ЭКАУНТОЛОГИЯ
Сайт, посвященный истории бухгалтерского учета и его неминуемому превращению в компьютерный учет
Учет в военное время 2
Меню сайта

Войти

Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Архив записей

Случайная картинка

Умная мысль
Мастерство специалистов по надуванию публики и органов налоговой администрации ценится и оплачивается не ниже, чем искусство артиста или художника.
Л.Г. Кузнецов

Старинный термин
ПРИСТАВНОЙ – документ, составлявшийся приставом судебным (например, о вызове в суд).

Последняя картинка

Социальные сети

Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Время жизни

Приветствую Вас, Гость · RSS 30.11.2024, 07:01

Личка:


В августе 1941 г. введена простая стандартная форма денеж­ной книги. Первоначально она была введена только для частей действующей армии, а в дальнейшем, в декабре 1941 г., и для тыловых воинских частей[1]. Это было обусловлено необходимостью приобщить финансовые кадры еще в тылу к порядку финансового учета в действующей армии.
Денежная книга заменила собой две книги: денежный журнал и книгу денежных лицевых счетов. Для замены денежного журнала в первой половине или трети денежной книги отводилось место для ведения общего счета движения денежных средств. Сюда по мере совершения денежных операций записывались в хронологическом порядке все приходо-расходные денежные документы. По окончании дня в общем счете в графах «Приход» и «Расход» выводились итоги с начала года, а в специальной графе — остаток. Сумма остатка конкретизировалась – указывались остатки наличных денег, средств на текущем счете, если он был открыт части, суммы за подотчетными лицами и остаток облигаций.
После общего счета в денежной книге открывались отдельные денежные лицевые счета на каждую статью сметы и каждый вид внебюджетных средств и переходящих сумм (взамен книги денежных лицевых счетов). Ведение книги подотчетных сумм было отменено, потому что необходимости в ней в условиях действующей армии не было: общая сумма средств, числившихся за подотчетными лицами, была известна из денежной книги, а первичный документ — «заявление на выдачу аванса» с отметками о погашении — вполне заменял лицевой счет авансодержателя.
Определенные удобства в организации финансового учета в полевых условиях обеспечивались не только сочетанием в денежной книге основных регистров, но и ее форматом, приспособленным к размерам полевой сумки. Денежная книга получила одобрение. Начальник финансового отдела Северо-Кавказского фронта, например, отмечал: «Учет в воинской части по форме единой денежной книги прост и удобен, более сложного детализированного учета здесь не требуется, так как все остальные расходы, кроме фонда зарплаты, занимают в общем бюджете части незначительный удельный вес и в обиходе части небольшое количество сметных подразделений».
Эти изменения улучшили финансовый учет в воинских частях. Отчетность представлялась в срок и досрочно и притом хорошего качества.
Таким образом, во время войны в воинских частях применялись несложные, но в то же время обеспечивающие точность отражения финансовых операций формы учета. В условиях военного времени они себя оправдали. Высказывались мнения, что финансовый учет в воинских частях действующей армии мог быть упрощен еще более, если бы денежная книга или денежный журнал были объединены с контрольной книжкой. Но эти предложения не получили поддержки».
А вот что говорится в том же источнике относительно учета, сбережения и экономного расходования горючего, продовольствия и вещевого имущества:
«Процесс финансирования военных поставок не заканчивается актом расчетов между заказчиком и поставщиком по поставкам. Составной частью этого процесса является работа по учету, сбережению и экономному расходованию оплаченной военной продукции. Эта работа приобрела особое значение в период войны, когда общие трудности военного времени, выражавшиеся в ухудшении работы транспорта и связи, частой переадресовке грузов и т. д., тесно переплетались с трудностями системы военного снабжения и системы финансирования военных поставок.
В самом деле, непосредственные получатели военной продукции — части и соединения действующей армии — находились в зна­чительном отрыве и от заказчика (центральные довольствующие управления), и от плательщика (Финансовое управление Наркомата Обороны), и от поставщика. Все это крайне осложняло работу по контролю за продвижением, поступлением и использованием военной продукции. Это положение усугублялось еще и тем, что война вызвала практику подачи военных грузов войскам непосредственно с колес, минуя склады Наркомата Обороны. Многие грузы не попадали по своему назначению, терялись в пути, расхищались и т. д. Это особенно касалось таких видов военного снабжения, как продовольствие, вещевое имущество и горючее, которые являются предметами личного спроса. Особенно неблагополучно дело обстояло в 1942—1943 гг., когда не было документально подтверждено получение продовольствия и имущества на сотни миллионов рублей, что потребовало немедленного расследования.
Анализ причин такого положения показал необходимость строжайшего учета оплаченного имущества. В начале войны учет имущества осуществлялся, как и в мирное время, на основании удостоверений грузополучателя (воинской части или склада), которые он высылал в центральное довольствующее управление по получении груза. Однако в условиях военного времени такой учет не обеспечивал надлежащего контроля за поступлением имущества, так как склады Наркомата Обороны не только запаздывали с представлением удостоверений, но нередко и вовсе не высылали их в довольствующие управления. Нужны были срочные меры по перестройке системы учета.
