ЭКАУНТОЛОГИЯ
Сайт, посвященный истории бухгалтерского учета и его неминуемому превращению в компьютерный учет
Бауер О.О. Зарождение бухгалтерии 1
Меню сайта

Войти

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Случайная картинка

Умная мысль
Наши бухгалтеры, как московские купчихи-жупела, боятся всяких нововведений в области счетоводства.
П. Мельников

Старинный термин
ФАКТОТУМ – доверенное лицо, беспрекословно исполняющее данные ему поручения.

Последняя картинка

Социальные сети

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Время жизни

Приветствую Вас, Гость · RSS 20.04.2024, 06:07

Личка:


Бауэр О.О.

Зарождение бухгалтерии

Из книги «Мемуары к истории бухгалтерии и памятники священной старины» (1911)
 
Разрешение вопросов: кто первый праучитель бухгалтерии и в какое время таковая впервые появилась к услугам человечества, до сих пор еще осталось невыполненной миссией ученых бухгалтерской литературы, и все труды наших неутомимых историков увенчались лишь незначительными успехами.
Конечно, нет и не может быть сомнения в том, что бухгалтерия берет свое начало из глубокой старины; об этом говорит нам масса археологических фактов.
При исследовании бухгалтерской старины мы должны руководствоваться не только известными в бухгалтерской литературе, сохранившимися в музеях и библиотеках, специальными по этой отрасли сочинениями праучителей, но и историей всемирной торговли, которая открывает нам целый ряд процессов совокупного развитая человечества и отдельных народов в разных областях культуры.
Торговля вообще и коммерческая деятельность каждого народа в частности стоят в тесной связи с культурою, а последняя с политическими и социальными условиями народов, их нравами, обычаями и пр.
Бухгалтерия, как и всякая другая наука, могла появиться только у народов более культурных, занимавшихся хозяйством, торговлей и промышленностью.
Поэтому, при исследовании бухгалтерской старины, весьма важны также обстоятельства, поощрявшие развитие этих трех занятий; таковыми между прочим являются:
1) Торговые места – колонии, фактории, поселения и пр.; 2) пути сообщения; 3) предметы торговли; 4) закон и учреждения, обеспечивавшие за купцами и промышленниками их собственность, а также беспрепятственное производство их дел; 5) политико-экономические воззрения народа и пр.
Ввиду того, что бухгалтерия находится в тесной связи с торговлей (ибо первая могла появиться лишь после того, как появилась последняя), прежде чем перейти к краткому изложению вопроса о возникновении бухгалтерии, я хочу сказать несколько слов о возникновении торговли вообще, тем более что культура древнего миpa везде шла по следам, проложенным торговлей, влияние которой простиралось не только на предметы и учреждения, стоявшие в тесной связи с коммерцией, но ей подчинялись также домашний и политический быт и наиболее развитые духовные стороны человеческой деятельности, как-то: искусство, паука, религия и пр.
Начальные основания некоторых наук: математики, астрономии, физики и географии созданы стремлением к наживе, а путешествия финикийских и греческих купцов чрезвычайно способствовали развитию космических знаний.
Пока у народов господствовал строгий патриархальный строй и они жили отдельными, далеко разбросанными семьями, не могло быть и речи о каких-нибудь торговых сношениях, ибо каждая семья исполняла разные функции исключительно для удовлетворения своих собственных потребностей, не нуждаясь друг в друге.
Некультурные люди, искавшие улучшения условий существования не в союзе с другими людьми, а в грабежах и насилиях, долго не могли привыкнуть к разделению труда и мирному обмену взаимных услуг.
Но, с течением времени, дикие нравы людей постепенно смягчились и люди стали цивилизоваться. Появились земледельческие селения, а вместе с ними и первая торговля, которая была исключительно меновою.
Начало меновой торговли теряется в глубокой древности доисторических времен. Первоначальная торговля людей заключалась в обмене самых необходимых хозяйственных продуктов и лишь с прогрессом культуры и развитием вкуса и богатств в сфере народного хозяйства усилился спрос на более разнообразные продукты и предметы.
