ЭКАУНТОЛОГИЯ
Сайт, посвященный истории бухгалтерского учета и его неминуемому превращению в компьютерный учет
Сухомлин Н. Статистика в древние времена
Меню сайта

Войти

Календарь
«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей

Случайная картинка

Умная мысль
Как в зеркале отражается каждая черта, малейшее пятнышко лица, так и торговые книги должны показывать весь ход дела, все обороты, сделки и вызываемые ими прибыли и убытки. Только когда предприниматель будет знать, что ему приносит прибыль и что убыток, когда он будет видеть ясно, на что, где и сколько расходует и от чего, где и сколько получает, тогда он сможет убыточные сделки прекратить, а прибыльные расширить, и только тогда он будет гарантирован от неожиданного разорения.
Г.И. Дорошенко

Старинный термин
ПЛАТЕЖНИЦА – книга, содержащая росписи лиц с указанием податей, которые они должны платить. Находились обычно у воевод.

Последняя картинка

Социальные сети

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Время жизни

Приветствую Вас, Гость · RSS 27.06.2019, 10:00

Личка:


Сухомлин Н.
 
Статистика в древние времена

Из книги «Взгляд на статистику в историческом и современном ее развитии и статистическое воззрение на характер и значение Европы» (1866)
 
В самой глубокой древности, на Востоке, встречаются следы статистических мер; и тогда понимали цену статистических сведений, особенно о тех предметах, кои представляли важность в военном или финансовом отношениях. Правительства древних часто встречали надобность в определении числа тех классов народа, которые были нужны для защиты государства или для его финансов, и потому предпринимали счисления или ревизии.
Подобные ревизии встречаем у древних Евреев. Бог повелел Моисею, в пустыне Синайской, по исходе Евреев из Египта, счесть народ мужеского пола, от 20 лет и выше, способных носить оружие (Книга Числ, глава 1). Другой подобный случай описан в книге царств (книга 2 глава 24). При царе Давиде Бог прогневался на Израиль и возбудил Давида против него, говоря: "иди и изочти Израиля и Иуду" (т.е. государства Израиль и Иудею – прим. ред.). Военачальник Иоав, по повелению царя, обошел с войском государство, в течение 9-ти месяцев и 20 дней, и нашел 1.200,000 мужей сильных, „держащих оружиe". Давид, по исчислении людей, как сказано в той же книге, раскаялся; но Бог продолжил наказание; по предложению пророка Гада, Давид избрал в виде казни трехдневный мор, истребивший до 70,000 человек. В книге 1 Паралипоменон, глава 21, ст. 1, то же событие изображается несколько иначе; внушение царю произвести ревизии народа приписывается диаволу: „Воста же диавол на Израиля и подусти Давида, да сочислит Израиля...."
Тот и другой рассказ убедительно свидетельствуют, что ревизии считалась у евреев вообще народным бедствием; народ встречал ревизию со скорбью и неудовольствием. Историк, описавший в таком мрачном виде это событие и приписавший мысль об ней диаволу, очевидно был отголоском народных чувств, и как, по Божьему попущению, в то время случилась столь обыкновенная на востоке моровая язва, то причина оной явно могла быть приписана предыдущему счислению народа, как бы в наказание царю. Вообще не только евреи, но и все восточные народы не терпели подобных счислений отчасти по безотчетному предрассудку и суеверию, отчасти из опасения новых налогов и отягощений, а отчасти, быть может, потому, что самое исполнение, порученное военачальнику, в сопровождении войска, проявлялось стеснительными и крутыми для народа мерами, и при том продолжалось долгое время, как например в приведенном случай 9 месяцев и 20 дней, тогда как в наше время, в Англии и других европейских государствах, счисление наличного народа производится в один день, именно: рассылаются заблаговременно во все местности таблицы с белыми графами, которые, для избежание двойных показаний, могущих произойти от перемещений, одновременно, в известный день, наполняются во всех частях государства сведениями о числе членов каждого семейства, по полу, возрасту и другими разного рода ответами. Таким образом, административная статистика, в древности, имела тот же характера который сохранился до сих пор, именно, практические нужды и цели; но административные способы исполнения, с того времени далеко упростились и усовершенствовались. Третья ревизия евреев была произведена при Kecapе Августе; о ней говорят языческие писатели и Евангелист Лука во 2-й главе; в то время, за основание переписи принималось жительство по закону; каждый должен был являться для переписи туда, откуда происходил родом и где был приписан; поэтому Иосиф, из рода Давидова, с обрученною ему женою Mapиeю, должен