ЭКАУНТОЛОГИЯ
Сайт, посвященный истории бухгалтерского учета и его неминуемому превращению в компьютерный учет
История бухгалтерии 1
Меню сайта

Войти

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Случайная картинка

Умная мысль
Можно думать, что счетоводство должно, во всякое время, в своих записях, в своей счетоорганизации представить остатки, совершенно точные с действительной наличностью. Но это – утопия.
Л.И. Гомберг

Старинный термин
НЕГОЦИЯ – коммерческая сделка, торговля.

Последняя картинка

Социальные сети

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Время жизни

Приветствую Вас, Гость · RSS 24.04.2024, 06:51

Личка:


Е. История бухгалтерии

Председатель: Объявляю новую тему нашего семинара – история бухгалтерии. Может быть, именно в истории кроются загадки и парадоксы учета и бухгалтер, подобно археологу, должен заниматься не изобретением новых теорий, а раскопками кладезя мудрости, давно заросшего бурьяном?

Е-1. Щегольков К.Т.: Счетоводство, будем ли мы его рассматривать как науку или же как искусство, имеет свою историю. [537 – стр. 5]

Председатель: Несомненно.

Е-2. Соколов Я.В.: Люди начали осознавать, что изучении истории поднимает престиж профессии, облегчает понимание практических проблем, ставит новые вопросы, выдвинутые жизнью, прививает любовь к бухгалтерскому учету, ибо чтобы дело стало настоящим Делом, чтобы маляр стал художником, каменщик – зодчим, конторщик – бухгалтером, делу надо придать немного поэзии, умножить знание на мечту. [1134 – стр. 10]

Е-3. Кейль К.П.: Только путем изучения истории нашей науки мы ясно познаем сущность двойной бухгалтерии и в ее дальнейшем развитии научимся верно ценить ее достоинства и ее значение для экономики. [564 – стр. XXIV]

Е-4. Максимов И.Г.: Для того, чтобы постичь, понять всю сущность двойной бухгалтерии, необходимо изучение истории счетоводства; только ознакомление с постепенным развитием счетоводства научает нас ценить по достоинству его преимущества и значение для хозяйственной жизни. [750 – стр. 7]

Е-5. Соколов Я.В.: История бухгалтерского учета – обширное кладбище, где каждая школа – фамильная усыпальница, каждое имя – склеп, в котором похоронены идеи счетоводства и счетоведения, каждое сердце – урна с прахом утраченных иллюзий и надежд. [1134 – стр. 443]

Е-6. Зейфферт Р.: Постигнуть ту или иную научную дисциплину можно, лишь зная пути ее развития. Чем моложе данная отрасль знания, тем желательнее знакомство с историей ее возникновения. Есть много справедливого в изречении Гете, что «история какого-либо знания и есть, в сущности, это знание». [491 – стр. 738]

Е-7. Соколов Я.В.: В самом деле, если вы проживете 100 лет, то это все-таки мало, хочется пожить больше, познакомиться с Колумбом и поговорить с Сократом, решить, стали ли люди вообще и бухгалтеры в частности лучше или хуже. [1134 – стр. 5-6]

Е-8. Хмельницкий Д.А.: Бросим беглый взгляд на эту историю. [1244 – стр. 3]

Е-9. Кейль К.П.: Область истории бухгалтерии до сих пор скудно разработана. [564 – стр. XXIV]

Е-10. Стевелинк Э.: Обобщенное исследование истории бухгалтерского учета только зарождается. [цит. по 1134 – стр. 11]

Е-11. Зомбарт В.: То, что мы знаем по истории новейшей бухгалтерии, т.е. счетоводства, – все только отрывки. [500 – стр. 401]

Е-12. Малькова Т.Н.: Больше всего не везет древнему учету. Его считают примитивным и вместе с тем загадочным и непознаваемым. Но это не так. Колоссальные архивы подлинных учетных документов – эти «памятники священной старины» – ждут, когда их внимательно и профессионально изучат бухгалтеры, лучше, чем кто-либо, способные понять своих коллег прежних времен – составителей древних документов. [756 – стр. 5]

Е-13. Сиверс Е.Е.: Легко может быть, что в тех или других книгохранилищах усердному исследователю удастся найти еще несколько источников в виде случайно уцелевших торговых книг, но сколько бы их не было найдено – каждая из них дает только представление об отдельных моментах истории развития счетоводства, но никогда не ознакомит нас с этим развитием во всей желательной полноте. [1106 – стр. 134]

Е-14. Щегольков К.Т.: От действа человечества нам не осталось писаных историй, поэтому мы принуждены судить о его жизни по тем остаткам, которые нам оставило всеуничтожающее время и, отчасти, по образу жизни современных дикарей, но этому источнику нельзя придавать много веры и, прежде чем пользоваться чем-либо, нужно проверить и рассмотреть с исторической перспективы. [907 – стр. 20]