В Управлении вещевого снабжения был заведен учет, полностью дублирующий складской учет, для чего военные склады должны были представлять в управление первичные складские документы. Кроме того, склады ежемесячно должны были представлять в управление оборотные ведомости по движению имущества для сверки с данными учета в управлении. Такая сверка позволяла быстро и оперативно принимать меры к розыску непоступивших грузов. Разумеется, такой учет был громоздким, однако эта система была, пожалуй, единственно возможной при бюджетном учете, а также в условиях максимально централизованной в пе­риод войны системы финансирования поставок.
Вопрос своевременного и полного доведения оплаченных материальных ценностей до войск был постоянно в центре внимания работников Финансового управления Наркомата Обороны. Основываясь на материалах ревизий финансово-хозяйственной деятельности фронтов и округов, вскрывших многочисленные факты неудовлетворительной постановки контроля за поступлением грузов, Финансовое управление Наркомата Обороны потребовало от довольствующих управлений усиления внимания к этому участку работы. От последних в качестве контрольной меры требовалось представление ежемесячных справок о состоянии оплаченного имущества. Это принесло свои результаты. Уже в 1944 г. количество не оправданных поступлением оплаченных грузов пошло на убыль, а в 1945 г. эта проблема перестала существовать. На 1 апреля 1945 г. грузы, не подтвержденные поступлением, составляли по Управлению вещевого снабжения 6,5% и по Управлению продовольственного снабжения — всего 2,8% от общей суммы оплаченных грузов».
Остановимся также на вопросе, кто осуществлял финансовое руководство в действующей армии.
«Многогранность функций низовых звеньев финансовой службы и специфические условия их работы в военное время предполагают усиление помощи финансовым работникам воинских частей и контроля за их работой со стороны командования и довольствующих финансовых органов.
В воинских частях тыловых военных округов командиры частей и в военное время осуществляли свои обязанности и права по финансовому хозяйству в полном объеме, предусмотренном для мирного времени.
Другими были условия в действующей армии, где необходимость сосредоточения всего внимания командиров частей на ведении боевых действий требовала освобождения их от ряда административно-хозяйственных функций. Помощник командира части по снабжению сосредоточил в своих руках осуществление преобладающей части хозяйственных операций. Он находился во втором эшелоне и самостоятельно решал все хозяйственные вопросы. Иначе обстояло дело с финансовыми вопросами, по многим из которых мог принимать решение только командир части. Возможность же доклада финансовых вопросов командиру части в боевой обстановке, особенно в период наступления, были крайне ограничены, и разрешение этих вопросов было поэтому затруднено.
Положение изменилось после того, как приказом Народного Комиссара Обороны от 27 января 1943 г. № 44 начальники финансовых органов воинских частей и соединении в действующей армии на период военных действий были подчинены: в воинских частях — непосредственно помощнику командира части по снабжению, в соединениях (бригада, дивизия, корпус) — непосредственно заместителю командира соединения по тылу, а по специальным вопросам — начальнику финансового органа соединения, армии, фронта. Этим приказом помощникам командиров отдельных частей по снабжению и заместителям командиров соединений по тылу было предоставлено право распоряжения всеми денежными средствами и право первой подписи на всех денежных документах, с возложением на них непосредственной ответственности за правильность расходования денежных средств в соответствии с установленным законодательством.
С подчинением начальников финансовых органов помощникам командиров частей по снабжению разрешение необходимых финансовых вопросов значительно упростилось.
Следует, однако, заметить, что в руководстве финансовой службой воинских частей со стороны командиров частей и их помощ­ников по снабжению во время войны недоставало активности в осуществлении внутреннего финансового контроля в частях. Это объясняется не только большой перегруженностью их другой работой и недостаточной осведомленностью в области финансового хозяйства, но и недостаточной помощью и контролем со стороны довольствующих финансовых органов.
Для примера можно взять вопрос о внезапных проверках кассы части. В течение длительного времени такие проверки производились крайне редко, контроль за сохранностью денежных средств со стороны командиров частей был ослаблен. В приказе по войскам 40-й армии от 1 декабря 1941 г. № 0112, например, отмечалось, что «внутренний контроль состояния денежных сумм со стороны командования частей отсутствует вовсе». На это было обращено внимание командиров частей, что способствовало возобновлению внезапных проверок кассы. Существенное повышение активности в осуществлении таких проверок произошло лишь с осени 1944 г. с выходом директивы Финансового управления Наркомата Обороны, согласно которой начальник финансового органа части при явке в довольствующий финансовый орган за получением денежных средств обязан был представить акт или иметь отметку в денежной книге о внезапной проверке кассы и ее результатах».
