходов бюджета предусмотрено применение ежемесячных накопительных ведомостей, что позволяет сократить затрату времени на запись этих операций. Отменена регистрация чеков по возврату доходов, дублирующая записи в бухгалтерии госдоходов.
В Книге главных счетов в конце каждого месяца вместо подсчета итога оборотов с начала года предусмотрено выводить по каждому счету остатки на начало следующего месяца, в связи с чем отпадает необходимость в составлении оборотной ведомости во счетам синтетического учета.
В новой инструкции также учтены изменения, которые были внесены в период после издания ранее действовавшей инструкции, в частности об отмене выписки расходных расписаний и о частичном изменении порядка кассового исполнения бюджета.
28 февраля 1959 г. введена новая инструкция по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов союзных республик, в которой изменен порядок учета взаимных расчетов и определения средств, переданных и полученных в процессе исполнения отдельных бюджетов отражения в балансе и учете переходящих остатков бюджетных средств на начало и конец отчетного периода по их направлениям.
Кроме того, изменен порядок учета ассигнований и открытых кредитов в министерствах финансов союзных республик, что дало возможность значительно уменьшить количество счетов аналитического учета, а также частично устранить параллелизм в учете ассигнований и открытых кредитов по исполнению республиканских бюджетов союзных республик в управлениях и отделах министерств финансов союзных республик, отменен Журнал регистрации расходных расписаний по кредитам, открытым на Госбанк.
В результате непрерывного совершенствования учета и отчетности в нашей стране была создана единая система бухгалтерского учета исполнения государственного бюджета СССР.
 
Колонка Редактора

Постоянные авторы
Copyright Медведев М.Ю. © 2012-2024