Индийцы.
Об
истории древнейшей Индии сохранилось
мало верных сведений. Ее существование определяется более чем в 3000 лет до
Р.Х. Своим культурно-историческим значением Индия обязана арийцам, кавказскому
племени, перешедшему через Гималаи и вытеснившему темнокожее туземное
население.
Земледелие было главным занятием индийцев, у
которых, как и у египтян, существовало строгое разделение людей на касты, а
также торговля и отдача капитала в рост за проценты. В эпических поэмах и книгах
законов (1500–500 л. до Р.Х.) упоминается о таможнях, пошлинах, надсмотрщиках
за торговлей, рудниками и фабриками. Подать составляла одну шестую продуктов
земли; кто не платил подати – лишался права на землю. Подать с купцов
составляла одну 20-ю часть их барыша. Индусы были хорошо знакомы с алгеброй. Им
принадлежит также изобретение десятичной системы чисел, распространившейся в
Европе через арабов в средние века. Серебро и золото рано вошли в употребление
взамен денег. Сначала драгоценные металлы отвешивались, а впоследствии отливались
кусками определенного веса и снабжались клеймом, украшенным эмблемами солнца,
луны или звезды. Полагают, что искусству чеканить монеты индийцы научились у
греков. Фальшивомонетчики подвергались строгому наказанию. Вексельные операции
производились уже в древние времена. Цари заботились об определенных мерах и
весах, правильность которых подлежала строгой проверке, и виновные в
злоупотреблении наказывались. Перевозка кладей нормировалась особыми законами.
Процветала и промышленность индийцев, и Индия славилась своими тканями, которые
были в большом ходу в древнем мире. Индийское железо, металлические изделия из
бронзы, золота и серебра пользовались большой известностью. Им приписывается
также искусство лить колокола, чеканить и отделывать драгоценные камни, что
имело большое влияние на успешность торговли ими, а также и жемчугом.
В самой стране торговое
движение облегчалось двумя судоходными реками – Индом и Гангом с их притоками и
рукавами. Внешняя торговля индийцев велась большею частью через посредство
иностранцев, главным образом с Египтом, Китаем и Персией; индийцы занимались
также мореходством, ибо в их уложении встречаются предписания о морской
торговле, а в эпических стихотворениях упоминается и о купцах, совершавших
путешествия далеко за океан.
Индийцы имели обширный
торговый флот и посещали персидские и аравийские гавани.
Так же, как и в Египте, большие
народные празднества в Индии имели значение ярмарок, в особенности
празднества в городе Озене (ныне Сугейн), которые были особенно многолюдны и
где заключались главнейшие торговые
сделки.
Карфагеняне.
Карфаген (лат. Carthago, греч. Karchedon, финикийск. Karthahadatha или Karthada – Новый город)
был знаменитый в древности город на северном берегу Африки, основанный тирянами
приблизительно в 878 году до Р.Х.; Карфаген приобрел большие богатства и в
финансовом отношении стал первым городом в древности. В летописях упоминается
также о государственных займах заграницей. Своими завоеваниями и
колонизацией карфагеняне постепенно захватили весь северный берег Африки и
Финикийские колонии в западных частях Средиземного моря, а также значительную
часть нынешней Испании и Сицилии, Сардинию и Болеарские острова. Культурное
развитие, политика, торговые обычаи и промышленность карфагенян мало
отличаются от финикиян. У них был хорошо организованный купеческий флот. Морская
торговля и судоходство в восточные страны Средиземного моря были незначительны
вследствие господства греков, но зато сношения в западных краях были весьма
оживленны. Они вели торговые сношения с Сицилией. Нижней Италией, Этрурией,
латинами и римлянами. Полагают, что в поисках за янтарем они
проезжали по Ламаншу и Зунду и бывали на берегу Балтийского
моря. Сухопутная торговля велась с Египтом и Феццаном. Примерное хозяйство,
сильный флот и большое количество колоний составили основы могучего приморского
города, который вместе с колониями в 146 году до Р.Х., преобразился в
римскую провинцию и был сожжен римлянами.
Более обширный материал и
подробный сведения о торговых книгах и записях, а также о значении и
доказательной силе сих книг мы находим у римлян.
Бухгалтерия
древних римлян.
Бухгалтерия древних
римлян была, сравнительно, хорошо развита и, как у банкиров (argentarii) и купцов, так и в общественном и домашнем
хозяйстве у patres familias, применялась
с успехом, соответственно условиям тогдашнего времени.
