ЭКАУНТОЛОГИЯ
Сайт, посвященный истории бухгалтерского учета и его неминуемому превращению в компьютерный учет
Сакович В.А. Органы государственного управления и контроля
Меню сайта

Войти

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Случайная картинка

Умная мысль
Ясность зависит от формы и устройства книг, аккуратность же от добросовестности занимающегося.
Э. Рего

Старинный термин
НАЧЁТИСТО – невыгодно, слишком дорого.

Последняя картинка

Социальные сети

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Время жизни

Приветствую Вас, Гость · RSS 26.04.2024, 01:15

Личка:


Сакович В.А.
 
Органы государственного управления и контроля в России в конце XVII – начале XVIII веков
Из книги «Государственный контроль в России, его история и современное устройство, с изложением сметной системы, кассового порядка и устройства государственной отчетности» (1896)
 
Приказ счетных дел
Иоанн III, отказавшись платить дань татарам и присоединив к Московскому княжеству Новгород и остальные уделы, занялся внутренним устройством государства. С этого времени княжеская власть вступает в борьбу с боярством. С падением последнего, вместо поручения различных отраслей управления нескольким приближенным лицам, возникают отдельные учреждения – присутственные места, известные впоследствии под именем приказов, число которых во второй половине XVI века и XVII-м постепенно возрастает. В системе приказного управления и следует искать зерно ведомства контроля.
Существенные черты нового государственного устройства состояли в следующем: вместо лиц, прежде случайно назначавшихся для разных дел, теперь управляли постоянные присутственные места, имевшие определенное устройство, определенный круг и образ действий. Если не было еще по многим частям управления точных законов, то их заменял по крайней мере установившийся уже неизменный обычай. По мере присоединения к великому княжеству Московскому разных областей, задачи управления сделались гораздо сложнее и разнообразнее, вследствие чего увеличилось и число отдельных органов управления, заведывавших присоединенными областями. В это же время могла и должна была появиться потребность контроля. Отсюда и орган его – какой-нибудь приказ. И действительно в 1654 г., по случаю войны, был учрежден такой приказ, приказ счетных дел, на обязанности которого лежала первоначально поверка раздачи войскам жалованья.
Это приказ, как отдельное самостоятельное учреждение, в записных книгах упоминается с 1656 по 1701 год. По словам Котошихина (Котошихин Г.К. (ок. 1630-67), подъячий Посольского приказа. В 1664 г. бежал в Литву, затем в Швецию. Составил сочинение о России по заказу Шведского правительства – прим. ред.), «счетный приказ, а в нем сидят два дьяка и ведают и делают дела всего московского государства, приход и расход и остаток по книгам за многие годы. А приход в нем бывает остаточные деньги, которые в котором году за расходом что осталось в остатке; а собирая такие деньги на Москве и из городов в расходы ни в какие не даются без царского указа». Учреждение его имело целью надзор за поступлением доходов и производством расходов и собирание остаточных экономических сумм, оставшихся в каком-либо правительственном месте, за сделанных уже расходом. Кроме того, в него поступали деньги, не поступившие в казну в том году, в котором они должны были поступить; но сам он никаких расходов без царского указа не производил. Он занимался поверкою дохода, расхода и остатков денежных сумм по книгам во всем государстве, для чего по окончании года все приказы представляли ему на ревизию свои приходо-расходные книги за истекший год.. Но так как эти книги представляли одни валовые итоги прихода и расхода за весь год по каждому отдельному приказу, и кроме того не сопровождались никакими документами, то сколько-нибудь успешная ревизия делалась фактически невозможною и сводилась к простой арифметической поверке голых цифр. Крайнее разнообразие предметов ведомства отдельных приказов и отсутствие какой-либо системы в ведении приходо-расходных книг еще более затрудняли деятельность счетного приказа.
С 1656 по 1667 год он назывался приказом столовых и счетных дел, потому что в это время на него была возложена поверка отчетности по содержанию царского стола.
Состав приказа счетных дел был образован по примеру других приказов. Во главе его стоял боярин, в помощь которому назначалось несколько дьяков (3), заведывавших отделениями (повытьями) или столами; в ведении их находились подъячие (2), на которых лежали обязанности письмоводства, кроме того, при приказе состояли пристава (12), сторожа (4) и др. Приказ делился на два отделения: первое заведывало столовым делом, т.е. поверяло отчетность по содержанию царского стола; второе – счетным делом, т.е. поверяло приходо-расходные книги других приказом за истекший год. В таком виде приказ счетных дел просуществовал без особенных изменений до 1701 г., когда его обязанности были переданы в ближнюю канцелярию. Это новое учреждение, заменившее упраздненную боярскую думу, было составлено из лиц, заведывавших различными приказами.
В таком положении находилось дело контроля в допетровской Руси. Хотя выделение этого ведомства в особое установление указывает на появление сознания необходимости существования, для производства сколько-нибудь успешной ревизии правильности поступления доходов и производства расходов, отдельного органа вполне самостоятельного, не находящегося ни в какой зависимости от тех ведомств, действия которых ему пришлось бы поверять, тем не менее одного выделения и обособления этого учреждения было далеко не достаточно для исполнения возложенных на него обязанностей. Приказ счетных дел, не вооруженный ни достаточными правами, ни необходимыми средствами, не мог сделать свою деятельность сколько-нибудь плодотворною; все его усилия в этом отношении были тщетны.

