Привел недавно
ссылку на брошюру Сергея Юферова «Новая теория денег. Краткое опровержение
«Капитала» Маркса». Возможно, кто-то не обратил внимания. Советую обратить:
работа вполне самостоятельная и любопытная. В некоторых моментах прямо-таки
смыкается с экаунтологией, за что автору отдельное спасибо.
Совпадение
взглядов наблюдается, в частности, по следующим позициям:
По Юферову,
трудовой договор – это договор аренды, при котором работник для производства
продукта де-факто арендует средства труда у собственника. Я термин «аренда» не
использую, однако смысл близкий: работники пользуются средства труда, которые
принадлежат не им, но собственникам – только не капиталистам-«владельцам
заводов, газет, пароходов», а непосредственным производителям этих средств
труда.
Юферов
утверждает, что классовых различий при производстве продуктов нет и быть не
может. Я тоже против классовых различий: конечно, только в том случае, если
экономическое устройство общества располагает. Но в самом производственном
процессе никаких антагонистических противоречий не заложено – это точно.
По Юферову,
деньги – средство измерения труда. И я о том же: необходимость денежного
обращения вызвана несовпадением моментов торгового обмена и потребления (в
связи с тем, что труд становится производительным, то есть трудом в полном
смысле слова, лишь в момент потребления произведенного продукта). Конечно,
денежное обращение необходимо в ином – не в существующем ныне разбойничьем виде.
Предприятия
– способ извлечения прибавочной стоимости, утверждает Юферов. Полностью
солидарен. Посредством образования юридических лиц, «зарабатывающих» прибыль,
бенефициары данных абстрактных образований получают возможность в «законном»
порядке изымать у производителей (перераспределять в свою пользу) далеко не
абстрактные блага.
Имеются и
другие совпадения во взглядах, по мелочам. Например, в том, что физический труд
содержит в себе не только собственно физическую, но и мыслительную
(интеллектуальную) составляющую. С удовольствием под данным утверждением подписываюсь.
Но конечно,
имеются и расхождения, причем существенные:
во-первых,
автор новой теории денег считает, что средства труда должны принадлежать всей
нации (тем самым выступает за обобществление средств труда). А с моей точки
зрения, принадлежат все-таки производителям данных средств. При чем тут вся
нация, когда средства труда производятся конкретными людьми?! Кто произвел, то
продуктом и владеет, по-моему;
во-вторых,
Юферов предполагает добровольный торговый обмен между производителями. С чем не
могу согласиться, так с этим. Видели, знаем! Сначала выясняется, что
контрагента можно переторговать¸ потом это становится профессией, потом
выясняется, что производить самому не нужно – достаточно посредничать в
торговле, потом вместо себя сажаются наемные работники, и опаньки, образовался
матерый паук-эксплуататор, хоть сейчас в Зоологический музей под стекло.
Есть о чем
поспорить, короче.
Рекомендую – не
ту часть, в которой автор сетует по поводу сгинувшей советской экономики, а ту,
в которой он критикует Маркса. От души написано.