ЭКАУНТОЛОГИЯ
Сайт, посвященный истории бухгалтерского учета и его неминуемому превращению в компьютерный учет
Железнодорожные злоупотребления
Меню сайта

Войти

Календарь
«  Июль 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Случайная картинка

Умная мысль
Главный корень зла заключается в том, что браздоправители учреждений часто страдают отсутствием необходимых познаний по счетоводству.
Э. Мишо

Старинный термин
ЛУКРАТИВНЫЙ – прибыльный, выгодный.

Последняя картинка

Социальные сети

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Время жизни

Приветствую Вас, Гость · RSS 10.07.2025, 08:46

Личка:



ИСТОРИЯ РУССКОЙ БУХГАЛТЕРИИ
1877 год
Железнодорожные злоупотребления

В 1877 г. при Государственном Контроле была учреждена Комиссия (под председательством Тертия Ивановича Филиппова) из чиновников Государственного Контроля, Министерства финансов и Министерства путей сообщения с целью установить сметные правила для железнодорожных обществ, выработать порядок их счетоводства и отчетности и порядок поверки железнодорожных операций.


Т.И. Филиппов

Проект, после рассмотрения в Министерстве финансов и Министерстве путей сообщения, был передан на рассмотрение графа Баранова, председателя Комиссии для исследования состояния железных дорог в Империи и изыскания мер к его улучшению. Однако могло ли счетоводство, тем более придуманное министерскими чиновниками, ограничить злоупотребления, издавна процветавшие при строительстве российских железных дорог?
Строители железных дорог нагло и в огромных масштабах обогащались за счет государственных подрядов – это отмечается практически всеми авторами, занимавшимися данной проблемой.
Вот что писал по этому, а именно по поводу Восточно-Китайской железной дороги, известный экономист И.Х. Озеров:
«Постройка велась без всякой отчетности. Так, г. Ч. пишет в своем докладе государственному контролеру при исследовании этой дороги: «Я участвовал в работах комиссии под председательством Ходоровского, исследование отчетности вскрыло следующее: мно­гие расписки написаны вовсе не по-китайски, а представляют ряд фантастических знаков. Одно и то же лицо оказывалось то грамотным, то неграмотным. Расписки разных китайцев на табелях сделаны нередко одним и тем же лицом». Иногда на документах проставляется цифра и отметка: «Это, вероятно, расход по поездке». Ка­кой поездки, куда — неизвестно. Или: «Это расход, о котором я ничего не знаю, а г. Ледебор знает все». Или документ: «300 долларов». Вот и все. Куда употреблены 300 долларов, на что они — неизвестно. Иногда сверх контрактных цен уплачивались круп­ные суммы в 25-40% за «особые работы»; опять почему — неизвестно.
Было наряжено целое следствие по поводу инженера П. отно­сительно представления им подложных счетов на крупную сумму, и опрошенные китайцы заявляли, что под счетами, где значились их подписи, они не подписывались и денег не получали...
Печатные отчеты, которые Министерство финансов пересылало в контроль, являлись лишь денежными отчетами. Там иногда просто значилось так: в отчете за 1902 г.: «Переведено главному инженеру 41 м. р.», а как израсходованы эти средства, на что — неизвестно: отчета нет...
По отчетами Министерства финансов нельзя составить представления, насколько хозяйственно велась постройка.
При исследовании отчетности некоторые ссылались на пожары, на боксерское восстание, в котором погибла отчетность. Так, заготовки леса на 5 млн. руб. производились неким Д., который, не будучи в состоянии оправдать документами произведенные им расходы, заявил, что все книги со счетами сгорели во время пожара в Харбине, а в «Харбинском Вестнике» после пожара было им самим печатно заявлено, что во время пожара уничтожено было всего несколько судебных дел...
Постройка Дальнего также в значительной степени не оправдана документами, а теперь отчеты захвачены японцами и пока не выданы обратно. Одним словом, все счетное дело было найдено ко­миссией Ходоровского в полном беспорядке. Бухгалтерские книги оказались непригодными. Комиссия т. с. Романова в 1901 г. также выяснила несостоятельность отчетности. Но и в той отчетности, которая представлялась, трудно было разобраться. Она запутывает тем, что счет производился на самые разнообразные монеты — ямбовое серебро, таэли, ланы, доллары мексиканские, дяо гиринские, цицикарские, мукденские и т.д. У расписок зачастую нет дат.
Постройка дороги велась на 90% всех расходов из авансовых сумм.
Но неожиданно 21 июня 1905 года в письме на имя графа Сольского В.Н. Коковцов заявил, что отчет по постройке Восточно-Китайской дороги выполнен вполне удовлетворительно, и верста дороги обошлась в 101.959 руб., а Кайдаловской ветви, ближайшей из сибирских, — в 89.257 руб. Но этот отчет, очевидно, составляет тайну и для контроля, и как он выполнен — не известно.
Громадные расходы по сооружению Восточно-Китайской дороги проходили без ведома контроля, и это в то время, когда контроль производит начеты в 20-30 коп. на какого-нибудь мастерового за излишне полученную им плату. Колоссальные затраты за счет русского казначейства по Восточно-Китайской дороге оставались вне его ведения».