Какой высокой степени развития достигла бухгалтерия у
римлян, о том свидетельствуют нам, между прочим, следующие, бывшие у них в
употреблении, технические выражения, как-то:
Arcarius – кассир;
Arсa – касса;
Rationator – бухгалтер;
Tabularius – бухгалтер, так
его называли в западных провинциях Римской Империи;
Logographus – бухгалтер,
так его называли в восточных провинциях Римской Империи;
Liber – книга;
Tabulae – одна сторона
счета;
Ratio – весь счет;
Nomen facere – записать статью или долг в книгу;
Nomen solvere – погасить долг;
Nomen expungere – погасить запись;
Nomen factum – книжная запись;
Referre in tabulas или
in codices – заносить в кодекс,
Nomina translata in tabulas – занесенные в реестр статьи;
Nomina arcaria – кассовые записи;
Nomina transcriptitia – записи, произведенные
на основании договора;
Acceptum
|
действительный
приход (дебет)
|
Expensum
|
действительный
расход (кредит)
|
Acceptum
ferre
|
записать
какой-либо приход в кодекс
|
Expensum
ferre
|
записать
какой-либо расход в кодекс
|
Acceptum
referre
|
записать в приход
книги поступление долга или какое-нибудь получение на стороне расхода счета
должника
|
Expensum
referre
|
записать уплату
долга в расход книги или какую-нибудь выдачу на стороне прихода счета
должника
|
Acceptilatio
|
отметка кредитора
в его кодексе о том, что удовлетворение от дебитора (должника) получено
|
Expensilatio
|
отметка кредитора
в его кодексе с согласия дебитора о том, что первым выдана последнему
известная сумма денег или денежная ценность
|
Pariatio – заключение,
сбалансирование счета;
Reliquum, reliqua, Saldo – (разница между accepta и expensa (приходом и расходом));
Rationem ducere – определить сальдо.
Одною из первых причин, побудивших римлян к ведению книг,
были сношения с банкирскими учреждениями и податные обязанности для
определения ценза. Цензом называли периодически повторяющуюся оценку имущества,
производившуюся для подразделения народа и определения его прав и обязанностей.
Плателыщик должен был заявить о своем имени, отце, возрасте, жене, детях,
местожительстве и имуществе, и на основании сих показаний определяли занимаемый
им класс и трибу, которые с увеличением и уменьшением имущества менялись, т.е.
плательщики перемещались из одного класса в другой. Богатый помещик,
уплачивающей подати в большем размере, пользовался сравнительно большими правами
и преимуществом, чем другие, платящие поголовную подать, и занимал
разные почетные должности.
Дальнейшая причина, побудившая римлян к ведению домашних
книг, несомненно – податная реформа в 487 году, по которой облагалось не
только недвижимое, (praedia), но и движимое имущество плательщика, как то:
Instrumentum rusticum – сельскохозяйственные орудия;
Supellex – домашняя утварь;
Аиrит – золото;
Argentum factum – серебряная
посуда:
Mundus muliebris – туалет женщины:
Vestis – одежда и проч.
Кроме упомянутых налогов был введен еще налог с займов и
других денежных операций граждан.
Каждый плательщик должен был подтвердить цензору под присягой,
что в кодекс занесено все действительно принадлежащее ему имущество.
Неправильное показание имущества лишало его права
полноправного гражданина, должности и ранга.
Во избежание таких последствий и для успокоения своей
совести, каждый порядочный pater familias (отец семейства (лат.) – прим.
ред.) не только вел подробный счет о своих
приходах и расходах, но также о состоянии всего своего имущества. Такие записи
совершались сначала во вспомогательных книгах, откуда заносились в кодекс.
Римляне рассуждали так: кто не обладает умением управлять
домашним хозяйством, тот, тем более, не может управлять делами государства; а
потому, желавший быть назначенным на какую-нибудь высокую официальную
должность, должен был сначала доказать свои администраторские способности по
своим домашним книгам, которые велись лично им, так как он считал это
своим долгом, как в интересах государства, так и своих собственных.
Сумма имущества, установленная цензором по книгам плательщика,
заносилась первой в реестр или лист – tabulae censoriae, который хранился в государственном архиве – tabularium. Это можно назвать
регистрации имущества. Римлянам были известны восемь книг:
1)
Libellus familiae или liber patrimonii;
2)
Liber calendarii или calendarium;
3)
Adversaria или ephemeris;
4)
Codex или tabulae rationum;
5) Codex rationum
domesticarum;
6) Codex rationum mensae
или argentariae;
7) Codex accepti et
expensi;
8) Breviarium или rationarium.
Libellus familiae или liber patrimonii, breviarium или rationarium (Инвентарные книги римлян).
У римлян были в употреблении две инвентарные книги: 1)
breviarium или rationarium – инвентарная
книга государства. 2) libellus familiae или liber patrimomii – инвентарная книга частных лиц. Первую называли также „breviarium Augisti", потому что она была введена Императором Августом.
Впоследствии она получила название „breviarium или rationarium imperil" (инвентарная государства). В ней делались записи (summarium compendium) о состоянии имущества государства, как-то: налогов,
кассы, лесов, лугов, зданий и пр., а также войска и всего экономического
и финансового хозяйства государства. В виду разнохарактерности
записей книга эта была разделена на несколько частей. Следить за правильной записью было поручено
особой комиссии, которая и отвечала за нee.
Вторая книга – „Libellus" –
применялась в домашнем хозяйстве отцом семейства – pater familias главным образом для записи живого и мертвого
инвентаря, причем описи не составлялись ежегодно или через каждые два года,
как купцами в данное время. По этой книге можно было видеть во всякое время
состояние инвентаря, ибо приходящие ценности прибавлялись к итогу
предшествующей описи, а уходящие – списывались.