Так как древняя торговля заключалась исключительно в меновых товарных операциях и не коснулась денежных и кредитных сделок, то и не было надобности в особой торговой бухгалтерии для записи торговых операций. Торговая бухгалтерия получила свое начало лишь со времени расширения сферы торговых сношений и разнообразия условий договоров между торгующими.
Народы древности, о торгово-промышленных предприятиях которых сохранились более ясные сведения, главным образом были: египтяне, индусы, вавилоняне, евреи, финикияне, греки, карфагеняне и римляне.
Существует предположение, что бухгалтерия возникла впервые в древнем Египте.
Действительно, Египет – древнейшая культурная страна Средиземного моря. Государственное устройство народа началось в четвертом тысячелетии до нашей эры. Пришлые племена: финикияне, греки, римляне и др., подобно тому, как арийцы в Индии, положили в стране начало политической культуре. Благодаря устойчивости народного характера, склад жизни и знания передавались в семье из рода в род.
До чрезвычайно высокой степени совершенства развилась и промышленная деятельность страны; о ней нам говорят разные изображения, вынутые из гробниц скалистых гор у Нила. Раскрашенные барельефы на памятниках в Илифийе знакомят нас с занятиями египтян – земледелием, ткацким ремеслом, рыболовством, охотой, судоходством, торговлей и пр.
Один из египетских документов – папирусов (бумаг), найденных при раскопках, содержит письмо одного писца (скриба) к своему товарищу, из коего видно, что измерение и оценка хлеба, при переносе его в зернохранилища, делались в присутствии писцов, отмечавших подробности прихода.
На одной из картин, найденных при раскопках города Эль-Каба (3-4 т. лет до Р.Х.), изображены веяние и ссыпка обмолоченного хлеба, причем центральное место отведено сидящему на возвышении писцу, ведущему счет снесенным в амбар мешкам. Благодаря изобилию своих естественных и искусственных произведений, Египет, со времен Птоломеев (323 до Р.Х.), стал одной из значительнейших торговых стран на земном шаре. Большие народные празднества египтян способствовали обману различных произведений искусства и промышленности и служили поводом к весьма оживленным сношениям. Законодательство, обеспечивая ссуду и преследуя ростовщичество, оказывало торговле необходимую поддержку.
Также и в отношении математических наук египтяне занимают первое место. Им приписывают изобретение алгебры; а самая древняя из сохранившихся по арифметике книг, с задачами на дроби, есть сочинение Амесса (означенное сочинение издано на русском языке профессором Ващенко-Захарченко – прим. авт.), которое появилось в Египте еще около 2000 лет до Р.Х.
При такой высокой степени развития математических наук, торговых сношений, промышленности и пр. египтяне едва ли могли обходиться без ведения каких-либо записей.
Поэтому предположение, что древний Египет является колыбелью знания бухгалтерии, со временем, может быть, найдет себе полное подтверждение.
Существует предположение, что египтяне распространяли знание бухгалтерии между соседними народами – финикиянами, вавилонянами и евреями.
Финикияне.
Начало торговой деятельности Финикии относится к самым древним временам. Страна эта занимала на Средиземном море богатую гаванями и бухтами узкую береговую полосу, длиною приблизительно около 50 и шириною около 5 миль; что особенно способствовало развитие мореходства, которое составляло главную цель финикиян.
Страстные к наживе и одаренные чрезвычайною проницательностью, финикияне составляли средоточие азиатских торговых сношений и в течение нескольких веков до персидского владычества, поддерживали свое господство во всемирной торговле.
Главными занятиями финикиян с незапамятных времен были: земледелие, скотоводство и рыбная ловля. Сначала финикияне колонизовали остров Кипр, а затем распространяли свои колонии и на островах Эгейского моря. Они производили торговлю рыбами, мехами, шерстью, краской, оловом, янтарем, оружием, тканями, стеклом, лесом (кедровым) и пр.