Е-15. Бауэр О.О.: Историки бухгалтерской литературы всех культурных стран, в особенности в настоящее время, усиленно заняты разрешением накопившихся в течение веков весьма сложных вопросов: кто был первый праучитель и в каком виде бухгалтерия впервые появилась к услугам человечества? [81 – стр. IIV]

Е-16. Вольф А.М.: Исследования по счетоводству древних времен осложняются главным образом тем, что ученые, преимущественно занимающиеся историческими изысканиями, в области счетоводства совершенно не компетентны. [538 – стр. 35]

Е-17. Соколов Я.В.: Еще труднее решить, когда социальный заказ повлиял на развитие учета и когда последний был двинут вперед мощным усилием человеческой мысли. [1134 – стр. 10]

Е-18. Белов В.Д.: Счетоводство, как наука, почти не имеет прошлого. История ее развития коротка и проста. Теория бухгалтерии, бесспорно, подготовлялась веками, но исключительно на основе практического знания, в кругу практических людей. [92 – стр. 392]

Е-19. Мохов С.Г.: Наука счетная – понятие древнее. [821 – стр. 3]

Е-20. Кричевский Л.Я.: Самое древнее указание на искусство бухгалтерии встречается в книге «Премудростей» (42, 7), в которой предписывается каждому сыну Израиля: «Если что выдашь – выдавай счетом и весом и делай всякую выдачу и прием по записи». [645 – стр. 5]

Председатель: Попрошу без антисемитских высказываний, этого нам еще не хватало.

Е-21. Малькова Т.Н.: Возраст бухгалтерии внушает почтительный трепет. [756 – стр. 6]

Е-22. Хмельницкий Д.А.: Начало ее скрыто от нас в глубине веков. Нам неизвестно, как считал первобытный человек составлявшие его несложное хозяйство предметы. Никаких памятников об этом до нас не дошло. [1244 – стр. 3]

Е-23. Максимов И.Г.: Начало науки счетоводства, как и большинства наук и искусств, кроется в тумане веков и никоим образом не может быть точно указано хронологически. [750 – стр. 7]

Е-24. Лихачев В.И.: Время возникновения двойной бухгалтерии в точности неизвестно. Как и всякая другая наука, она развивалась постепенно трудами многих поколений; зародыши ее существовали еще в глубокой древности. [716 – стр. 433]

Е-25. Энкаев: Первые шаги по введению правильного счетоводства теряются в глубокой древности. [1322 – стр. 8]

Е-26. Голубев И.А.: Время возникновения счетоводства покрыто мраком самой глубокой древности, о чем нам свидетельствуют глиняные кирпичики, открываемые археологами. [313 – стр. 7]

Е-27. Соколов Я.В.: Первые следы развитых систем учета мы находим в долинах рек Нил, Тигр и Евфрат. [1134 – стр. 28]

Е-28. Бауэр О.О.: Бухгалтерия была известна грекам еще задолго до Р.Хр. [81 – стр. 7]

Е-29. Галаган А.М.: Редко кто из лиц, занимающихся счетоводством, имеет представление о том, насколько древним является счетное искусство. [275 – стр. 164]

Е-30. Гатфельд Г.Р.: Есть люди, которые имеют смелость превозносить бухгалтерию из-за ее древности и делать одиозные сравнения бухгалтерии с естественными науками. Они хвастают тем, что основные положения бухгалтерии были уже вполне разработаны в то время, когда медицина, биология и химия пребывали еще в состоянии нагромождения фантастических суеверий. [284 – стр. 83]

Е-31. Леотэ Э.: Счетоводство – пусть нас не обвиняют в преувеличении – было современницею первобытных времен человечества. Можно даже пойти дальше и сказать, что без него человеческое общество и даже семья не образовались бы. [695 – стр. 88]

Председатель: Видимо, муж не смог бы посчитать количество жен и таким образом зафиксировать социальную ячейку общества.