был из Галилейского города Назарета, где он жил, прибыть во Иудею, „во град Давидов", в Вифлеем, откуда вел свой род. Столь стеснительное требование порождало весьма неблагоприятные последствия: потеря времени, удаление от дома, от своих занятий; при этом города наполнялись пришедшими до того, что обрученная жена Иосифа „родила Спасителя вне дома, повила и положила его в ясли", потому что в гостиницах не было места. Очевидно, что при таком состоянии административной статистики, народ не имел причин ее любить; а между тем, от того расположены, с каким он ее принимает, весьма много зависит верность и точность собираемых сведений, и следовательно, та польза, которую эти сведения могут доставить; вот почему должно желать, чтобы образ действий и административные способы, при собирания сведений были доведены до возможной простоты и легкости. В наше время, в главнейших государствах Европы принято за правило, считать наличное население, а не приписное, по месту его родины, из которой многие могут быть в отсутствии; правило это, устраняя приведенные выше неудобства, вместе с тем приводить к более точным и верным результатам.
От древних евреев перейдем к Египтянам. Не подлежит никакому сомнению, что ревизия употреблялась египтянами в самые древние времена. Моисей, по воле Божьей, совершая в пустыне Синайской ревизию народа Божьего, для определения средств к его защите, по всей вероятности, мог следовать только в этом случай обычаям Египта, откуда он вывел евреев; при том разделение египтян на касты, пользующиеся исключительными правами и привилегиями, само собою указывает на необходимость ревизии, определяющей количество населения по различию этих каст.
Кадастрация также известна была известна Египтянам. Исторические памятники служат тому убедительным доказательством; на древних египетских памятниках встречаются изображения лиц, о занятии которых можно судить по тем атрибутам, которые при них находятся; нередко в этих изображениям встречаются лица, имеющие при себе большую чернильницу; эти лица составляли особую корпорацию; обязанность их состояла в распределении налогов, и в особенности поземельных податей в Египте. Обязанность эта требовала особых познаний в составе земли, качестве и степени ее плодородия, менявшегося каждогодно. Известно, что плодородие долины Нила зависело от высоты разлива реки; только места, покрывавшиеся илом, давали обильную жатву, приносили доход и, следовательно, были способны для обложения налогом. Справедливое распределение податей должно было согласоваться с этой первой основой частного поземельного дохода; но как наводнение было не каждый год одинаково, то подать, платимая жителями, установлялась ежегодно на новых началах; каждый год нужно было производить кадастрацию (измерение и оценку земли), чтобы посредством геометрической съемки, принести в известность оплодотворенные разливом Нила пространства земель, принадлежащие каждому селению, и чтобы определить ценность их произведений и доходы. Соразмерно с количеством получаемого дохода, производилась раскладка податей; все это предполагает в лицах, занимавшихся такого рода обязанностями, просвещенность, знание геометрии и знакомство с финансовым искусством.
У Греков: в греческих республиках, где население состояло из граждан и рабов, где все дела производились гласно и публично, на народной площади, — сведения о состоянии дел и вещей, без сомнения, были общеизвестны и каждому доступны. Особенно для этих республик важно было определение числа граждан; только гражданин участвовал в правлении, имел право голоса в решении государственных дел; — не платил податей, и вообще пользовался столь разительными преимуществам перед негражданином, не имевшим никакого значения и платившим повинности разного рода, что присвоение прав гражданина теми, которые его не имели, считалось ущербом для государства в правительственном и финансовом отношении и строго наказывалось; потому нет надобности доказывать, что число граждан в Греции было известно, и время от времени поверялось ревизиями; наконец, в подтверждение того, что статистика была не чужда грекам, можно указать на дошедшие до нас заглавия некоторых сочинений, где описывались государства; сохранилось также несколько отрывков, из коих видно, что Аристотель в сочинении своем „О государстве'", сделал описание устройства современных ему государств. Ученик его Дикеарх оставил описание Спарты, Афин и Коринфа.