Одним из главных предметов финикийской торговли были драгоценные металлы – серебро и золото. Желание добывать их у самых приисков завлекало их в самые дальше края, подстрекало к плаванию по неизвестным морям, к открытию новых мест, а также к колонизациям в отдаленнейших странах.
В XIII в. до Р.Х. в Финикии начинает развиваться сильное колонизаторское движение. В это время финикияне образовали свои колонии в Сицилии, Мальте, Сардинии и на северном берегу Африки и посещали Мадейру и Канарские острова; на Британских островах они добывали олово, а на берегах Балтийского моря – янтарь. Финикияне находились в торговых сношениях с Египтом, Apaвиeй, Эфиопией, Грецией, Индией, Арменией, Cиpиeй, Понтом и Палестиной, Испанией, Италией и Ассирией.
Царь финикиян – Хирам (1001-967 до Р.Х.) заключил договор с царем Соломоном о постройке Иерусалимского храма и доставке материала.
Фнникияне сделались первым мореходным народом древнего мира; их города были средоточием мировой торговли и финикийские караваны доставляли греческое золото, итальянскую медь, испанское серебро в Вавилон и Египет, а оттуда привозили в Европу ткани, драгоценности и оружие. В самой Финикии многочисленные фабрики выделывали пурпуровую краску, стекло, изящные вещи из металлов, слоновой кости и черного дерева. Процветало также кораблестроение.
Внутренняя история Финикии очень мало известна.
Приблизительно в 846 году до Р.Х. финикияне встретили сильную конкуренцию со стороны греков, которые вытеснили их из Эгейского моря. Кроме того, в VIII столетии до Р.Х. финикиянам пришлось начать борьбу с Accиpией и затем с Вавилоном, царь которого, Навуходоносор, в 573 г. до Р.Х. взял и разрушил главный город финикиян – Тир.
Начиная с 332 г. до Р.Х., после покорения Финикии Александром Македонским, финикийская торговля перешла в другие страны, главным образом в Египетскую Александрию, а Финикия мало-помалу потеряла свое мировое значение.
Вавилоняне.
По прочитанным до сих пор клинописным памятникам, древнейшая история Вавилонии начинается в 3700 годах до Р.Х.
Вавилонская индустрия находилась в цветущем состоянии и вавилонские шерстяные, полотняные и хлопчатобумажные ткани находили сбыт далеко за пределами государства.
Беспримерное плодородие, превосходившее в древности в этом отношении даже Египет, а также географическое положение Вавилонии у двух значительных рек Ефрата и Тигра, образующих наилучший соединительный путь между восточной и западной Азией, вызвали здесь значительное развитие земледелия, архитектуры, судоходства, торговли и науки. Сухопутная торговля шла караванным путем на восток – в Индию и Бактрию и на запад – в переднюю Азию и Финикию.
Морская же торговля велась преимущественно при посредстве арабов через Персидский залив в Индию.
Ране других наук в Вавилонии получили значительное развитие астрономия и математика. Целые коллегии жрецов посвящали себя наблюдению небесных явлений, причем обсерваториями служили высокие башни храмов.
В математике вавилоняне создали систему счисления, удобно сливающую десятичную систему с двенадцатеричной, причем основной крупной единицей было 60 (сосса) число, которое составилось от умножения 12 (месяцев) на пять (пальцев). От вавилонян также исходить деление круга на 360°, градуса на 60´ и минуты на 60".
В одном из Великобританских музеев хранится архив одного вавилонского банкирского дома, существовавшего в VIII столетии до Р.Х. Там имеется также масса документов о купле и продаже и об отдаче в аренду земельных участков в Вавилонии. В них перечислен весь хозяйственный инвентарь с обозначением стоимости каждого предмета.
Евреи.
В книге Иucyca, сына Сирахова, жившего в III столетии до Р.Х., в главе 42, ст. 7, каждому сыну Израиля предписывается:
„Если что выдаешь, выдавай счетом и весом и всякую выдачу в всякое получение производи по записи".
Это дает возможность полагать, что египтяне распространяли знание бухгалтерии и между евреями.