Е-32. Сеславинский И.: Учет возник в глубокой древности и развивался по мере и в соответствии с развитием хозяйственной деятельности людей. [1102 – стр. 3]

Е-33. Гурский А.А.: Излагая какой-нибудь предмет, автор обыкновенно старается в историческом очерке его по силе возможности углубиться в самую седую древность. Это делается с той целью, чтобы придать излагаемому предмету важность, солидность и показать свои глубокие знания о нем. По большей части такие экскурсии в древность отличаются отрывочностью и чрезмерными натяжками в доказательствах. Так, говоря о счетоводстве и его системах, некоторые авторы роются в истории древности и находят известный порядок в счетоводстве, существовавшем у евреев, римлян и греков. Они говорят, что, как известно из библии, Моисей приказал евреям все измерять «весом и мерою» и, конечно, результаты записывать в известном порядке. У римлян и греков всякая солидная и торговая фирма, даже частные дома, вели так называемые приходо-расходные книги, и так далее и далее. Прилагаются все старания доказать, что счетоводство еще в древности велось в известном порядке, что этот порядок, улучшаясь мало-помалу, постепенно превратился в стройную систему счетоводства. Это неверно. Счетоводство как частного хозяйства, так и государственного, не только в древности, но даже в 15-м столетии было в хаотическом беспорядке. [374 – стр. 9-10]

Е-34. Соколов Я.В.: История учетной мысли имеет дело с сущностью, но не с существованием процесса развития бухгалтерского учета. [1134 – стр. 26]

Е-35. Боналуми: Первая идея, которая исходит из самой глубины человеческого духа, есть идея экономическая. Она рождается вместе с человеком, растет с ним и покидает его только у могильной ямы. Причиной и стимулом этой вечной идеи являются потребности, перед которыми человек был поставлен матерью-природой, потребности сопротивляться которым и отказываться от которых он не может [цит. по 275 – стр. 85-86]

Е-36. Голубев И.А.: Без счета человечество жить не могло, – счет оказался его как бы органической потребностью, и чем общество делалось культурнее, жизнь его продуктивнее, тем счета и расчеты его осложнялись, сочетания их все более и более разнообразились, пользование счетоводством как знанием делалось необходимее. [313 – стр. 7]

Е-37. Дитякин Ф.Т.: Потребность в счетоводстве уходит в глубокую древность. Как только человечество стало проявлять хозяйственную деятельность, вступило в обмен излишками продуктов, сбывая их и приобретая необходимые ему, и как только возникли кредитные отношения, – появилась и нужда в счетоводстве. [415 – стр. 5]

Е-38. Гаврилов А.М.: Первобытный человек в продолжении охотничьего периода жизни не нуждался в учете имущества, т.к. не имел последнего; он еще не делал запасов пищи про черный день – съедал все, что находил, и снова охотился, когда становился голоден. Когда же он перешел к кочевому образу жизни, когда понял, что выгоднее иметь подле себя запасы пищи в виде прирученных животных – явилась необходимость для него учитывать количество голов скота, а также количество хлеба, когда он стал землевладельцем. [269 – стр. 1]

Е-39. Кирюшин Е.Д.: Счетоводство слагалось под влиянием постоянной зависимости человека от материального мира. [586 – стр. 15]

Е-40. Соловьев К.: Зачатки учета материальных жизненных благ возникли в древнейшие времена. Потребность знать и запоминать количества наиболее существенных из них на первых порах удовлетворялась периодическим пересчетом их и простейшими записями. [1155 – стр. 31]

Е-41. Давыдов С.А.: Обороты существовали в глубокой древности, но они не записывались за неимением письмен. [380 – стр. 2]

Е-42. Джитти В.: Возникши во времена глубокой древности, оно запечатлело свои первые применения на камнях, на древесной коре, на кусках металла. Но от этих первых начатков счетоводства, равно как и от дальнейшего развития его в Индии, в Египте и, в особенности, у торгового народа – финикиян – до нас не дошло никаких следов. [406 – стр. 339]

Е-43. Малькова Т.Н.: Учет называли тайной богов и посвящали в нее. Истоки шли из палеолита, когда все более смелым взглядом человек охватывал небосвод и окружающий его удивительный мир. А это был мир не только природы, но и экономики. Чтобы управлять ею, изобрели «науку числ» и письменность. [755 – стр. 7]

Е-44. Хмельницкий Д.А.: Счет окружавших человека и находящихся в его руках предметов, составляя функцию прирожденной человеку психической способности, должен был появиться на самых ранних ступенях человеческого развития. [1244 – стр. 3]

Е-45. Сметанин С.А.: Возьмем малоразвитые и беднейшие племена восточного побережья Австралии и народцы Южной Америки. Они, по словам профессора Шерцля, не имеют для счисления других слов, кроме «один», «два» и «три», иные же ограничиваются словом «два», а что больше двух или трех, то у них выражается словом много и не может быть выражено числительными именами. Понятно, что при таком жалком состоянии дикарей и не может быть и слова о счетоводстве. [1121 – стр. 477]

Е-46. Ленц: Та роль, какую играл счет по пальцам в начале человеческой культуры, видна уже из того, что почти у всех народов число десять положено в основание системы счисления. [691 – стр. 17]

Е-47. Щегольков К.Т.: Первобытный человек находился в очень тяжелом положении посреди животного царства. Естественные орудия его, как-то: руки, ноги, зубы, уступали по своей силе хищным большим животным. [907 – стр. 20]

