Денежная книга заменила собой две книги:
денежный журнал и книгу денежных лицевых счетов. Для замены денежного журнала в
первой половине или трети денежной книги отводилось место для ведения общего
счета движения денежных средств. Сюда по мере совершения денежных операций
записывались в хронологическом порядке все приходо-расходные денежные
документы. По окончании дня в общем счете в графах «Приход» и «Расход»
выводились итоги с начала года, а в специальной графе — остаток. Сумма остатка
конкретизировалась – указывались остатки наличных денег, средств на текущем
счете, если он был открыт части, суммы за подотчетными лицами и остаток
облигаций.
После общего счета в денежной книге
открывались отдельные денежные лицевые счета на каждую статью сметы и каждый
вид внебюджетных средств и переходящих сумм (взамен книги денежных лицевых
счетов). Ведение книги подотчетных сумм было отменено, потому что необходимости
в ней в условиях действующей армии не было: общая сумма средств, числившихся за
подотчетными лицами, была известна из денежной книги, а первичный документ —
«заявление на выдачу аванса» с отметками о погашении — вполне заменял лицевой
счет авансодержателя.
Определенные удобства в организации финансового учета в
полевых условиях обеспечивались не только сочетанием в денежной книге основных
регистров, но и ее форматом, приспособленным к размерам полевой сумки. Денежная
книга получила одобрение. Начальник финансового отдела Северо-Кавказского
фронта, например, отмечал: «Учет в воинской части по форме единой денежной
книги прост и удобен, более сложного детализированного учета здесь не
требуется, так как все остальные расходы, кроме фонда зарплаты, занимают в
общем бюджете части незначительный удельный вес и в обиходе части небольшое
количество сметных подразделений».
Эти изменения улучшили финансовый учет в воинских
частях. Отчетность представлялась в срок и досрочно и притом хорошего качества.
Таким образом, во время войны в воинских
частях применялись несложные, но в то же время обеспечивающие точность
отражения финансовых операций формы учета. В условиях военного времени они себя
оправдали. Высказывались мнения, что финансовый учет в воинских частях
действующей армии мог быть упрощен еще более, если бы денежная книга или
денежный журнал были объединены с контрольной книжкой. Но эти предложения не
получили поддержки».
А вот что
говорится в том же источнике относительно учета, сбережения и экономного расходования горючего, продовольствия и
вещевого имущества:
«Процесс финансирования военных поставок не
заканчивается актом расчетов между заказчиком и поставщиком по поставкам.
Составной частью этого процесса является работа по учету, сбережению и
экономному расходованию оплаченной военной продукции. Эта работа приобрела
особое значение в период войны, когда общие трудности военного времени,
выражавшиеся в ухудшении работы транспорта и связи, частой переадресовке грузов
и т. д., тесно переплетались с трудностями системы военного снабжения и системы
финансирования военных поставок.
В самом деле, непосредственные получатели
военной продукции — части и соединения действующей армии — находились в значительном
отрыве и от заказчика (центральные довольствующие управления), и от плательщика
(Финансовое управление Наркомата Обороны), и от поставщика. Все это крайне
осложняло работу по контролю за продвижением, поступлением и использованием
военной продукции. Это положение усугублялось еще и тем, что война вызвала
практику подачи военных грузов войскам непосредственно с колес, минуя склады
Наркомата Обороны. Многие грузы не попадали по своему назначению, терялись в
пути, расхищались и т. д. Это особенно касалось таких видов военного снабжения,
как продовольствие, вещевое имущество и горючее, которые являются предметами
личного спроса. Особенно неблагополучно дело обстояло в 1942—1943 гг., когда не
было документально подтверждено получение продовольствия и имущества на сотни
миллионов рублей, что потребовало немедленного расследования.
