ЭКАУНТОЛОГИЯ
Сайт, посвященный истории бухгалтерского учета и его неминуемому превращению в компьютерный учет
Инструкции по бухгалтерскому учету как орудие естественного отбора
Меню сайта

Войти

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Случайная картинка

Умная мысль
Счетоводство, как знание, будучи притягиваемо несколькими науками, ни одной из них не усыновлено и до сих пор сидит между двумя стульями.
С.С. Дезорцев

Старинный термин
НУМЕРБУХ – амбарная книга.

Последняя картинка

Социальные сети

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Время жизни

Приветствую Вас, Гость · RSS 24.04.2024, 07:30

Личка:



 
Первое, что следует осознавать при обращении к нормативной базе по бухгалтерскому учету, это ее предназначение. Только совсем неопытные в вопросах бухгалтерии люди полагают, что нормативные акты должны какие-либо бухгалтерские проблемы решать. Вовсе нет, хорошие нормативные акты проблемы не решают, а создают, и чем большее их количество создано, тем профессиональней сработан документ.
Инструкции по бухгалтерскому учету представляют собой механизм естественного отбора в среде бухгалтеров: недостаточно энергичные или способные особи, подранки, а также особи с неустойчивой психикой постепенно сходят с дистанции, уступая свои рабочие кабинеты более приспособленным экземплярам. Жалость в бухгалтерском учете неуместна – чем многочисленней и неразрешимей окажутся проблемы, стоящие перед бухгалтерами, тем способней к выживанию окажется вид в целом. Таким способом, при помощи нормативной базы, поддерживается природный баланс среды обитания. Если бы Департамент бухгалтерского учета и отчетности однажды решил все учетные проблемы скопом, этот день стал бы последним днем перед эпохой всеобщего вырождения и регресса: мыслительные органы бухгалтеров, прекративших ломать головы над бухгалтерскими проводками, через некоторое время атрофировались, и древняя профессия, представители которой процветали еще во времена персидских сатрапов, прекратила свое существование. Этого нельзя допустить, в этом главная задача, стоящая перед разработчиками инструкций по бухгалтерскому учету.
Имена этих людей неизвестны широкой публике, но подвиг их бессмертен: ради всеобщего процветания безымянные бойцы законодательного фронта ежеминутно жертвуют собственным здоровьем и нервами. И бесполезно предъявлять им какие-либо претензии – разработчики ничего не выдумывают, а лишь исполняют вечный закон матушки-природы.
На самом деле нормативные акты пишутся на небесах. Нормативный акт зарождается как бы в самой природе, он нерукотворен, поэтому недовольство выказывать бессмысленно: в самом деле, не костерить же Бога за то, что идет дождь?! Точно так же нельзя возмущаться по поводу очередных недоработок в очередной инструкции.
Закон небесного происхождения нормативных актов соблюдается в настоящее время неукоснительно. Никто из специалистов, к примеру, честно не напишет в комментариях к свежему нормативному шедевру: такие-то пункты инструкции прямо противоречат нормативному акту высшего уровня, потому что разработчик этого нормативного акта козел. Нет, публике вежливо сообщат: указанные пункты до особых разъяснений применять не следует. И правильно сделают, незачем публику нервировать. Разработчик тут действительно ни при чем: любой нормативный документ есть некая природная данность, константа, к которой есть смысл приспосабливаться, но нет смысла обсуждать. Обсуждения чреваты нарушениями в механизме естественного отбора, поэтому у бухгалтеров не должно зародиться крамольной мысли, что с инструкцией что-то не в порядке, тем более – что что-то не в порядке с головой ее разработчика. Бухгалтеры должны сразу, целиком и без размышлений окунуться в пучину возникших перед ними проблем, тогда ничье профессиональное мастерство не будет поставлено под сомнение.