Евреи в древности были народом небогатым. До рассеяния Израиля торг не составлял любимого занятия евреев, и лишь немногие еврейские племена принимали участие в торговле своей страны. Эти племена были главным образом Галилейские евреи, прочие же держались обычая и воззрений своих отцов, занимаясь земледелием и скотоводством.
Законодательство Моисея хотя и не воспрещало евреям торговлю, но и не благоприятствовало ей, так как не поощряло накопления богатств. Моисей обратил особое внимание на приобретение земель и устройство поземельных отношений, что ясно видно из изданных им законов, в которых нет ни намека о каком-либо покровительстве торговле; только в некоторых местах Моисей говорит о прибыльном пользовании имуществом. В его 5 книге, в 15 главе читаем: „Ибо Господь Бог твой благословит тебя, как он говорил тебе, и ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы, и господствовать будешь над многими народами, а они над тобой не будут господствовать". В другом месте (книга 5, статья 23) им запрещается прибыльное пользование имуществом между евреями и допускается только по отношению к иноземцам:
„Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост. Иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею".
По законам Моисея, евреи считались святым народом, не имеющим ничего общего с другими. Об этом, между прочим, говорят следующие весьма характерные слова Моисея (5 кн. гл. 14): „Не ешь же никакой мертвечины: иноземцу, который случится в жилищах твоих, отдай ее, он пусть ест ее; или продай, ибо ты народ святой у Господа Бога твоего".
Такие национальные воззрения, конечно, затрудняли сближение с чуждыми народами и препятствовали развитию торговых сношений.
Значение евреев в мировой торговле начинается в средние века и достигает своего полного развития только в новейшие времена.
Внутренняя торговля у евреев могла развиться также благодаря частым паломничествам почти всех жителей страны в Иерусалим, однако такого развития не получилось, и торговля вокруг Храма, частью в ограде самого Храма, была чисто мелочная.
Внешняя торговля у евреев впервые появилась при царе Соломоне, но и это было лишь частное предприятие самого царя, начавшего значительную торговлю в компании с царем Тира, преимущественно с финикиянами и сирийцами, а также и с восточными странами через арабов, в отдельных же случаях – и помимо их. На его кораблях моряки были все из финикиян.
Из Ассирии ему доставлялись главным образом благородные металлы, из Аравии – степной товар и благовонные вещества.
Особенное значение он придавал торговле лошадьми, доставлявшимися ему арабами; этот товар он затем перепродавал на внутренних рынках с большою выгодою.
Следуя по такому же пути предположений и руководствуясь при этом ходом всеобщих исторических событий, дальнейшее распространение бухгалтерии можно приписать грекам и римлянам.
Греки.
Бухгалтерия была известна грекам еще задолго до Р. Х.
Греция, омываемая с трех сторон водою, благодаря своему выгодному расположению у моря, стала средоточием вообще всей культуры древнего миpa и связующим звеном между Европой и Азией.
В древнейшие времена Греция не отличалась ни торговлей ни промышленностью. Главным занятием ее было земледелие и скотоводство, да и то почти исключительно при помощи невольников. Свободные греки проводили время в беспечной праздности, предъявляя лишь очень небольшие потребности к жизни и предоставляя торговлю, как внутреннюю, так и внешнюю, довольно многочисленным в стране финикиянам. После Дорийского переселения (1104 г. до Р.Х.) в экономической жизни греков замечается большая перемена; ими образовываются греческие колонии в Малой Азии, Сицилии и Италии. Главнейшими государствами в Греции были Спарта и Афины. Спартанцы презирали труд, питали отвращение к сношениям с иностранцами и считали ремесла и торговлю делом непочетным.
