ИСТОРИЯ РУССКОЙ БУХГАЛТЕРИИ
1722 год
Регламент Адмиралтейству и Флоту
5 апреля 1722 г. был издан «Регламент
Адмиралтейству и Флоту», самый бухгалтерский из всех документов того времени.
Воинское хозяйство,
независимо от стоящих перед ним стратегических целей, все-таки представляло
собой хозяйство, а любое хозяйство, особенно такое многогранное и для
государства важное, как воинское, нуждалось в поставленном учете. Созданный в
развитие Воинского и Морского Уставов, «Регламент Адмиралтейству и Флоту» решал
до хозяйства относящиеся вопросы и представлял, с современной точки зрения, обыкновенную
должностную инструкцию по отраслевому учету, а именно по учету на флоте и
судостроительных верфях.
Ввиду его объемности, не
можем опубликовать документ полностью, но приведем хотя бы оглавления некоторых
пунктов, по более позднему изданию от 24 марта 1740 г., имеющему название «Регламент
о управлении Адмиралтейства и Верфи». Судите сами, воинским, мореходным или
бухгалтерским является нормативный документ, пункты которого озаглавлены:
«Пункт 31. Денги все велеть
принимать Казначею.
Пункт 32. О расходе денег
посылать указы к Казначею.
Пункт 33. Все в принятых
денгах от Казначея должны ему отчет давать, кроме подрядчиков.
Пункт 36. Приходные и
расходные книги прошивать шнуром и печатать».
На этом пункте не удержимся
и процитируем его содержание:
«Все книги, в которых имеют
вписаны быть приход и расход денег и всяких вещей, должны быть белые прежде,
прошиты шнуром, и запечатать Адмиралтейскою печатью, переметя листы нумерами. И
иметь всегда оных книг в готовности на все дела потребное число».
«Пункт 37. Давать указы о
добром содержании книг приходных и расходных».
Еще цитата:
«Надлежит дать указ всем,
кто будет держать приход и расход денгам и всяким вещам, какого б звания
ни были, дабы писма и книги, надлежащие
в должности каждого, содержали в добром порядке и чистоте, дабы мочно всегда
видеть и знать всякого дня, сколько чего придет в магазины, и сколько чего из
них выдет. Чего для надлежит всем приставленным у приходу и расходу денег, и
других вещей, держать книги по положенным в конце сея книги формам, каждому,
кому что надлежит».
«Пункт 40. О выдаче
жалованья за определенным вычетом, и о определении вычета.
Пункт 41. О порядке в
раздаче жалованья.
Пункт 42. О раздаче
жалованья в недостатке денег на полную дачу.
Пункт 43. Каким образом
употреблять в другие расходы денги, определенные на жалованье.
Пункт 44. О даче жалованья наследникам,
после умерших в службе.
Пункт 45. Жалованье не
давать тем, которые отпущены будут в домы свои.
Пункт 46. О свидетельстве
приходных и расходных книг денгам и провианту».
Адмиралтейство времен Петра Великого
Адмиралтейство времен Петра Великого
Структура Адмиралтейств-коллегии к 1725 г. Современная реконструкция
Документооборот по учету служащих Адмиралтейства и расчетов с ними. Современная реконструкция
Постройка флота на Адмиралтейской верфи
Адмиралтейство в 1723 году
Адмиралтейство в 1753 году
Адмиралтейство в 1820-х
годах
Разумеется, книги нужно
свидетельствовать! Потому как невозможно же обойтись без поверки, проводившейся
таким образом:
«По окончании года надлежит
в Коллегии свидетельствовать приходные и расходные книги казначейские,
цалмейстерские, обер-комиссара от покупки и подряду, и обер-провиант-мейстера:
все ль по указам расход держан. И остаток, как денег и провианта, сходен ли с
приходом и расходом? При сем свидетельстве быть Контролеру. И которые явятся
сходны с указами и с книгами контролерскими, те закрелять контролеру, и тем,
чьи книги, давать квитанции, за руками всей Коллегии, и потом из тех подлинных
книг учиненные щеты, за руками всей же Коллегии, отсылать в Штатс-контору, а
подлинные книги оставлять в Коллегии Адмиралтейской в Архиве. Буде же которые
несходны явются с указами и книгами контролерскими, о том надлежит учинить розыск.