Одно из главных качеств бухгалтера – выносливость, а одно из главных условий тренировки выносливости – фактор неожиданности. С этой точки зрения возможны два сценария: в первом случае бухгалтер изматывается предварительными сообщениями, что нормативный акт вот-вот появится на свет; во втором – нормативный акт падает как снег на голову. Но в любом случае публикация должна быть неожиданна: идеально, если просматривая газету и нутром уже предчувствуя что-то недоброе, бухгалтер все равно вздрагивает при виде нормативного акта и ужасается, вчитываясь в него. Еще лучше, если он падает в обморок, – жизненного тонуса, который он выработает таким способом, хватит по меньшей мере на месяц.
Первым чувством бухгалтера, читающего свежеотпечатанный нормативный акт, должно стать ощущение собственной умственной неполноценности, в крайнем случае – уверенность в том, что инструкция написана на иностранном языке. Бухгалтер должен смотреть и – не понимать, о чем тут идет речь и что имелось в виду. Безусловно положительными симптомами при этом являются выпученные остекленевшие глаза, рефлекторно расхлопывающийся и захлопывающийся рот, небольшие судороги. Если через неделю состояние не стабилизируется, пострадавший не сможет продолжать исполнение своих служебных обязанностей и будет вынужден освободить рабочее кресло более молодому и крепкому на голову коллеге, что и требовалось доказать.
Настоящий канцелярский стиль, который при всей своей утилитарности и лапидарности не позволяет читателю ухватить излагаемую мысль за хвост, вырабатывается годами упорного труда. Это редкое искусство, которым владеют единицы: нет ничего удивительного, что именно эти единицы и процветают в финансовом плане. Бухгалтер, взявшийся за изучение нормативного акта, должен усвоить не более десяти процентов текста не раньше, чем через две недели после начала тренинга – в противном случае разработчик рискует не успеть со следующим нормативным актом и на несколько дней оставить своего подопечного в расслабленном состоянии.
Качественная инструкция должна охватывать как можно большее число бухгалтеров – желательно, весь ареал их обитания: общеприменимые нормативные акты гораздо быстрей и с меньшими затратами, чем отраслевые, позволяют достигать тонизирующего эффекта. При этом важно, чтобы не просто одни нормативные процедуры заменялись другими, а одни нормативные процедуры накладывались на другие, то есть чтобы неоднозначность трактовок возрастала в прогрессии. Инструкция должна отыскивать в правовой области все новые и новые смысловые слои и акцентировать на них внимание своих пользователей. В результате получается что-то вроде слоеного пирога: нормативный акт затрагивает лишь один слой проблем (в идеале – создает его), а все прочие слои оставляются на усмотрение бухгалтеров. К примеру, разработчик никогда не напишет: такие-то расходы относятся на финансовые результаты организации и оформляются такой-то бухгалтерской проводкой, – пусть бухгалтер сам догадается, какую проводку от него требуется выполнить в данном случае. Наличие нескольких смысловых слоев сделает стоящую перед ним задачу по-настоящему увлекательной и интересной. Нигде ведь не сказано, что финансовые результаты обязательно отражаются на счете «Прибыли и убытки», а вдруг нужно использовать счет «Доходы будущих периодов»?.. а если какой другой счет?.. а если расходы выступают в качестве финансовых результатов только для целей налогообложения, а для целей бухгалтерского учета их следует отражать иным образом?.. Когда разработчик еще немного усложнит задачу и сообщит заинтригованному читателю, что все перечисленные расходы следует считать таковыми только для целей настоящей инструкции, а некоторые расходы к расходам вообще не относить, получившийся текст доставит истинное наслаждение любителям головоломок и кроссвордов.
Опытный разработчик имеет в запасе сотни подобных приемов и умело пользуется ими по мере необходимости. Пространство для полета фантазии безгранично. Какая интрига в том, чтобы ввести инструкцию в действие с момента ее опубликования? Но ведь и из обыкновенной даты можно сделать конфетку: к примеру, ввести нормативный акт в действие с момента опубликования, но начиная с отношений, возникших с 1 января того же года; или начиная с бухгалтерской отчетности за текущий год. Пусть бухгалтер пошевелит мозгами – это ему только на пользу.