Ближняя канцелярия
Ближняя канцелярия, наследовавшая от приказа счетных дел его обязанности финансового контроля, становится известною по приказным делам с 14-го марта 1701 г., когда был издан именной указ, исполнением которого, вероятно, и началась деятельность этого учреждения.
Этот указ предписывал всем приказам и ратушам доставить в ближнюю канцелярию подлинные перечневые ведомости о наличном составе денежной и всякой другой казны, о приходе и расходе ее с 1 января 1701 г., о наличном составе служилых людей, с обозначением получаемых ими окладов жалованья и пр., каковые ведомости доставлять на будущее время помесячно, а в январе погодно.
Как видно из содержания этого указа, на ближнюю канцелярию возлагалась обязанность контроля над всеми центральными учреждениями по делам государственного хозяйства и вообще заведывания финансовою частью в государстве; деятельность ее выражалась в ревизии приходо-расходных книг и исполнении тех или других поручений, которые изредка возлагались на нее Государем.
Состав ближней канцелярии бы вполне однороден с составом приказов. Главное заведывание ею было возложено на генерал-президента, под ближайшим надзором и руководством которого состояли дьяки и подъячие трех статей. С учреждением Сената часть их была переведена в канцелярию последнего.
Сущность деятельности ближней канцелярии в области финансовой составляли вообще хозяйственные вопросы государственного управления. В этом отношении ей были подчинены все приказы. Финансовое хозяйство государства в периоде деятельности ближней канцелярии (первое десятилетие XVIII-го столетия) представляло полный хаос: с одной стороны не было специального учреждения, которое сосредоточивало в себе ведение государственного хозяйства и заведывание всеми денежными сборами и расходами в государстве; с другой – до 1710 г. не было даже никаких попыток определить общее количество государственных доходов и расходов, составлять ежегодные сметы, в которых доходы и расходы были бы приведены в точное соответствие между собою. Поступление доходов было разбросано по всем приказам, вследствие чего размер их не мог быть определен с точностью. То же следует сказать о расходах. Многие приказы по самому своему назначению принуждены были производить значительные расходы, между тем в своем распоряжении имели лишь очень скудные источники дохода, и потому ни в каком случае не могли обойтись одними собственными средствами, а были принуждены пополнять недостаток их на счет других, более богатых приказов. Но эти пополнения шли исключительно на удовлетворение окладных расходов приказа, в то время как было еще множество неокладных экстраординарных расходов. В последних случаях приказам приходилось испрашивать дополнительные суммы, для чего они должны были обращаться в ближнюю канцелярию, как к главному ведомству по государственным финансам.
Финансовый контроль, как сказано выше, составлял самую главную обязанность ближней канцелярии: с этим назначением она начала свою деятельность, с ним же она и заканчивает свое существование. Поверка приходо-расходных книг производилась при совместном участии в ей специально командированных для этой цели в ближнюю канцелярию дьяков и подъячих. Внешняя, формальная сторона ревизии состояла в том, что книги по их поверке закреплялись дьяками как контролирующего, так и контролируемого учреждений. По существу же ревизия состояла в том, что «оный приход в этой ближней канцелярии свидетельствуют подлинными отписками, выписками, указами и челобитными, а расход – указами и расписками». Приходо-расходные книги и именные указы за скрепою дьяков поступали в ближнюю канцелярию вместе с подлинными делами и документами. Если их не присылали, то ближняя канцелярия требовала, чтобы «отписки и выписки, с чего вносили в приход, собрав все, что есть против приходных книг 1710 г., прислать немедленно».
Неизвестно однако, с какою правильностью и аккуратностью подавались в ближнюю канцелярию приходо-расходные ведомости в последующие годы и с каким успехом производилась их поверка, хотя подача их в ближнюю канцелярию продолжалась до 1710 г. включительно.
С 1711 г. обязанности контроля перешли временно (на 3 года) к Сенату, принявшему от ближней канцелярии значение высшего финансового и контрольного учреждения. На него было возложено, во-первых, собирать деньги, как можно больше, «понеже деньги суть артериею войны», во-вторых, смотреть о расходах во всем государстве.