Наконец, процитируем, уже из другого источника, отрывок, посвященный учетной методологии в переведенном на военные рельсы народном хозяйстве.
«Совнаркомом СССР с 1 июля 1941 г. было разрешено списывать числящиеся на балансе убытки за счет собственных оборотных средств и сверхплановой прибыли по наркомату в целом, списывать суммы с расчетных счетов подведомственных хозорганов на покрытие просроченной задолженности поставщикам, покрывать затраты на восстановление разрушенных военными действиями предприятий и жилищ за счет капиталовложений, внелимитных затрат, капитального ремонта, а при отсутствии их – за счет себестоимости продукции.
Для определения себестоимости отдельных видов продукции с целью упрощения калькуляционной работы использовался метод коэффициентов. Цеховые и общезаводские расходы распределялись упрощенно. На ряде предприятий прекратили калькулирование продукции вспомогательных производств, а их расходы относили непосредственно в состав цеховых.
На небольших предприятиях цеховые расходы учитывались на одном общем счете, без разделения по цехам. В этом случае их включали в себестоимость продукции в среднем проценте по всему заводу. На услуги и работы вспомогательных и подсобных цехов, отпускаемые на сторону, начисляли цеховые расходы в норме, предусмот­ренной планом. Брак оценивали по нормативной стои­мости, не составляя калькуляций его фактической себе­стоимости. Отклонения фактической себестоимости ма­териалов от их плановой себестоимости относили на затраты производства общей суммой, заработную плату начисляли раз в месяц.
Расходы и потери, вызванные условиями военного времени, отражались на бухгалтерских счетах двух балансов: основной деятельности и капитальных вложений. На балансе основной деятельности учитывали расходы, связанные с проведением ряда текущих мероприятий, - обусловленных обстановкой военного времени (рытье щелей, траншей, оснащение групп самообороны и т. п.), расходы по эвакуации предприятий, их работников и членов их семей; расходы по реэвакуации и др. Потери, вызванные разрушением и утратой основных и оборотных средств в результате военных действий, показыва­лись обособленно. На балансе основной деятельности учи­тывались и расходы по капитальным вложениям для защиты от воздушных нападений, если эти затраты не щели целевого финансирования. Кроме того, с баланса основной деятельности списывалась стоимость основных и оборотных средств предприятия, передаваемых воен­ному ведомству, а также расходы по оплате труда, за­траченного на работы военного характера.
В целях единообразия Наркомфин CСCP в 1942 г. рекомендовал учитывать на дебете особого собирательно-распределительного счета 043 «Расходы и потери, вызванные условиями военного времени» все расходы, вызванные войной, а по его кредиту списывать их на те счета, по которым они должны относиться сообразно их характеру. Включение в счетный план счета 043 позво­лило выявить всю сумму расходов и потерь предприятия, обусловленных войной. Так как в 1941 г. счетом 043 не пользовались (он был введен лишь в 1942 г.), то сумму военных расходов и потерь за этот год следовало выяснять путем особой проверки тех счетов, на которые эти расходы были отнесены в 1941 г. Бухгалтерских же записей за 1941 г. исправлять не рекомендовалось. По Указанию Наркомфина СССР расходы и потери, имевшие место в 1941 г., отражались в отчетности предприятия на 1 апреля 1942 г.
Особо остро стоял вопрос об учете основных средств и других товарно-материальных ценностей, полностью или частично разрушенных врагом. После освобождения временно оккупированных районов проводилась тщательная инвентаризация основных средств и выявленных то­варно-материальных ценностей. Порядок инвентаризации был указан в циркуляре Наркомфина СССР от 15 мая 1942 г. Результаты инвентаризации в зависимости от состояния основных средств и товарно-материальных ценностей отражались на следующих счетах: 265 — «Раз­рушенные врагом основные средства»; 268 — «Уничтожен­ные и расхищенные врагом товарно-материальные цен­ности»; 266 — «Частично поврежденные врагом основные средства». По экономическому значению эти суммы были потерями предприятий и представляли собой корректив к его уставному фонду.
В счетный план были внесены коррективы. Был вве­ден 27-й раздел Д под названием: «Счета, выделенные в связи с условиями военного времени». В этот раздел включался 21 счет первого порядка и два субсчета, например: 270 — «Основные средства неэвакуированные»; 251 — «Материалы в пути, не прибывшие до эвакуации на предприятие»; 252 — «Товарно-материальные ценности неэвакуированные»; 253 — «Товарно-материальные цен­ности эвакуированные, но не прибывшие в местонахож­дение предприятия» и др.
Основной формой отчетности, введенной во время войны, была ежемесячная телеграфная отчетность по труду по определенному  кругу  показателей,  представлявшаяся в ЦСУ Госплана СССР. Разовая отчетность «Об итогах инвентаризации предприятий в освобожденных районах» представлялась в апреле 1944 г. Сводные итоги инвентаризации следовало представить как по предприя­тиям, восстанавливающим свою деятельность, так и не восстановившим ее в районах, освобожденных от немецко-фашистских оккупантов, до 1 января 1944 г.».