Мост через реку Сяо-Сунь Фуй Сибирской железной дороги

Читаем по поводу другого железнодорожного строительства:
«Здесь, по его мнению, сказалось то, как строилась Сибирская железная дорога. При постройке последней располагали громадными средствами, этих средств не жалели; назначались громадные оклады; так, если начальник работ в Европейской России по­лучал 10-15 тыс., то в Сибири — 25 и 30 тыс. Также в преувеличенном виде выдавались пособия и другие оклады; содержание строительной администрации в Европейской России на версту составляло 2-3 тыс., а для Сибири — 3-10 тыс., на Кайдаловской ветви — 8 тыс., на Кругобайкальской — 10.945 руб.
Эти нравы, очевидно, перешли потом и в Европейскую Россию, и мы видим иногда странные явления: оценочная комиссия по отчуждению земель для нужд строящейся казенной железной доро­ги назначает цену в большем размере, чем требовали сами землевладельцы: вместо 200 руб. за десятину — 1.200 руб.
При постройке Сибирской дороги права начальников работ были расширены в виду отдаленности от центра, сдача с торгов мало применялась, а приглашения рассылались лишь нескольким подрядчикам, и появился тип крупных подрядчиков. Иногда работы производились без письменных договоров, по словесным соглашениям. Начальники работ сами стали изменять условия договора, сроки, единичные цены; Развилась система приплат к договорным ценам за «особые работы» или за работы, «произведенные на особых условиях». Работы стали производиться хозяйственным способом по высоким ценам. Вот эти-то приемы и навыки и вся атмосфера перешли из бывшего управления по сооружению Сибирской дороги в управление по сооружению железных дорог, созданное по закону 1899 г.
Новому управлению (новое только по названию, но не по составу) трудно было отрешиться от правил и порядков, выработанных на Сибирской железной дороге, и войти в рамки той спокойной закономерной деятельности, которая была присуща бывшему временному правлению казенных железных дорог, когда оно строило дороги по 40 тыс. руб. с версты. Деятельность управления по сооружению железных дорог не нормирована, и на практике обнаруживается стремление обходить принципиальные вопросы и разре­шать возникающие сомнения и недоразумения каждый раз особо, применительно к данному случаю».
Читаем далее:
«Как известно, крупные перерасходы имели место по постройке Московско-Архангельской железной дороги.
Подрядчики, по-видимому, были только подставными лицами, а работы выполнялись служащими в обществе инженерами, и эти работы проводились по книгам не по действительным расходам, а по ценам более высоким, установленным с подряда, притом работы совершались, главным образом, из авансов.
«Все на себя примут и всякие документы подпишут», — говорили про этих подрядчиков; напр., работы по засыпке болот для подрядчика оценивались по полной глубине болота, а действительные расходы у инженеров — по половинной.
Главный инженер не церемонился с ними и отбирал работы, когда хотел. Подрядчики подписывали решительно все, расписывались в получении авансов, которых им не давали; по работам, ими не выполнявшимся, писали, что расчетом и обмером довольны и претензий от них не будет и т.д.; так, подрядчику М. уплачивались значительно большие суммы, чем следовало бы за фактически произведенные работы. То же самое и подрядчику Р. Эти переплаты исчисляются миллионами рублей в год».
Продолжать не имеет смысла. Отметим лишь, что недаром – ох, не даром, с прописной буквы! – железнодорожное ведомство всегда выступало одним из самых непримиримых противников Государственного Контроля.
Однако, пеняя железнодорожное ведомство, приведем и иное мнение относительно его взаимоотношений в Государственным Контролем. Данное мнение выражено уже в цитировавшейся нами книге «Государственный контроль и государственные железные дороги» некоего Педро, под маской которого скрылся Яков Федорович Браве, известный также как Е. Варб.
«Нужно напомнить, - пишет защитник железнодорожного начальства, - что государственный контроль, значение которого было у нас очень поднято Татариновым, представляет, как известно, ведомство нигде в Западной Европе не существующее в виде отдельного министерства. Конечно, Европа нам не указ, но приведенное обстоятельство все-таки надо помнить. Татаринов следующим образом объяснил значение государственного контроля: «Пред­ставьте бесчисленное множество ручейков, которые сливаются в общую цистерну; ручейки — это госу­дарственные доходы. Цистерна только с одним контрольным отверстием, у которого стоит контролер со счетным аппаратом, пропускающий государственные расходы в контрольное отверстие». Это объяснение значения контроля, объяснение, сделан­ное самим, так называемым, творцом контроля, нельзя забывать: оно дает программу и круг дея­тельности контроля и вполне определенно указывает его цели. Контроль есть счетчик, но не распоря­дитель; он не имеет непосредственного соприкос­новения с публикою, но учитывает все ведомства. Понятно, для ведения дел такого учреждения необходим большой такт, потому что излишне придирчивым вмешательством, хотя бы находящим оправдание в усердии к казенному интересу контроль может повредить многим благим начинаниям и отнять у чиновников, и без того склонных к рутине и неподвижности, последнюю энергию, охоту брать на себя инициативу и нести ответственность. Затем, представителям контроля нужно знать хо­рошо дело и обладать солидными сведениями по отношению к операциям, отчетность по которым они ревизуют. Наконец, чины контроля не должны жертвовать существом ради формы и замыкаться в рамки канцелярской требовательности. В заключение же нужно сказать, что самое опасное дело для контроля это те случаи, когда, прилагая все свое усердие к охране казенного интереса, чиновники контроля попадают в комическая положения».


