ЭКАУНТОЛОГИЯ
Сайт, посвященный истории бухгалтерского учета и его неминуемому превращению в компьютерный учет
Железнодорожные злоупотребления
Меню сайта

Войти

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Случайная картинка

Умная мысль
Счетоводство, давая политической экономии главный материал для своих выводов, есть основание этой последней науки, ее двигательная сила, жизненный нерв, на котором зиждется все здание ее.
Л.И. Гомберг

Старинный термин
ДЕШАРЖ – 1) денежная сумма, списанная со счета; 2) выгрузка корабля.

Последняя картинка

Социальные сети

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Время жизни

Приветствую Вас, Гость · RSS 20.04.2024, 02:19

Личка:



ИСТОРИЯ РУССКОЙ БУХГАЛТЕРИИ
1877 год
Железнодорожные злоупотребления

В 1877 г. при Государственном Контроле была учреждена Комиссия (под председательством Тертия Ивановича Филиппова) из чиновников Государственного Контроля, Министерства финансов и Министерства путей сообщения с целью установить сметные правила для железнодорожных обществ, выработать порядок их счетоводства и отчетности и порядок поверки железнодорожных операций.


Т.И. Филиппов

Проект, после рассмотрения в Министерстве финансов и Министерстве путей сообщения, был передан на рассмотрение графа Баранова, председателя Комиссии для исследования состояния железных дорог в Империи и изыскания мер к его улучшению. Однако могло ли счетоводство, тем более придуманное министерскими чиновниками, ограничить злоупотребления, издавна процветавшие при строительстве российских железных дорог?
Строители железных дорог нагло и в огромных масштабах обогащались за счет государственных подрядов – это отмечается практически всеми авторами, занимавшимися данной проблемой.
Вот что писал по этому, а именно по поводу Восточно-Китайской железной дороги, известный экономист И.Х. Озеров:
«Постройка велась без всякой отчетности. Так, г. Ч. пишет в своем докладе государственному контролеру при исследовании этой дороги: «Я участвовал в работах комиссии под председательством Ходоровского, исследование отчетности вскрыло следующее: мно­гие расписки написаны вовсе не по-китайски, а представляют ряд фантастических знаков. Одно и то же лицо оказывалось то грамотным, то неграмотным. Расписки разных китайцев на табелях сделаны нередко одним и тем же лицом». Иногда на документах проставляется цифра и отметка: «Это, вероятно, расход по поездке». Ка­кой поездки, куда — неизвестно. Или: «Это расход, о котором я ничего не знаю, а г. Ледебор знает все». Или документ: «300 долларов». Вот и все. Куда употреблены 300 долларов, на что они — неизвестно. Иногда сверх контрактных цен уплачивались круп­ные суммы в 25-40% за «особые работы»; опять почему — неизвестно.
Было наряжено целое следствие по поводу инженера П. отно­сительно представления им подложных счетов на крупную сумму, и опрошенные китайцы заявляли, что под счетами, где значились их подписи, они не подписывались и денег не получали...
Печатные отчеты, которые Министерство финансов пересылало в контроль, являлись лишь денежными отчетами. Там иногда просто значилось так: в отчете за 1902 г.: «Переведено главному инженеру 41 м. р.», а как израсходованы эти средства, на что — неизвестно: отчета нет...
По отчетами Министерства финансов нельзя составить представления, насколько хозяйственно велась постройка.
При исследовании отчетности некоторые ссылались на пожары, на боксерское восстание, в котором погибла отчетность. Так, заготовки леса на 5 млн. руб. производились неким Д., который, не будучи в состоянии оправдать документами произведенные им расходы, заявил, что все книги со счетами сгорели во время пожара в Харбине, а в «Харбинском Вестнике» после пожара было им самим печатно заявлено, что во время пожара уничтожено было всего несколько судебных дел...
Постройка Дальнего также в значительной степени не оправдана документами, а теперь отчеты захвачены японцами и пока не выданы обратно. Одним словом, все счетное дело было найдено ко­миссией Ходоровского в полном беспорядке. Бухгалтерские книги оказались непригодными. Комиссия т. с. Романова в 1901 г. также выяснила несостоятельность отчетности. Но и в той отчетности, которая представлялась, трудно было разобраться. Она запутывает тем, что счет производился на самые разнообразные монеты — ямбовое серебро, таэли, ланы, доллары мексиканские, дяо гиринские, цицикарские, мукденские и т.д. У расписок зачастую нет дат.
Постройка дороги велась на 90% всех расходов из авансовых сумм.
Но неожиданно 21 июня 1905 года в письме на имя графа Сольского В.Н. Коковцов заявил, что отчет по постройке Восточно-Китайской дороги выполнен вполне удовлетворительно, и верста дороги обошлась в 101.959 руб., а Кайдаловской ветви, ближайшей из сибирских, — в 89.257 руб. Но этот отчет, очевидно, составляет тайну и для контроля, и как он выполнен — не известно.
Громадные расходы по сооружению Восточно-Китайской дороги проходили без ведома контроля, и это в то время, когда контроль производит начеты в 20-30 коп. на какого-нибудь мастерового за излишне полученную им плату. Колоссальные затраты за счет русского казначейства по Восточно-Китайской дороге оставались вне его ведения».