Сенат немедленно приступил к более точному ознакомлению со средствами и потребностями государства, и, нуждаясь, конечно, для рассмотрения всех расходов и исключения лишних и непроизводительных, в точных сведениях о всех доходах и расходах, он затребовал указом 13 апреля 1711 г. высылки из губерний, в возможно скором времени, приходо-расходных книг, назначив для того определенные сроки, о чем подтвердил в своем указе 11 декабря 1711 г., которым повелевалось подавать «о приходе и расходе ведомости Московской губернии помесячно и по приказам, с других же губерний по третям, а те трети делать помесячно ж и в канцелярию Правительствующего Сената подавать прежде подаяния в ближнюю канцелярию. За промедление и неполные сведения Сенат грозил наложением штрафов.
Но вскоре к сожалению оказалось, что эта задача не по силам; Сенат не имел времени сам заниматься ревизией присылаемых из губерний и приказов ведомостей, так что уже в следующем 1712 г. он принужден был сосредоточить ревизию счетов в канцелярии Сената, под руководством обер-комиссара М.И. Вадбольского, определив к нему несколько человек «добрых» дьяков и подъячих, которые бы рассматривали счета, делали выписки, таблицы и обо всем доносили Сенату. Для производства ревизии Вадбольскому была дана подробная инструкция, а именно указом 12 февраля 1712 г. велено «для подлинного в приходах и расходах усмотрения» прислать из губерний в канцелярию Правительствующего Сената приходно-расходные книги 1710 г., «за руками самих сборщиков», а также подлинные и перечневые ведомости «за руками ж ландрихтеров»; то же предписано делать и на будущее время. Таким образом, на обер-комиссара Сената были возложены следующие обязанности: 1) принимать к ревизии исключительно те приходо-расходные книги и ведомости, которые при освидетельствовании окажутся за надлежащею скрепою («за руками самих сборщиков»); 2) делать из этих книг и ведомостей подробные выписки, с показанием отдельно года взимания доходов, остатков от прежних лет, недоимок и новых расходов в сравнении с расходами предыдущих лет; 3) показывать отдельно сборы с посадов и уездов; 4) составлять подробный перечень главных статей расхода; 5) составлять по губерниям краткие своды приходов и расходов; 6) делать замечания об утайке и уменьшении доходов и о превышении расходов, сравнивая и те и другие с табелью 1710 г.; 7) из сопоставления всех перечисленных данных составлять общий свод; 8) в случае замеченных ошибок допрашивать присланных дьяков и подъячих и показания на допросе представлять в доношениях в канцелярию Правительствующего Сената; 9) книги, признанные правильными, если они необходимы для сбора недоимок или для счета расходчиков, отсылать обратно в губернии, и 10) по окончании ревизии приходо-расходных книг и составления ведомостей за 1710 г. продолжать таковые же на следующий 1711 год, для чего послать из канцелярии Правительствующего Сената указы о присылке приходных книг и ведомостей с дьяками и подъячими. В заключение указ грозит обер-комиссару и дьякам наказанием за неправильные с их стороны действия при исполнении вышеизложенных обязанностей.
Как видно, обязанности контроля были довольно сложные и требовали усидчивого, внимательного труда над составлением различных сводов и ведомостей. Но вероятно новый порядок контроля не сопровождался благоприятными результатами и потому был скоро оставлен. Действительно в именном указе из ближней канцелярии от 22 января 1714 г. читаем: «Великий Государь, будучи в С.-Петербурге в консилии, указал по Именному своему указу все губернии и Собственные Канцелярии и приказы, денежные дворы и соляной сбор в приходе и расходе считать в ближней канцелярии с начала губерний, как они определены по табелям с 1710 по 1714 г., итого 4 года».
Таким образом, финансовый контроль опять всецело был передан в ближнюю канцелярию. Сенатским указом 20 октября 1714 г. было велено дьяков и подъячих, которые были присланы из губерний и уже уехали обратно, снова выслать в Москву «для того, что по именному Его Великого Государя указу то счетное дело велено ведать в ближней канцелярии и те приходные и расходные книги взять им от него Вадбольского, быть в С.-Петербурге к отчету и явиться и оные книги объявить в ближнюю канцелярию Тайному Советнику и ближней канцелярии Генерал-президенту графу Магнусу Наклеванги Никите Моисеевичу Зотову с  товарищи».
Указом 22 января 1714 г. на ближнюю канцелярию возлагалась обязанность приходо-расходные книги за четыре предшествовавшие года, т.