При использовании тренинг-метода «чем хуже, тем лучше» разработчик не должен также упустить из виду некоторые мелочи, без соблюдения которых его деятельность рискует не получить одобрения других разработчиков. Мелочи эти весьма разнообразны, поэтому описать их довольно сложно, тем более что они постоянно меняются. Основным их назначением является опознание коллегами коллег, то есть установление факта принадлежности автора к клану посвященных, представителям которого только и может быть доверено написание нормативных актов. Обычному шизофренику, штатному обитателю городской психбольницы, тоже вполне по силам сочинить документ, в котором одна часть будет не стыковаться с другой, но как-то ведь надо отделять объекты естественного отбора от лиц, регулирующих данный процесс. Известно ли Вам, к примеру, что – Министерство Финансов Российской Федерации, но Минфин России? Нет, Вы чувствуете разницу?.. Что, совсем не чувствуете?.. То-то и оно: никто не чувствует, но соблюдать надо. На таком пустяке можно запросто проколоться, и понимания коллег тогда не жди. Другое дело, если какая-нибудь злопамятная и сутяжная организация, придравшись к противоречивой формулировке, обращается в Арбитраж и выигрывает дело – от такого не застрахован никто. Подлецов везде хватает, но можете быть уверены, что карьере проштрафившегося разработчика этот печальный казус не повредит.
К сожалению, не все осознают специфику сочинения нормативных актов. Любая инструкция по бухгалтерскому учету – не более чем черновой материал, который дозревает только в ходе всенародного обсуждения и исполнения. Новая инструкция по определению не может не противоречить прежним инструкциям, потому что просто не может. А если может, кому такая инструкция нужна? Напротив, непротиворечивая инструкция – это нонсенс: если в инструкции все понятно, такая инструкция подлежит немедленной замене на новую, еще не приглаженную. Для поддерживания рабочей формы требуется постоянное напряжение – сами бухгалтеры, не понимая этого, возмущаются и скандалят. Но разработчик инструкций по бухгалтерскому учету, этот ангел-хранитель бухгалтерии, будучи абсолютно уверен в методах естественного отбора, стоически продолжает начатые процедуры, сколь бы неприятны они для бухгалтеров ни были.
По счастью, профессиональная деятельность разработчика состоит не только из неприятных обязанностей. Что может быть душевней, чем за плату комментировать неувязки самим же собой составленного нормативного документа? Когда нормативный документ составлен в полном соответствии с предписанной рецептурой (такое случается, если вся страна после его опубликования на несколько недель погружается в тяжкое раздумье, а потом начинает лихорадочно искать в записных книжках номер телефона ближайшего учебно-методического центра), профессиональный успех этого скромного труженика пера близко. Он сполна его ощутит, отвечая на униженные просьбы объяснить, что имелось в виду в пункте третьем и пункте четвертом, или называя суммы гонораров за журнальные публикации и выступления на семинарах. Разработчику станет почти жалко этих умоляющих о помощи суетливых людишек, нисколько не разбирающихся в естественном отборе и простодушно удивляющихся, отчего в тексте так много неясного. Да оттого, что, – как говаривал один прозорливый долгожитель, – остаться должен только один. Выживает сильнейший.
Когда последний повеселевший посетитель, пряча в карман кошелек, пролепечет большое человеческое «спасибо», разработчику – после вскриков недоумевающей общественности и проницательных усмешек коллег – станет по-настоящему хорошо. Цикл составления одного нормативного документа можно считать законченным и немедля приступать к следующему. Раз попробовав, разработчик постепенно войдет во вкус, навсегда полюбит эту профессию и уже не сможет заниматься ничем другим.


Колонка Редактора

Постоянные авторы
Copyright Медведев М.Ю. © 2012-2024