  

  

  

  

Страницы из вещевой книжки офицера Красной Армии, с отрывными талонами. Документ, принадлежащий деду одного из составителей, хранился шестьдесят лет


Литература:
· Худяков П.Н. Войсковой учет и отчетность в Красной Армии. Учебное пособие к практическим занятиям - М., 1942.
· Худяков П.Н. Пособие по бухгалтерскому учету в войсковых соединениях - М., Редакционно-издательское отделение, 1942.
· Худяков П.Н. Проверка и анализ финансового отчета войсковой части - М., Редакционно-издательское отделение, 1942.
· Финансовая служба Вооруженных сил СССР в период войны. Организация финансирования Советской армии и Военно-морского флота во время Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. – М., Воениздат, 1967.
· Маздоров В.А. История развития бухгалтерского учета в СССР (1917-1972 г.г.) – М., Финансы, 1972.
· Смирнова Н.И., Чеснокова А.Н. Ленинградская городская контора Госбанк СССР (1918-1945). Исторический очерк – Спб., «Сатис», 2002.
 
***
Конечно, самый известный учетный документ времен Великой Отечественной – хлебная карточка. Не приведи Господи…



[1] Сборник указаний ФУ при НКО № 18 от 11.12.1941: «Согласно § 149 учет операций войскового соединения производится по методу простой бухгалтерии в денежной книге» (прим. сост.).

 

Колонка Редактора

Постоянные авторы
Copyright Медведев М.Ю. © 2012-2024