Е-48. Левик В.И.: История для нас начинается с того момента, когда этот дикарь вступил со своим соседом-дикарем в меновую сделку самого первобытного типа. [683 – стр. 73]

Е-49. Шершеневич Г.Ф.: Новый элемент экономической деятельности, вызванный общественным разделением труда, порождает сложные отношения, соединяемые в одно понятие выражением «обмен». Раз начавшись, процесс разделения труда идет ускоренно вперед и развивается с необыкновенной быстротой. [1279 – стр. 2]

Е-50. Лихачев В.И.: Чем проще и легче формы обмена, тем быстрее развивается экономическая жизнь. При свободном обмене можно безопаснее посвятить себя исключительно одному занятию. С размножением профессий продукты труда увеличиваются количественно и улучшаются качественно. А все это ведет к подъему общего благосостояния. [716 – стр. 12]

Е-51. Мануилов: Обмен возникает тогда, когда непосредственная связь между потреблением и производством разрушается, и хозяйственные блага переходят, в силу разделения занятий, из одного хозяйства в другое, не возвращаются к первоначальному производителю, а держат путь к постороннему, в большей частью заранее неизвестному потребителю. [цит. по 823 – стр. 18]

Е-52. Ротшильд М.: Начало меновых торговых сношений между людьми теряется в глубочайшей древности. Однако, сколько-нибудь правильной торговли не могло быть даже гораздо позднее. [1051 – стр. 11]

Е-53. Максимов И.Г.: Простейшие и по количеству незначительные торговые обороты, существовавшие уже в глубокой древности и ограничивавшиеся взаимным обменом произведений природы и труда, первоначально не записывались за неимением письменных знаков приходилось сначала довольствоваться памятью. [750 – стр. 9]

Е-54. Вальденберг Э.Г.: Начало бухгалтерии кроется в глубокой древности, когда люди стали взаимно обмениваться произведениями природы и труда, когда обмен этот вызвал потребность в общем меновом орудии, какого бы то ни было вида, и когда затем явилась возможность определять ценность имущества, находящегося в собственном владении и во владении других лиц, тогда должна была возникнуть сама собой мысль о введении каких-либо заметок, которые и были прототипом бухгалтерии. [182 – стр. 4]

Е-55. Леотэ Э.: Чтобы убедиться в глубокой древности счетоводства, достаточно представить себе человека в примитивном его состоянии, ведущего беспрестанную борьбу за существование. Мы его видим побежденного нуждой выходить из того места, где он прячется, и прибегать к охоте, к рыболовству, извлекать из лесов, воды и равнин все, что может утолить его голод и жажду. Он приносит в свою пещеру добычу и, изнуренный сделанными для нее приобретения усилиями, отдыхает до тех пор, пока все это не будет им потреблено и пока нужда снова его не побудит отправиться на приобретение новых предметов потребления. В этом существовании дикого он, конечно, еще не чувствует надобность считать. Жизнь его чисто животная. Он даже не имеет еще семьи, прогоняя из своего убежища, наподобие животных, своих детей, как только они в состоянии позаботиться о себе. Это состояние продолжается до тех пор, пока человек вдруг замечает, что один из ему подобных, может быть его собственный сын, умел добыть или произвести некоторые предметы, которых он не умеет добыть и которыми он хотел бы также обладать. Два способа представляются тогда ему для овладения вещью, которую он жаждет: или взять ее силою, или же получить по доброму согласию. При выборе одного из этих двух способов, в особенности, когда он себя чувствует наименее сильным, мысль обмена, наконец, приходит ему в голову. И в то же самое время, как он обдумывает осуществление этого обмена, у него является другая мысль: не потреблять все, что он добывает, а сберечь часть, которую он мог бы обменять на другие предметы. Он вычисляет то, что он хочет получить: скот, плоды, известные вещи. Он считает глазом то, что намерен дать в обмен. И вот он входит в переговоры. Не без прений, конечно, потому что он предлагает возможно меньше, дабы суметь сберечь побольше плодов своих трудов, – забота, которая вечно его будет преследовать. Но и другой делает тот же самый расчет. Наконец мирятся и приходят к соглашению относительно количества долженствующих быть обмененными предметов. Каждый дает и получает согласно установленного условиям. Таким образом появился первый счет, сделанный человеком и вытекавший из первого заключенного обмена. [695 – стр. 88-89]

Е-56. Вальденберг Э.Г.: Весьма понятно, что мерилом ценности обмениваемых предметов, если не допустить алчности в людях того времени, могла служить только приблизительная сумма доисторического труда, затраченного на их добычу или приобретение. [184 – стр. 222]

Колонка Редактора

Постоянные авторы
Copyright Медведев М.Ю. © 2012-2024