И то исправя, отослать також в Штатс-контору. А о чем невозможно при окончании
года освидетельствовать, за тем, что некоторые служители будут в отлучении, и к
тому времени не могут возвратиться, о том чинить по возвращении их
свидетельство, и отсылать в Штатс-контору, как выше писано. Однако при
вышеописанных щетах, писать имянно о таких отлучных».
«Пункт 47. О объявлении при
щетах в Штатс-контору чем кому еще Адмиралтейство должно.
Пункт 48. Книги, всем
материалом свидетельствованные, держать в Коллегии, а Архиве.
Пункт 49. О уничтожении
росписок, которые сделаны не по регламенту.
Пункт 52. При перемене
служителей из службы, давать указы, чтобы отдавали все что имели вступающим на
их место.
Пункт 53. За Адмиралтейские
долги вещи должников продавать от магистрата, и присылать денги в
Адмиралтейство».
Это что касается должности
казначея. А вот что говорится в «Регламенте о управлении Адмиралтейства и
Верфи» относительно должности контролера, в другой главе:
«Пункт 1. Быть при договорах
с подрядчиками у Обер-комиссара, також и при заключении договоров с оными, в
Коллегии.
Пункт 2. О надзирании над
всеми приходами и расходами, щетами, над подрядами покупки против проб, и над
работами.
Пункт 3. Смотреть, чтоб не
было никому отмены в подрядах и подряд отдавать пожиточным.
Пункт 4. Быть в Коллегии при
свидетельстве проб провианта, по которым принимать оной.
Пункт 5. О смотрении приему
провианта против проб.
Пункт 6. О записке всех
договоров учинившихся в Коллегию, и смотреть, чтоб договоры исполнены были.
Пункт 7. О смотрении приходу
и расходу материалам в полгода, и о подписи на всех указах.
Пункт 8. О смотрении приходу
и расходу денежного, и о записывании в журнал.
Пункт 9. Быть при том, когда
переменные служители отдают вещи или писма другим.
Пункт 10. О смотрении
выгрузки из судов и складки с саней вещей Адмиралтейских, чтоб отпаравлялось
немедленно.
Пункт 11. Смотреть, чтоб все
долги, какие б и на ком ни были, доправлены были.
Пункт 12. Смотреть выдачи
жалованья денежного и хлебного, чтоб было выдавано на наличных людей исправно.
Пункт 13. О досмотре
количества и качества материалов, и в добром ли хранении оные.
Пункт 14. О осмотре весов и
мер.
Пункт 15. Быть при
свидетельстве приходных и расходных книг в Коллегии.
Пункт 16. О свидетельстве
книг в Конторе о приходе и расходе материалов, у всех у кого что есть.
Пункт 17. О содержании в
добром порядке всех писем и книг надлежащих к его должности.
Пункт 18. При надзирании у
приемов материалов иметь купецких людей.
Пункт 19. Смотреть над продажею
вещей при Адмиралтействе.
Пункт 20. Писарей при
работах иметь в своем ведении».
Хозяйством на кораблях
занимаются не только казначеи и контролеры, но и другие должностные лица,
исполнению обязанностей каждым из которых посвящена отдельная глава:
«Глава 6. О должности
обер-комиссара.
Глава 7. О должности
обер-провиантмейстера.
Глава 8. О должности
казначея.
Глава 9. О должности
цалмейстера.
Глава 10. О должности
цейхмейстера».
Кроме того, в «Регламенте о
управлении Адмиралтейства и Верфи» был регламентирован порядок выгрузки и
разгрузки в портах, проведения конкурсов на государственные подряды (!), давались
многочисленные формы учетных книг, используемых на флоте и в судостроении.
В одной из книг, книге
обер-комиссара «от подряду и покупки», слева располагалась графа: «Дебет, или
подрядился поставить», для записи выданных авансов и окончания платежа, а
справа: «Кредит, или поставил», для записи принятия от поставщика товара. Эти
записи стопроцентно соответствуют используемым в настоящее время.
Литература:
· Львова Д.А. История
Адмиралтейского регламента // Бухгалтерский учет в С.-Петербурге – Спб., «Юридический центр»,
2003.