Меню сайта |
 |
|
 |
Войти |
 |
|
 |
Календарь |
 |
« Декабрь 2023 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
 |
Архив записей |
 |
|
 |
Случайная картинка |
 |
|
 |
Умная мысль |
 |
Математические формулы, путем которых получается убеждение в верности записей в счетоводных (бухгалтерских) книгах и составленных из них отчетов, составляют изобретение, облегчающее труд умственных сил человека. М.К. Бойко
|
 |
Старинный термин |
 |
НЕГОЦИЯ – коммерческая сделка, торговля.
|
 |
Последняя картинка |
 |
|
 |
Социальные сети |
 |
|
 |
Статистика |
 |

Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
 |
Время жизни |
 |
|
 |
|
Приветствую Вас, Гость · RSS |
04.12.2023, 07:20 |
|
Личка: 
|
|
Сухомлин Н.
Статистика в древние времена
Из книги «Взгляд на статистику в историческом и современном
ее развитии и статистическое воззрение на характер и значение Европы» (1866)
В самой глубокой древности, на Востоке,
встречаются следы статистических мер; и тогда понимали цену статистических
сведений, особенно о тех
предметах, кои представляли важность в военном или финансовом отношениях.
Правительства древних часто встречали надобность в определении числа тех
классов народа, которые были нужны для защиты государства или для его финансов,
и потому предпринимали счисления или ревизии.
Подобные ревизии встречаем у древних
Евреев. Бог повелел Моисею, в пустыне Синайской, по исходе
Евреев из Египта, счесть народ мужеского пола, от 20 лет и выше, способных носить
оружие (Книга Числ, глава 1). Другой подобный случай описан в книге царств
(книга 2 глава 24). При царе Давиде Бог прогневался на Израиль и возбудил
Давида против него, говоря: "иди и изочти Израиля и Иуду" (т.е.
государства Израиль и Иудею – прим. ред.).
Военачальник Иоав, по повелению царя, обошел с войском государство, в течение
9-ти месяцев и 20 дней, и нашел 1.200,000 мужей сильных, „держащих оружиe". Давид, по исчислении людей, как сказано в той же книге, раскаялся; но Бог
продолжил наказание; по предложению пророка Гада, Давид избрал в виде казни
трехдневный мор, истребивший до 70,000 человек. В книге 1 Паралипоменон, глава
21, ст. 1, то же событие изображается несколько иначе; внушение царю произвести
ревизии народа приписывается диаволу: „Воста же диавол на Израиля и подусти
Давида, да сочислит Израиля...."
Тот и другой рассказ убедительно
свидетельствуют, что ревизии считалась у евреев вообще народным бедствием;
народ встречал ревизию со скорбью и неудовольствием. Историк, описавший в таком
мрачном виде это событие и приписавший мысль об ней диаволу, очевидно был
отголоском народных чувств, и как, по Божьему попущению, в то время случилась
столь обыкновенная на востоке моровая язва, то причина оной явно могла быть
приписана предыдущему счислению народа, как бы в наказание царю. Вообще не
только евреи, но и все восточные народы не терпели подобных счислений отчасти
по безотчетному предрассудку и суеверию, отчасти из опасения новых налогов и
отягощений, а отчасти, быть может, потому, что самое исполнение, порученное
военачальнику, в сопровождении войска, проявлялось стеснительными и крутыми для
народа мерами, и при том продолжалось долгое время, как например в приведенном
случай 9 месяцев и 20 дней, тогда как в наше время, в Англии и других европейских
государствах, счисление наличного народа производится в один день, именно:
рассылаются заблаговременно во все местности
таблицы с белыми графами, которые, для избежание двойных показаний,
могущих произойти от перемещений, одновременно, в известный день, наполняются
во всех частях государства сведениями о числе членов каждого семейства, по
полу, возрасту и другими разного рода ответами. Таким образом, административная
статистика, в древности, имела тот же характера который сохранился до сих пор,
именно, практические нужды и цели; но административные способы
исполнения, с того времени далеко упростились и усовершенствовались. Третья
ревизия евреев была произведена при Kecapе Августе; о ней
говорят языческие писатели и Евангелист Лука во 2-й главе; в то время, за
основание переписи принималось жительство по закону; каждый должен был являться
для переписи туда, откуда происходил родом и где
был приписан; поэтому Иосиф, из рода Давидова, с обрученною ему женою Mapиeю, должен был из Галилейского города
Назарета, где он жил, прибыть во Иудею, „во град Давидов", в Вифлеем,
откуда вел свой род. Столь стеснительное требование порождало весьма неблагоприятные
последствия: потеря времени, удаление от дома, от своих занятий; при этом
города наполнялись пришедшими до того, что обрученная жена Иосифа „родила
Спасителя вне дома, повила и положила его в ясли", потому что в
гостиницах не было места. Очевидно, что при таком состоянии административной
статистики, народ не имел причин ее любить; а между тем, от того расположены, с
каким он ее принимает, весьма много зависит верность и точность собираемых
сведений, и следовательно, та польза, которую эти сведения могут доставить; вот почему должно
желать, чтобы образ действий и административные способы, при собирания сведений
были доведены до возможной простоты и легкости. В наше время, в главнейших
государствах Европы принято за правило, считать наличное население, а не
приписное, по месту его родины, из которой многие могут быть в отсутствии;
правило это, устраняя приведенные выше неудобства, вместе с тем приводить к более точным и верным
результатам.