Бланки из книги по железнодорожному счетоводству

Из комических положений, в которые попадают чиновники Государственного Контроля вследствие своей некомпетентности, Яков Федорович приводит следующий курьезный случай.
«Не могу удержаться, - пишет он, - чтобы не сделать выписки из письма инженера Демчинского, напечатанная в газете «Гражданин» 5 сентября 1895 г. Рассказанный инженером Демчинским случай отлично характеризует всю деятельность контроля, а вместе с тем и положение лиц, имеющих с ним дело.
Лет восемь назад, — рассказывает инженер Демчинский — я был приглашен своими товарищами-инженерами составить фотографический альбом сооружений Ржево-Вяземской железной дороги. Явился я во Ржев со всеми приборами в начала августа и там же сочинили договор на сумму около 2000 р. Так как дорога была еще не вполне готова, то условились мы так: теперь я фотографирую при­близительно половину общего количества сооружений, уже оконченных, а в октябре, когда все остальное будет готово — остальное. Далее, в договоре было сказано, что я обязуюсь сдать все аль­бомы через два месяца по окончании фотографирования, причем «зоркое око» заметило, что при такой редакции выходит договор бессрочным, ибо я могу до скончания веков не закончить фотографирования, а посему это око вклеило такую фразу: «сдать альбомы не позже 1 января», что, по-видимому, вполне согласовалось с октябрьским фотографированием: за просрочку полагался штраф посуточно. Приходить октябрь — я пишу, телеграфирую главному инженеру, что скоро снег скроет всякие объекты для фотографирования; получаю официальную бумагу, в которой говорится, что по распоряжению министра путей сообщения окончание дороги отложено на весну и посему, за неимением объекта, и мне делать нечего до весны, а тогда я получу уведомление. В конце июня я получаю теле­грамму главного инженера с приглашением приехать, а в конце июля, т.е. через месяц, а не два, я сдал весь альбомы и получил квитанцию. Каково же было мое изумление, когда через две недели вместо денег мне выдают бумагу кон­троля, в которой прописано, что еще с меня при­читается дополучить за штраф!!! Два, три месяца шла переписка, хотя главный инженер, а затем председатель управления казенных дорог и, наконец, министр путей сообщения уверяли контроль, что тех сооружений, которые я должен был фо­тографировать, не существовало, и что я ими же не был допущен до работ. Контроль стоял на своем, предлагая с меня взыскать около 700 руб. И если бы добрый человек (дай ему Бог здо­ровья) начальник отделения в контроле, писавший грозные бумаги, не смилостивился бы над моими личными просьбами, то не видать бы мне и по сей день моих денег, да еще описали бы за 700 руб. чрез полицию. Долго я просил этого начальника, наконец он изрек: «Ну так и быть, я пропущу вашу квитанцию, только знайте, что я делаю беззаконие». Конечно, я был доволен, — заключает свой рассказ инженер Демчинский, этому беззаконию, хотя, признаюсь, до сих пор в ум не возьму: неужели пожирать букву, упраздняя разум, может называться законным деянием? Меня не пускает к вам в дом ваш швейцар, а дру­гой швейцар налагает на меня штраф за то, что я опоздал позвонить! И это говорят «по закону»! Вот, он каков контрольный закон! А если я, производитель работ, представлю расписку моего дворника в получении от меня денег за 200 рабочих дней?... Я немедленно получу их из казначейства».