Анализ причин такого положения показал
необходимость строжайшего учета оплаченного имущества. В начале войны учет
имущества осуществлялся, как и в мирное время, на основании удостоверений
грузополучателя (воинской части или склада), которые он высылал в центральное
довольствующее управление по получении груза. Однако в условиях военного
времени такой учет не обеспечивал надлежащего контроля за поступлением
имущества, так как склады Наркомата Обороны не только запаздывали с
представлением удостоверений, но нередко и вовсе не высылали их в
довольствующие управления. Нужны были срочные меры по перестройке системы
учета.
В Управлении вещевого снабжения был заведен
учет, полностью дублирующий складской учет, для чего военные склады должны были
представлять в управление первичные складские документы. Кроме того, склады
ежемесячно должны были представлять в управление оборотные ведомости по
движению имущества для сверки с данными учета в управлении. Такая сверка
позволяла быстро и оперативно принимать меры к розыску непоступивших грузов.
Разумеется, такой учет был громоздким, однако эта система была, пожалуй,
единственно возможной при бюджетном учете, а также в условиях максимально
централизованной в период войны системы финансирования поставок.
Вопрос своевременного и полного доведения
оплаченных материальных ценностей до войск был постоянно в центре внимания
работников Финансового управления Наркомата Обороны. Основываясь на материалах
ревизий финансово-хозяйственной деятельности фронтов и округов, вскрывших
многочисленные факты неудовлетворительной постановки контроля за поступлением
грузов, Финансовое управление Наркомата Обороны потребовало от довольствующих
управлений усиления внимания к этому участку работы. От последних в качестве
контрольной меры требовалось представление ежемесячных справок о состоянии
оплаченного имущества. Это принесло свои результаты. Уже в 1944 г. количество не
оправданных поступлением оплаченных грузов пошло на убыль, а в 1945 г. эта проблема
перестала существовать. На 1 апреля 1945 г. грузы, не подтвержденные поступлением,
составляли по Управлению вещевого снабжения 6,5% и по Управлению
продовольственного снабжения — всего 2,8% от общей суммы оплаченных грузов».
Остановимся также на вопросе, кто осуществлял финансовое руководство в
действующей армии.
«Многогранность функций низовых звеньев
финансовой службы и специфические условия их работы в военное время
предполагают усиление помощи финансовым работникам воинских частей и контроля
за их работой со стороны командования и довольствующих финансовых органов.
В воинских частях тыловых военных округов
командиры частей и в военное время осуществляли свои обязанности и права по
финансовому хозяйству в полном объеме, предусмотренном для мирного времени.
Другими были условия в действующей армии, где
необходимость сосредоточения всего внимания командиров частей на ведении боевых
действий требовала освобождения их от ряда административно-хозяйственных
функций. Помощник командира части по снабжению сосредоточил в своих руках
осуществление преобладающей части хозяйственных операций. Он находился во
втором эшелоне и самостоятельно решал все хозяйственные вопросы. Иначе обстояло
дело с финансовыми вопросами, по многим из которых мог принимать решение только
командир части. Возможность же доклада финансовых вопросов командиру части в
боевой обстановке, особенно в период наступления, были крайне ограничены, и
разрешение этих вопросов было поэтому затруднено.Положение изменилось после того, как приказом
Народного Комиссара Обороны от 27 января 1943 г. № 44 начальники финансовых органов
воинских частей и соединении в действующей армии на период военных действий
были подчинены: в воинских частях — непосредственно помощнику командира части
по снабжению, в соединениях (бригада, дивизия, корпус) — непосредственно
заместителю командира соединения по тылу, а по специальным вопросам —
начальнику финансового органа соединения, армии, фронта. Этим приказом
помощникам командиров отдельных частей по снабжению и заместителям командиров
соединений по тылу было предоставлено право распоряжения всеми денежными
средствами и право первой подписи на всех денежных документах, с возложением на
них непосредственной ответственности за правильность расходования денежных
средств в соответствии с установленным законодательством.
С подчинением начальников финансовых органов
помощникам командиров частей по снабжению разрешение необходимых финансовых
вопросов значительно упростилось.