От древних евреев перейдем к Египтянам.
Не подлежит никакому сомнению, что ревизия употреблялась египтянами в самые
древние времена. Моисей, по воле Божьей, совершая в пустыне Синайской ревизию народа Божьего, для определения средств
к его защите, по всей
вероятности, мог следовать только в этом случай обычаям Египта, откуда он вывел
евреев; при том разделение египтян на касты, пользующиеся исключительными
правами и привилегиями, само собою
указывает на необходимость ревизии,
определяющей количество населения по различию этих каст.
Кадастрация также известна была известна Египтянам. Исторические памятники
служат тому убедительным доказательством; на древних египетских памятниках
встречаются изображения лиц, о занятии которых можно судить по тем
атрибутам, которые при них находятся; нередко в этих изображениям встречаются
лица, имеющие при себе большую чернильницу; эти лица составляли особую
корпорацию; обязанность их состояла в распределении налогов, и в особенности
поземельных податей в Египте. Обязанность эта требовала особых познаний в
составе земли, качестве и степени ее плодородия, менявшегося каждогодно.
Известно, что плодородие долины Нила зависело от высоты разлива реки; только места,
покрывавшиеся илом, давали обильную жатву, приносили доход и, следовательно,
были способны для обложения налогом. Справедливое распределение податей должно
было согласоваться с этой первой основой частного поземельного дохода; но как
наводнение было не каждый год одинаково, то подать, платимая жителями,
установлялась ежегодно на новых началах; каждый год нужно было производить кадастрацию (измерение и оценку
земли), чтобы посредством геометрической съемки, принести в известность
оплодотворенные разливом Нила
пространства земель, принадлежащие каждому селению, и чтобы определить ценность
их произведений и доходы. Соразмерно с количеством получаемого дохода,
производилась раскладка податей; все это предполагает в лицах, занимавшихся
такого рода обязанностями, просвещенность, знание геометрии и знакомство с
финансовым искусством.
У Греков: в греческих республиках, где население состояло из граждан
и рабов, где все дела производились гласно и публично, на народной площади, —
сведения о состоянии дел и вещей, без сомнения, были общеизвестны и каждому
доступны. Особенно для этих республик важно было определение числа граждан;
только гражданин участвовал в правлении, имел право голоса в решении
государственных дел; — не платил податей, и вообще пользовался столь
разительными преимуществам перед
негражданином, не имевшим никакого значения
и платившим повинности разного рода,
что присвоение прав гражданина теми, которые его не имели, считалось ущербом
для государства в правительственном и финансовом отношении и строго наказывалось; потому нет надобности доказывать,
что число граждан в Греции было известно,
и время от времени поверялось ревизиями; наконец, в подтверждение того,
что статистика была не чужда грекам,
можно указать на дошедшие до нас заглавия
некоторых сочинений, где
описывались государства; сохранилось также несколько отрывков, из коих
видно, что Аристотель в сочинении своем „О государстве'", сделал описание устройства
современных ему государств. Ученик его Дикеарх оставил описание Спарты, Афин и Коринфа.