Аргументы Я.Ф. Браве не в одних курьезах заключались - они заслуживали, чтобы их признали весьма серьезными. Вот что рассказывал Педро о передаче «доходных» функций от Министерства путей сообщения Государственному Контролю.
«Остановимся прежде на контролировании доходов и результатах передачи этого дела в ведение независимого от управления дороги учреждения. По­добная постановка дела есть не более, как смешение двух совершенно различных по существу понятий: контроля сборов и счетоводства по сборам (по доходам). Сосредоточение всего счетоводства по текущим сборам дорог в ведении контроля, по­мимо управления, и непосредственное подчинение станций по сбору доходов ведению и наблюдению постороннего ведомства ставит управления казенных железных дорог в полнейшую неизвестность относительно текущей деятельности руководимого ими предприятия и лишает возможности следить за правильным применением действующих на дороге тарифов, за наличными условиями и развитием коммерческого значения данного района и за своевременным учетом доходов. Доходное счетоводство станций, сосредоточенное на частных дорогах в так называемом «контроле сборов», составляющем часть управления дорогою, является единственным верным источником познания многих существенных нужд дороги, как предприятий, требующих текущего и неотложного удовлетворения; то же счетоводство в связи с коммерческой статистикой представляет наиболее ценный материал для урегулирования тарифов и направления деятельности управления в сторону выясняющихся новых требований, предъявляемых к дороге со стороны частной торговли и промышленности; то же счетоводство должно служить для управления дороги прямым указателем пригодности данного станционного персонала. С другой стороны, контроль будучи весьма условно заинтересован в своевременном учете доходов, не несет никакой ответственности за то или другое ведение этого счетоводства. Поэтому счетоводство ведется с опозданием на 10 и более месяцев, причем контроль сам же и ревизует свое счетоводство, т.е. одновременно исполняет две функции распорядительного управления и ревизионного учреждения. Таким образом, здесь-то именно и является «самоконтролирование», против которого так много было написано в последнее время».
«Неудивительно, - заключает Я.Ф. Браве в послесловии, - что при таком положении вещей агенты казенных железных дорог перестали различать, что можно и чего нельзя, что законно и что незаконно и бродят, как впотьмах, недоумевая, кому же вверена эксплоатация казенных железных дорог, кто распорядитель и руководитель дела: ответственные за свои действия органы Министерства Путей Сообщения или безответственные чины Государственного Контроля».
А если все так, как рассказывает Яков Федорович – а жизненный опыт подсказывает составителям, что именно так – кто в многолетней кулуарной борьбе Министерства путей сообщения с Государственным Контролем был «своим», а кто «чужим»? Поди разберись…
 
Литература:
· Браве Я.Ф. Государственный контроль и государственные железные дороги (под псевдонимом Педро) – Спб., тип. М.М. Стасюлевича, 1900.
· Озеров И.Х. Как расходуются в России народные деньги. Критика русского расходного бюджета и государственный контроль (по неизданным документам) – М., тип. товарищества И.Д. Сытина, 1907.
Колонка Редактора

Постоянные авторы
Copyright Медведев М.Ю. © 2012-2025