Следует, однако, заметить, что в руководстве
финансовой службой воинских частей со стороны командиров частей и их помощников
по снабжению во время войны недоставало активности в осуществлении внутреннего
финансового контроля в частях. Это объясняется не только большой
перегруженностью их другой работой и недостаточной осведомленностью в области
финансового хозяйства, но и недостаточной помощью и контролем со стороны
довольствующих финансовых органов.
Для примера можно взять вопрос о внезапных
проверках кассы части. В течение длительного времени такие проверки
производились крайне редко, контроль за сохранностью денежных средств со
стороны командиров частей был ослаблен. В приказе по войскам 40-й армии от 1
декабря 1941 г.
№ 0112, например, отмечалось, что «внутренний контроль состояния денежных сумм
со стороны командования частей отсутствует вовсе». На это было обращено
внимание командиров частей, что способствовало возобновлению внезапных проверок
кассы. Существенное повышение активности в осуществлении таких проверок
произошло лишь с осени 1944 г.
с выходом директивы Финансового управления Наркомата Обороны, согласно которой
начальник финансового органа части при явке в довольствующий финансовый орган
за получением денежных средств обязан был представить акт или иметь отметку в
денежной книге о внезапной проверке кассы и ее результатах».
Наконец,
процитируем, уже из другого источника, отрывок, посвященный учетной методологии
в переведенном на военные рельсы народном хозяйстве.
«Совнаркомом
СССР с 1 июля 1941 г.
было разрешено списывать числящиеся на балансе убытки за счет собственных
оборотных средств и сверхплановой прибыли по наркомату в целом, списывать суммы
с расчетных счетов подведомственных хозорганов на покрытие просроченной
задолженности поставщикам, покрывать затраты на восстановление разрушенных
военными действиями предприятий и жилищ за счет капиталовложений, внелимитных
затрат, капитального ремонта, а при отсутствии их – за счет себестоимости
продукции.
Для
определения себестоимости отдельных видов продукции с целью упрощения
калькуляционной работы использовался метод коэффициентов. Цеховые и
общезаводские расходы распределялись упрощенно. На ряде предприятий прекратили
калькулирование продукции вспомогательных производств, а их расходы относили
непосредственно в состав цеховых.
На небольших
предприятиях цеховые расходы учитывались на одном общем счете, без разделения
по цехам. В этом случае их включали в себестоимость продукции в среднем
проценте по всему заводу. На услуги и работы вспомогательных и подсобных цехов,
отпускаемые на сторону, начисляли цеховые расходы в норме, предусмотренной
планом. Брак оценивали по нормативной стоимости, не составляя калькуляций его
фактической себестоимости. Отклонения фактической себестоимости материалов от
их плановой себестоимости относили на затраты производства общей суммой,
заработную плату начисляли раз в месяц.
Расходы и
потери, вызванные условиями военного времени, отражались на бухгалтерских
счетах двух балансов: основной деятельности и капитальных вложений. На балансе
основной деятельности учитывали расходы, связанные с проведением ряда текущих
мероприятий, - обусловленных обстановкой военного времени (рытье щелей,
траншей, оснащение групп самообороны и т. п.), расходы по эвакуации
предприятий, их работников и членов их семей; расходы по реэвакуации и др.
Потери, вызванные разрушением и утратой основных и оборотных средств в
результате военных действий, показывались обособленно. На балансе основной
деятельности учитывались и расходы по капитальным вложениям для защиты от
воздушных нападений, если эти затраты не щели целевого финансирования. Кроме
того, с баланса основной деятельности списывалась стоимость основных и
оборотных средств предприятия, передаваемых военному ведомству, а также
расходы по оплате труда, затраченного на работы военного характера.