У Римлян признаки статистической деятельности обнаруживаются в разных
мерах правительства. Тит Ливий и Дионисий Галикарнийский повествуют, что Этруск Сервий Туллий,
за 505 лет до Рождества Христова, установил ценз. Цицерон (Cicero), в сочинении своем de legibus (о законах), требуя от сенаторов основательного
знания своего отечества и его законов, говоря «ert Senatorii necessarium nosse Rempublicam" (Книга III, глава 18), между
прочим, исчисляет обязанности цензоров; они считали народ по числу взрослых и
малолетних, что составляет обязанность чисто
статистическую; наблюдали за состоянием казны, храмов, дорог; следили за
нравственностью народа и самого Сената, изгоняя из оного людей недостойных.
Каждый гражданин, являясь перед цензора, обязан был объявить о своем звании, летах, о величине своего
семейства, о количестве имущества и числе принадлежащих ему рабов; все это
вносилось в так называемые
Цензориальные таблицы (tabulae Censoriales) и утверждалось клятвою.
Утайка и несправедливое показание, в
ущерб казны, наказывались конфискацией имущества и лишением прав гражданства. Ценз происходил на Марсовом поле, чрез каждые 5 лет, которые составляли люстр (lustrum). По свидетельству
тех же историков, Cepвий Tyллий разделил Рим в территориальном отношении на трибы (на округи и волости); поставил в трибах
особых начальников, которые были обязаны вести сведения о жителях своего
участка и, сообразно с средствами вверенного им участка, выполнять требования
правительства войском и податью;
кроме того Сервий Tyллий установил различный празднества,
Paganalia, от слова Раgus —
волость, деревня, на которые все жители волости или деревня должны были собираться для
приношения жертв; при этом каждый приносил с собою небольшую монету и клал оную в казну храма; монеты эти были разные для мужчин, женщин
и детей. При рождении младенца, также вносилась
монета в храм Юноны; по смерти вносилась
особая монета за покойника в храм другого божества; и наконец, при
достижении 15-летнего возраста, римляне, надевая особую одежду praetexta (молодые люди надевали praetexta
в 15-летнем возрасте и носили до 17-ти лет, когда заменяли оную тогою (toga),
длинною и широкою белою одеждой, носимою обыкновенно гражданами. Девицы носили praetexta
до выхода замуж – прим. авт.), приносили известную монету в жертву богине
Юноне, покровительнице юности.
Простой счет этих монет давал понятие о числе жителей, по их полу и
возрасту, о числе рождений и
смертности. Так замысловато и
легко было устроено собирание сведений о
народонаселении и переменах, в
нем происходивших, без всякой траты для государства и без всякого отягощения для граждан.
Конечно, в наше время подобные способы неуместны, но нельзя не желать, чтобы
были придуманы другие столь же легкие и
удобные способы, для собирания статистических
сведений.
Впоследствии количество граждан, составлявших
ряды защитников республики, определялось переписями или ревизиями;
замечательнейшая из них была в царствование императора Августа, обнимавшая
собою всю империю. При Августе и его наследниках вошло также в обыкновение составлять ведомости о числе граждан и
союзников, способных носить оружие; о состоянии флота, финансов, с указанием
росписи дохода и расхода, и о других предметах
государственного управления; сведения
эти, со времен Константина, хранились в особом депо, Scrinium Memoriae, и вверены были надзору
особого государственного сановника Magistri officiorum.
Но особая забота прилагалась римлянами к приведению в известность поземельной
собственности. Agrimensores (землемеры) обязаны были
измерять пространство земель; определять качество почвы, их назначение и
ценность произведений; они разграничивали собственность частных лиц и снимали
оную на план. Границы полей и поземельных имуществ были строго охраняемы и
вверялись покровительству богов особого рода. Бог терм изображался огромным
камнем, который ставился на меже двух владений; впоследствии, камню придавали
голову и иногда руки; но никогда ног, как символ, что он не должен переменять
места. Эти камни обыкновенно привозились издалека, чтобы затруднить подлог; в
тех же видах сажались на меже деревья, привозимые из других отдаленных стран:
там сажались смоковница, миндальное дерево, финиковое и пр. Всякое покушение
нарушить границу, охраняемую покровительством божества, считалось святотатством
и наказывалось проклятием для свободного и смертью для раба. В архивах найдены
планы земель (publica instrumenta), с означением на них не только пространства, но и
качества их относительно плодородия земли.
Все эти статистические сведения были вызваны
практическими нуждами администрации. Законодательная слава Рима и основана на
тех средствах, которые они употребляли для познания своей страны, способов ее и
нужд.
|