 У Римлян признаки статистической деятельности обнаруживаются в разных мерах правительства. Тит Ливий и Дионисий Галикарнийский повествуют, что Этруск Сервий Туллий, за 505 лет до Рождества Христова, установил ценз. Цицерон (Cicero), в сочинении своем de legibus (о законах), требуя от сенаторов основательного знания своего отечества и его законов, говоря «ert Senatorii necessarium nosse Rempublicam" (Книга III, глава 18), между прочим, исчисляет обязанности цензоров; они считали народ по числу взрослых и малолетних, что составляет обязанность чисто статистическую; наблюдали за состоянием казны, храмов, дорог; следили за нравственностью народа и самого Сената, изгоняя из оного людей недостойных. Каждый гражданин, являясь перед цензора, обязан был объявить о своем звании, летах, о величине своего семейства, о количестве имущества и числе принадлежащих ему рабов; все это вносилось в так называемые Цензориальные таблицы (tabulae Censoriales) и утверждалось клятвою. Утайка и несправедливое показание, в ущерб казны, наказывались конфискацией имущества и лишением прав гражданства. Ценз происходил на Марсовом поле, чрез каждые 5 лет, которые составляли люстр (lustrum). По свидетельству тех же историков, Cepвий Tyллий разделил Рим в территориальном отношении на трибы (на округи и волости); поставил в трибах особых начальников, которые были обязаны вести сведения о жителях своего участка и, сообразно с средствами вверенного им участка, выполнять требования правительства войском и податью; кроме того Сервий Tyллий установил различный празднества, Paganalia, от слова Раgus — волость, деревня, на которые все жители волости или деревня должны были собираться для приношения жертв; при этом каждый приносил с собою небольшую монету и клал оную в казну храма; монеты эти были разные для мужчин, женщин и детей. При рождении младенца, также вносилась монета в храм Юноны; по смерти вносилась особая монета за покойника в храм другого божества; и наконец, при достижении 15-летнего возраста, римляне, надевая особую одежду praetexta (молодые люди надевали praetexta в 15-летнем возрасте и носили до 17-ти лет, когда заменяли оную тогою (toga), длинною и широкою белою одеждой, носимою обыкновенно гражданами. Девицы носили praetexta до выхода замуж – прим. авт.), приносили известную монету в жертву богине Юноне, покровительнице юности. Простой счет этих монет давал понятие о числе жителей, по их полу и возрасту, о числе рождений и смертности. Так замысловато и легко было устроено собирание сведений о народонаселении и переменах, в нем происходивших, без всякой траты для государства и без всякого отягощения для граждан. Конечно, в наше время подобные способы неуместны, но нельзя не желать, чтобы были придуманы другие столь же легкие и удобные способы, для собирания статистических сведений.
Впоследствии количество граждан, составлявших ряды защитников республики, определялось переписями или ревизиями; замечательнейшая из них была в царствование императора Августа, обнимавшая собою всю империю. При Августе и его наследниках вошло также в обыкновение составлять ведомости о числе граждан и союзников, способных носить оружие; о состоянии флота, финансов, с указанием росписи дохода и расхода, и о других предметах государственного управления; сведения эти, со времен Константина, хранились в особом депо, Scrinium Memoriae, и вверены были надзору особого государственного сановника Magistri officiorum.
Но особая забота прилагалась римлянами к приведению в известность поземельной собственности. Agrimensores (землемеры) обязаны были измерять пространство земель; определять качество почвы, их назначение и ценность произведений; они разграничивали собственность частных лиц и снимали оную на план. Границы полей и поземельных имуществ были строго охраняемы и вверялись покровительству богов особого рода. Бог терм изображался огромным камнем, который ставился на меже двух владений; впоследствии, камню придавали голову и иногда руки; но никогда ног, как символ, что он не должен переменять места. Эти камни обыкновенно привозились издалека, чтобы затруднить подлог; в тех же видах сажались на меже деревья, привозимые из других отдаленных стран: там сажались смоковница, миндальное дерево, финиковое и пр. Всякое покушение нарушить границу, охраняемую покровительством божества, считалось святотатством и наказывалось проклятием для свободного и смертью для раба. В архивах найдены планы земель (publica instrumenta), с означением на них не только пространства, но и качества их относительно плодородия земли.
Все эти статистические сведения были вызваны практическими нуждами администрации. Законодательная слава Рима и основана на тех средствах, которые они употребляли для познания своей страны, способов ее и нужд.


 
Колонка Редактора

Постоянные авторы
Copyright Медведев М.Ю. © 2012-2019