Мост через реку Сяо-Сунь Фуй Сибирской железной дороги

Читаем по поводу другого железнодорожного строительства:
«Здесь, по его мнению, сказалось то, как строилась Сибирская железная дорога. При постройке последней располагали громадными средствами, этих средств не жалели; назначались громадные оклады; так, если начальник работ в Европейской России по­лучал 10-15 тыс., то в Сибири — 25 и 30 тыс. Также в преувеличенном виде выдавались пособия и другие оклады; содержание строительной администрации в Европейской России на версту составляло 2-3 тыс., а для Сибири — 3-10 тыс., на Кайдаловской ветви — 8 тыс., на Кругобайкальской — 10.945 руб.
Эти нравы, очевидно, перешли потом и в Европейскую Россию, и мы видим иногда странные явления: оценочная комиссия по отчуждению земель для нужд строящейся казенной железной доро­ги назначает цену в большем размере, чем требовали сами землевладельцы: вместо 200 руб. за десятину — 1.200 руб.
При постройке Сибирской дороги права начальников работ были расширены в виду отдаленности от центра, сдача с торгов мало применялась, а приглашения рассылались лишь нескольким подрядчикам, и появился тип крупных подрядчиков. Иногда работы производились без письменных договоров, по словесным соглашениям. Начальники работ сами стали изменять условия договора, сроки, единичные цены; Развилась система приплат к договорным ценам за «особые работы» или за работы, «произведенные на особых условиях». Работы стали производиться хозяйственным способом по высоким ценам. Вот эти-то приемы и навыки и вся атмосфера перешли из бывшего управления по сооружению Сибирской дороги в управление по сооружению железных дорог, созданное по закону 1899 г.
Новому управлению (новое только по названию, но не по составу) трудно было отрешиться от правил и порядков, выработанных на Сибирской железной дороге, и войти в рамки той спокойной закономерной деятельности, которая была присуща бывшему временному правлению казенных железных дорог, когда оно строило дороги по 40 тыс. руб. с версты. Деятельность управления по сооружению железных дорог не нормирована, и на практике обнаруживается стремление обходить принципиальные вопросы и разре­шать возникающие сомнения и недоразумения каждый раз особо, применительно к данному случаю».
Читаем далее:
«Как известно, крупные перерасходы имели место по постройке Московско-Архангельской железной дороги.
Подрядчики, по-видимому, были только подставными лицами, а работы выполнялись служащими в обществе инженерами, и эти работы проводились по книгам не по действительным расходам, а по ценам более высоким, установленным с подряда, притом работы совершались, главным образом, из авансов.
«Все на себя примут и всякие документы подпишут», — говорили про этих подрядчиков; напр., работы по засыпке болот для подрядчика оценивались по полной глубине болота, а действительные расходы у инженеров — по половинной.
Главный инженер не церемонился с ними и отбирал работы, когда хотел. Подрядчики подписывали решительно все, расписывались в получении авансов, которых им не давали; по работам, ими не выполнявшимся, писали, что расчетом и обмером довольны и претензий от них не будет и т.д.; так, подрядчику М. уплачивались значительно большие суммы, чем следовало бы за фактически произведенные работы. То же самое и подрядчику Р. Эти переплаты исчисляются миллионами рублей в год».
Продолжать не имеет смысла. Отметим лишь, что недаром – ох, не даром, с прописной буквы! – железнодорожное ведомство всегда выступало одним из самых непримиримых противников Государственного Контроля.
Однако, пеняя железнодорожное ведомство, приведем и иное мнение относительно его взаимоотношений в Государственным Контролем. Данное мнение выражено уже в цитировавшейся нами книге «Государственный контроль и государственные железные дороги» некоего Педро, под маской которого скрылся Яков Федорович Браве, известный также как Е. Варб.
«Нужно напомнить, - пишет защитник железнодорожного начальства, - что государственный контроль, значение которого было у нас очень поднято Татариновым, представляет, как известно, ведомство нигде в Западной Европе не существующее в виде отдельного министерства. Конечно, Европа нам не указ, но приведенное обстоятельство все-таки надо помнить. Татаринов следующим образом объяснил значение государственного контроля: «Пред­ставьте бесчисленное множество ручейков, которые сливаются в общую цистерну; ручейки — это госу­дарственные доходы. Цистерна только с одним контрольным отверстием, у которого стоит контролер со счетным аппаратом, пропускающий государственные расходы в контрольное отверстие». Это объяснение значения контроля, объяснение, сделан­ное самим, так называемым, творцом контроля, нельзя забывать: оно дает программу и круг дея­тельности контроля и вполне определенно указывает его цели. Контроль есть счетчик, но не распоря­дитель; он не имеет непосредственного соприкос­новения с публикою, но учитывает все ведомства. Понятно, для ведения дел такого учреждения необходим большой такт, потому что излишне придирчивым вмешательством, хотя бы находящим оправдание в усердии к казенному интересу контроль может повредить многим благим начинаниям и отнять у чиновников, и без того склонных к рутине и неподвижности, последнюю энергию, охоту брать на себя инициативу и нести ответственность. Затем, представителям контроля нужно знать хо­рошо дело и обладать солидными сведениями по отношению к операциям, отчетность по которым они ревизуют. Наконец, чины контроля не должны жертвовать существом ради формы и замыкаться в рамки канцелярской требовательности. В заключение же нужно сказать, что самое опасное дело для контроля это те случаи, когда, прилагая все свое усердие к охране казенного интереса, чиновники контроля попадают в комическая положения».