Полную противоположность Cпapтe составляли Афины. Как только началась торговая деятельность колоний в Малой Азии, афиняне первые в старой Греции последовали доброму примеру и в короткое время опередили в своих торговых успехах даже колонии. В V веке до Р.Х., в особенности при Перикле, (до 429 г.) торговое значение Афин достигло наибольшего расцвета.
Почти одинаковое торговое значение с Афинами, а с падением афинской гегемонии даже большее, имел в Греции городок Коринф. Со времен Периандра, правившего Коринфом, с 627 по 584 до Р.Х., это был главнейший книжный рынок (рынок рукописей) древности. Торговля рукописями являлась характерной особенностью коринфского рынка. Впоследствии мировой книжный рынок перешел в Александрию, а со времен мусульманского движения – в Византию, где удержался до падения Восточно-Римской империи.
Греческая торговля была уже не чисто меновая, как в других странах древности, а являлась переходной ступенью к торговле на деньги. Кредит у греков был слабо развит; довольно часто кредитор, ссудив купца капиталом для отдельной операции, всюду сопровождал должника вплоть до окончания операции.
Проценты за ссуды взимались высокие, от 10 % до 36 % годовых в Афинах, где они были самыми низкими. Посредниками в кредитных делах служили менялы, которые в то же время торговали чеканной монетой и металлами в слитках.
Менялы совершали также банковые операции, принимая вклады и выдавая ссуды, причем выгода получалась на значительной разнице в выдаваемых и получаемых процентах. Но кредитные операции были незначительны, вследствие господствовавшего в делах недоверия, несмотря на то, что правительства большинства греческих государств и колоний, подражая афинянам, делали все, что по тогдашним временам было возможно, для упорядочения торговли и кредита. За торговлей был постоянный полицейский надзор,  законы о долговых обязательствах были строги до жестокости.
В Афинах казначеи общественных храмов, жрецы и жрицы, военачальники, строители общественных зданий и др. выставляли свои отчеты для публичного осмотра; отчеты высекались на камне и становились общественным достоянием: для проверки отчетов, по словам Аристотеля, назначались особые должностные лица – „эвзины" и „логисты". В речах Иппократа и Демосфена есть указания на то, что упустивший отдать надлежащий отчет, мог быть подвергнут преследованию. Бывали случаи, что за нарушения сих предписаний финансовые агенты подвергались тюремному заключению, конфискации имущества и т. д. В Греции были благоустроенные финансовые учреждения, и счетоводство применялось уже в самом древнем греческом „банке" – Дельфийском Храме, которым производились обширные финансовые операции. В разных местностях Греции во время народных празднеств и игр происходили публичные ярмарки, на которых купцы делали закупки, продавали свои товары, получали и уплачивали свои долги.
Симон Стевин, говоря об итальянской бухгалтерии в древнем Риме, во время Юлия Цезаря (Юлий Цезарь – римский император, родился 12 июля 100 года до Р. Хр., умер 15 марта 44 года – прим. авт.) полагает. что она применялась также в Греции: «Когда другие уделят этому предмету тщательное внимание, то, может быть, найдут еще много сведений о том, что сия бухгалтерия была в употреблении не только у римлян, но гораздо раньше – у древних греков. Принимая во внимание, что первые не отличались вовсе своею изобретательностью и все ценные знания черпали от греков, окажется, что это предположение не лишено основания и что с ознакомлением с греческими книгами могли бы быть получены более верные сведения» („Soo ander hier op noch breeder acht namen, misschien datmender noch meer bescheyts af vonde, en dat dese bouckhouding niet allcen by de Romeinen, maer voor hemlien by de oude Griecken mach int ghebruyck gheweest sijn, want insiende datse gheen groote Vinders en warren, en alle constighe besonderheden meest vande Griecken hadden, soo schijntmen dat met reden te meughen vermoeden, waer af uyt het lesen der Griecksche boucken seker der bescheyt mocht volghen (Vorstelicke Bovckhovding, стр. 105) – прим. авт.).


Колонка Редактора

Постоянные авторы
Copyright Медведев М.Ю. © 2012-2024