ИСТОРИЯ РУССКОЙ БУХГАЛТЕРИИ
1897 год
Общие основания счетоводства для казенных железных дорог
Высочайше утвержденным 23
мая 1897 г.
мнением Государственного Совета Министерству путей сообщения было предписано
выработать общие основания счетоводства и отчетности на всей сети казенных
железных дорог.
Вот какого мнения о
регламентации управления железными дорогами придерживался уже известный нам
Педро, он же Яков Федорович Браве.
«Первою и едва ли не главною причиною различных затруднений, иногда
мешающих правильному ведению дела, представляется то, что некоторый из
действующих постановлений и распоряжений, которыми определяются права и
обязанности как управления казенных железных дорог, так и контроля над ними, не
вполне отвечают своему назначению. Так как железная дорога, вообще говоря,
представляет собою огромное торгово-промышленное предприятие с обширным
многомиллионным хозяйством, то само собою разумеется, что и правил и постановлений,
изданных в руководство лицам, стоящим во главе этих предприятий, очень много.
Затем, по мере развития железнодорожного дела, согласно различным указаниям
опыта, одни из этих правил вовсе отменяются, а другие существенным образом
изменяются или дополняются, так что в конце концов трудно ориентироваться в
массе многочисленных разнообразных правил и распоряжений, иногда даже
противоречащих одно другому. Таким образом те, кому приходится этими правилами
и распоряжениями руководствоваться в своей практической деятельности, невольно
должны прежде всего истолковать эти правила известным образом и затем уже
применять их к делу. С другой стороны, в виду разбросанности действующих правил
и отсутствия в них определенной системы, они не обнимают собою всех возможных в
железнодорожной практике случаев, и жизнь нередко представляет такие комбинации
обстоятельств, которые правилами не предусмотрены. В таких случаях также
открывается широкий простор для различных толкований по аналогии с действующими
правилами. Однако управление дороги и контроль ее, обязанные руководствоваться
этими правилами и распоряжениями, а следовательно и заниматься истолкованием
их, представляют собою совершенно самостоятельные, одно от другого не зависящие
учреждения, а потому толкования их могут не только не совпадать, но даже прямо
противоречить друг другу. И так как и то и другое учреждение стоят во главе
дела и от различного понимания действующих законоположений относительно этого
дела зависит и различное отношение этих учреждений к нему, то, в конце концов,
получается нередко неизбежное разногласие, иногда мешающее правильному течению
дела».
И в наши дни каждому специалисту известно
несовершенство нормативной базы по бухгалтерскому учету – такое, что никакому
лечению не поддается, - однако же как мало предпринимается попыток, и раньше
предпринималось, и сейчас предпринимается, не то что обратить тенденцию в
положительную сторону, а хотя бы внятно произнести диагноз!
Литература:
· Браве Я.Ф. Государственный
контроль и государственные железные дороги (под псевдонимом Педро) – Спб., тип.
М.М. Стасюлевича, 1900.