е. ревизия, за неприсылкой из губерний книг, остановилась на 1710 г. Книги, подлежавшие ревизии, предписано требовать не все разом, а по одному году, ввиду того, что во всех губерниях должны были остаться списки с них для выбирания недоимок, а составление этих списков требовало немало времени. Для присылки книг назначены сроки с таким расчетом, чтобы все книги за четыре года были высланы в ближнюю канцелярию в течение полутора лет. Далее в указе излагаются правила относительно того, как и в каком порядке должна производиться поверка отчетных ведомостей (пункт 2). В случае неаккуратной доставки книг, ближней канцелярии предоставлялось право налагать «по рассмотрению» на губернаторов и судей штраф, а Правительствующему Сенату вменялось в обязанность «по доношениям из ближней канцелярии на ослушников и впрочем без чего быть невозможно, чинить вспоможение». Что же касается книг, обревизованных в канцелярии Сената, то их также велено передать в ближнюю канцелярию «к оному ж счетному делу, чтобы руды были не вдвое и в счетном бы деле остановки не было». Кроме того из канцелярии Сената велено давать справки о тех книгах, которые находятся в ней или отосланы в губернии. На будущее время предписывалось для более правильной и быстрой поверки назначить по приходу и расходу отдельных дьяков и подъячих, от которых требовать ежедневные и месячные ведомости, завести настольные книги для ежедневных записей прихода и расхода, денежную казну держать за печатями дьяков и до окончания поверки дьяков не мнять и не увольнять; губернаторам под страхом больших штрафов вменялось в обязанность следить за точным исполнением этого указа. Наконец указ обязывает судей и губернаторов доставлять по-прежнему «неотменно» в ближнюю канцелярию месячные, третные и годовые ведомости за текущий год, «чтобы Его Царскому Величеству о приходах и расходах и об остатках всего государства было известно всегда». Таково содержание указа 22 января 1714 г., в силу которого финансовый контроль снова должен был сосредоточиться в ближней канцелярии.
Труден и сложен был практиковавшийся в ближней канцелярии способ ревизии приходо-расходных книг. Этим же объясняется отчасти и самая медленность последней. Например, книги, представленные в ближнюю канцелярию из приказа артиллерии за 1711 и 1712 г., были обревизованы только в 1717 г. Но если причиной такой медленности ревизии является сама трудность ее, то это зависело и, может быть, даже еще в большей степени, от несвоевременной доставки в ближнюю канцелярию приходо-расходных книг. Лучшим доказательством этому служит целый ряд подтвердительных указов самой ближней канцелярии и Сената о присылке ведомостей. Даже угрозы штрафов и наказаний, о которых упоминалось чуть ли не в каждом из таких указов, не могли заставить губернаторов и судей быть более аккуратными и старательными: ревизия все-таки запаздывала на целые годы. Так например, из указа Сената 15 февраля 1716 г. видно, что приходо-расходные книги за 1714 г. поданы только из посольской, воинской, адмиралтейской и С.-Петербургской канцелярии городовых дел, «а из прочих канцелярий и из приказов губерний того 1714 г. с подлинными приходными и расходными книгами и делами и счетными списками дьяков и подъячих ни откуда ни прислано, а за тою неприсылкою в счетном деле учинилась остановка».
В 1714 г. ближняя канцелярия уже приступила к ревизии книг 1709 и 1710 г.г. Тогда же присланы были в нее из 31 приказа приходо-расходные книги 1709 г., из которых в ближней канцелярии была «учинена подлинная и из нее перечневая особая книга». Тотчас же при ревизии были обнаружены различные неправильности. Оказалось например, что дьяки воинского приказа «в то время как приход и расход деньгам и прочему был, нерадением своим взятья и данья в приходных и расходных книгах не замечали и отписей плательщикам не давали, а Его Великого Государя жалованье на 1710 г. взяли». Вследсвие этого дьякам было приказано выписать в конце каждой книги все «незамеченные» в ней места, а «подъячим, которые в том 1710 г. у прихода и расхода были, за их леность и нерадение, что они приходных и расходных книг дьякам для замечивания взятья и данья не подносили, учинить в воинском приказе наказание – бить батоги, вместо кнута, нащедно, чтобы на то смотря, впредь таковые другие ленивы и нерадетельны не были». Вместе с тем на будущее время было предписано, чтобы приходо-расходные книги представлялись к проверке «со всяким осмотрением», безнезамеченных мест, и чтобы в счетных списках «всякого неисправления отнюдь бы не было, дабы в счетном деле ни малой остановки не учинилось».
Кроме ревизии приходо-расходных книг, ближняя канцелярия была обязана исполнять разные поручения, которые возлагались на нее иногда Государем. Так например в 1717 г. ближней канцелярии было поручено составить морские штаты. Определение ее «о сформировании флота и комплект в оном кораблей, пушек и нижних чинов военных и морских» поучителен и составляет последнее известие о ней. Более поздних известий о ближней канцелярии нигде уже не встречается, так что надо думать, что в 1717 или 1718 г. она прекратила свое кратковременное существование, а вернее – была преобразована в ревизион-коллегию. В пользу этого предположения говорит уже самое свойство деятельности последней, которая, как будет указано ниже, сосредоточила в себе ведомство финансового контроля.