Бланки из книги по железнодорожному счетоводству

Из комических положений, в которые попадают чиновники Государственного Контроля вследствие своей некомпетентности, Яков Федорович приводит следующий курьезный случай.
«Не могу удержаться, - пишет он, - чтобы не сделать выписки из письма инженера Демчинского, напечатанная в газете «Гражданин» 5 сентября 1895 г. Рассказанный инженером Демчинским случай отлично характеризует всю деятельность контроля, а вместе с тем и положение лиц, имеющих с ним дело.
Лет восемь назад, — рассказывает инженер Демчинский — я был приглашен своими товарищами-инженерами составить фотографический альбом сооружений Ржево-Вяземской железной дороги. Явился я во Ржев со всеми приборами в начала августа и там же сочинили договор на сумму около 2000 р. Так как дорога была еще не вполне готова, то условились мы так: теперь я фотографирую при­близительно половину общего количества сооружений, уже оконченных, а в октябре, когда все остальное будет готово — остальное. Далее, в договоре было сказано, что я обязуюсь сдать все аль­бомы через два месяца по окончании фотографирования, причем «зоркое око» заметило, что при такой редакции выходит договор бессрочным, ибо я могу до скончания веков не закончить фотографирования, а посему это око вклеило такую фразу: «сдать альбомы не позже 1 января», что, по-видимому, вполне согласовалось с октябрьским фотографированием: за просрочку полагался штраф посуточно. Приходить октябрь — я пишу, телеграфирую главному инженеру, что скоро снег скроет всякие объекты для фотографирования; получаю официальную бумагу, в которой говорится, что по распоряжению министра путей сообщения окончание дороги отложено на весну и посему, за неимением объекта, и мне делать нечего до весны, а тогда я получу уведомление. В конце июня я получаю теле­грамму главного инженера с приглашением приехать, а в конце июля, т.е. через месяц, а не два, я сдал весь альбомы и получил квитанцию. Каково же было мое изумление, когда через две недели вместо денег мне выдают бумагу кон­троля, в которой прописано, что еще с меня при­читается дополучить за штраф!!! Два, три месяца шла переписка, хотя главный инженер, а затем председатель управления казенных дорог и, наконец, министр путей сообщения уверяли контроль, что тех сооружений, которые я должен был фо­тографировать, не существовало, и что я ими же не был допущен до работ. Контроль стоял на своем, предлагая с меня взыскать около 700 руб. И если бы добрый человек (дай ему Бог здо­ровья) начальник отделения в контроле, писавший грозные бумаги, не смилостивился бы над моими личными просьбами, то не видать бы мне и по сей день моих денег, да еще описали бы за 700 руб. чрез полицию. Долго я просил этого начальника, наконец он изрек: «Ну так и быть, я пропущу вашу квитанцию, только знайте, что я делаю беззаконие». Конечно, я был доволен, — заключает свой рассказ инженер Демчинский, этому беззаконию, хотя, признаюсь, до сих пор в ум не возьму: неужели пожирать букву, упраздняя разум, может называться законным деянием? Меня не пускает к вам в дом ваш швейцар, а дру­гой швейцар налагает на меня штраф за то, что я опоздал позвонить! И это говорят «по закону»! Вот, он каков контрольный закон! А если я, производитель работ, представлю расписку моего дворника в получении от меня денег за 200 рабочих дней?... Я немедленно получу их из казначейства».