В целях
единообразия Наркомфин CСCP в 1942
г. рекомендовал учитывать на дебете особого
собирательно-распределительного счета 043 «Расходы и потери, вызванные
условиями военного времени» все расходы, вызванные войной, а по его кредиту
списывать их на те счета, по которым они должны относиться сообразно их
характеру. Включение в счетный план счета 043 позволило выявить всю сумму
расходов и потерь предприятия, обусловленных войной. Так как в 1941 г. счетом 043 не
пользовались (он был введен лишь в 1942 г.), то сумму военных расходов и потерь за
этот год следовало выяснять путем особой проверки тех счетов, на которые эти
расходы были отнесены в 1941
г. Бухгалтерских же записей за 1941 г. исправлять не
рекомендовалось. По Указанию Наркомфина СССР расходы и потери, имевшие место в 1941 г., отражались в
отчетности предприятия на 1 апреля 1942 г.
Особо остро
стоял вопрос об учете основных средств и других товарно-материальных ценностей,
полностью или частично разрушенных врагом. После освобождения временно
оккупированных районов проводилась тщательная инвентаризация основных средств и
выявленных товарно-материальных ценностей. Порядок инвентаризации был указан в
циркуляре Наркомфина СССР от 15 мая 1942 г. Результаты инвентаризации в зависимости
от состояния основных средств и товарно-материальных ценностей отражались на
следующих счетах: 265 — «Разрушенные врагом основные средства»; 268 —
«Уничтоженные и расхищенные врагом товарно-материальные ценности»; 266 —
«Частично поврежденные врагом основные средства». По экономическому значению
эти суммы были потерями предприятий и представляли собой корректив к его
уставному фонду.
В счетный план
были внесены коррективы. Был введен 27-й раздел Д под названием: «Счета,
выделенные в связи с условиями военного времени». В этот раздел включался 21
счет первого порядка и два субсчета, например: 270 — «Основные средства
неэвакуированные»; 251 — «Материалы в пути, не прибывшие до эвакуации на
предприятие»; 252 — «Товарно-материальные ценности неэвакуированные»; 253 —
«Товарно-материальные ценности эвакуированные, но не прибывшие в местонахождение
предприятия» и др.
Основной
формой отчетности, введенной во время войны, была ежемесячная телеграфная
отчетность по труду по определенному
кругу показателей, представлявшаяся в ЦСУ Госплана СССР. Разовая
отчетность «Об итогах инвентаризации предприятий в освобожденных районах»
представлялась в апреле 1944
г. Сводные итоги инвентаризации следовало представить как
по предприятиям, восстанавливающим свою деятельность, так и не восстановившим
ее в районах, освобожденных от немецко-фашистских оккупантов, до 1 января 1944 г.».
Страницы из вещевой книжки офицера Красной Армии, с отрывными талонами. Документ, принадлежащий деду одного из составителей, хранился шестьдесят лет
Литература:
· Худяков П.Н. Войсковой учет и
отчетность в Красной Армии. Учебное пособие к практическим занятиям - М., 1942.
· Худяков П.Н. Пособие по
бухгалтерскому учету в войсковых соединениях - М., Редакционно-издательское
отделение, 1942.
· Худяков П.Н. Проверка и
анализ финансового отчета войсковой части - М., Редакционно-издательское
отделение, 1942.
· Финансовая служба Вооруженных
сил СССР в период войны. Организация финансирования Советской армии и
Военно-морского флота во время Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. – М., Воениздат,
1967.
· Маздоров В.А. История
развития бухгалтерского учета в СССР (1917-1972 г.г.) – М., Финансы,
1972.
· Смирнова Н.И., Чеснокова А.Н.
Ленинградская городская контора Госбанк СССР (1918-1945). Исторический очерк –
Спб., «Сатис», 2002.
***
Конечно, самый
известный учетный документ времен Великой Отечественной – хлебная карточка. Не
приведи Господи…
[1] Сборник указаний ФУ при НКО № 18 от 11.12.1941: «Согласно § 149 учет операций войскового соединения производится по методу простой бухгалтерии в денежной книге» (прим. сост.).