Коллегии
С 1719 г. начинают действовать новые учреждения – коллегии, отличавшиеся новым составом, более точным распределением предметов ведомства в каждой из них, новым делопроизводством и пр. Эти коллегии окончательно упразднили старые московские приказы и канцелярии, существование которых Петр I терпел лишь до тех пор, пока не нашел первую возможность заменить их учреждениями, более целесообразными и соответствующими новому строю общественной и государственной жизни.
Учреждение коллегий вместо прежних приказов задумано Петром I, по совету Лейбница (Пекарский. Наука и литература о Петре I – прим. авт.) и по примеру шведских коллегий, еще в 1711 г., но лишь 11 дек. 1717 г. назначены президенты в будущие коллегии, а затем советники и асессоры. Назначенный в каждую коллегию лица прежде всего должны были заняться составлением для своих коллегий особых регламентов, которые определяли бы круг их действий и обязанностей, по образцу шведских, изменяя последние сообразно особенным обстоятельствам государства российского (Указ 28 апреля 1718 г. – прим. авт.). Но дело сочинения регламентов подвигалось вперед крайне медленно. Поэтому указом 2 октября 1718 г. повелено было всем президентам, коллегий собираться в Сенат по два дня в неделю, вторник и четверг, исключительно для этого дела. В таких приготовлениях прошел весь 1718 г.
С 1719 г. коллегии были открыты в Санкт-Петербурге, а в 1720 г., под названием генерального регламента, издано было подробное учреждение для коллегий, которым точно определены:
1) состав и устройство присутствия коллегии и канцелярии; 2) разные роды заседаний присутствия; 3) внешнее устройство присутствия; 4) благочиние присутствия; 5) состав и устройство канцелярии и архива присутственных мест; 6) порядок подчинения в присутствии; 7) вступление, движение и исполнение дел словесных и письменных; 8) порядок сношений присутственных месть; 9) ответственность их; 10) пределы власти каждого порознь; 11) обязанности лиц, их составляющих. Кроме того многие коллегии имели особые регламенты.
Под именем коллегии первоначально образованы следующие: иностранных дел, камер-, юстиц-, ревизион-, воинская, адмиралтейская, коммерц-, штатс-контор-, Берг- и мануфактур-коллегии. С учреждением в числе указанных девяти коллегий трех финансовых: камер, – для заведывания всеми доходами, штатс-контор – для заведывания всеми расходами и для изыскания вместе с камер-коллегией мер к увеличению доходов и уменьшению расходов, и ревизион-коллегия – для ревизии всех счетов (Инструкция ревизион-коллегии (4 декабря 1722 г.) – прим. авт.), Сенат приобрел себе могущественных помощников.


 
 
Колонка Редактора

Постоянные авторы
Copyright Медведев М.Ю. © 2012-2024