Аргументы Я.Ф. Браве не в одних курьезах заключались - они заслуживали, чтобы их признали весьма серьезными. Вот что рассказывал Педро о передаче «доходных» функций от Министерства путей сообщения Государственному Контролю.
«Остановимся прежде на контролировании доходов и результатах передачи этого дела в ведение независимого от управления дороги учреждения. По­добная постановка дела есть не более, как смешение двух совершенно различных по существу понятий: контроля сборов и счетоводства по сборам (по доходам). Сосредоточение всего счетоводства по текущим сборам дорог в ведении контроля, по­мимо управления, и непосредственное подчинение станций по сбору доходов ведению и наблюдению постороннего ведомства ставит управления казенных железных дорог в полнейшую неизвестность относительно текущей деятельности руководимого ими предприятия и лишает возможности следить за правильным применением действующих на дороге тарифов, за наличными условиями и развитием коммерческого значения данного района и за своевременным учетом доходов. Доходное счетоводство станций, сосредоточенное на частных дорогах в так называемом «контроле сборов», составляющем часть управления дорогою, является единственным верным источником познания многих существенных нужд дороги, как предприятий, требующих текущего и неотложного удовлетворения; то же счетоводство в связи с коммерческой статистикой представляет наиболее ценный материал для урегулирования тарифов и направления деятельности управления в сторону выясняющихся новых требований, предъявляемых к дороге со стороны частной торговли и промышленности; то же счетоводство должно служить для управления дороги прямым указателем пригодности данного станционного персонала. С другой стороны, контроль будучи весьма условно заинтересован в своевременном учете доходов, не несет никакой ответственности за то или другое ведение этого счетоводства. Поэтому счетоводство ведется с опозданием на 10 и более месяцев, причем контроль сам же и ревизует свое счетоводство, т.е. одновременно исполняет две функции распорядительного управления и ревизионного учреждения. Таким образом, здесь-то именно и является «самоконтролирование», против которого так много было написано в последнее время».
«Неудивительно, - заключает Я.Ф. Браве в послесловии, - что при таком положении вещей агенты казенных железных дорог перестали различать, что можно и чего нельзя, что законно и что незаконно и бродят, как впотьмах, недоумевая, кому же вверена эксплоатация казенных железных дорог, кто распорядитель и руководитель дела: ответственные за свои действия органы Министерства Путей Сообщения или безответственные чины Государственного Контроля».
А если все так, как рассказывает Яков Федорович – а жизненный опыт подсказывает составителям, что именно так – кто в многолетней кулуарной борьбе Министерства путей сообщения с Государственным Контролем был «своим», а кто «чужим»? Поди разберись…
 
Литература:
· Браве Я.Ф. Государственный контроль и государственные железные дороги (под псевдонимом Педро) – Спб., тип. М.М. Стасюлевича, 1900.
· Озеров И.Х. Как расходуются в России народные деньги. Критика русского расходного бюджета и государственный контроль (по неизданным документам) – М., тип. товарищества И.Д. Сытина, 1907.
Колонка Редактора

Постоянные авторы
Copyright Медведев М.Ю. © 2012-2024