ЭКАУНТОЛОГИЯ
Сайт, посвященный истории бухгалтерского учета и его неминуемому превращению в компьютерный учет
"О неясности законодательства..." М.А. Унковского
Меню сайта

Войти

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Случайная картинка

Умная мысль
Бухгалтер, в массе, мыслит по преимуществу "практически", полагаясь на "здравый смысл" и т.п., и не прочь подчас отнестись с некоторым пренебрежением, даже с презрением к теории, как к продукту скучающей праздности.
И.Р. Николаев

Старинный термин
ВАРДЕЙН – должностное лицо, ответственное за чеканку монет.

Последняя картинка

Социальные сети

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Время жизни

Приветствую Вас, Гость · RSS 04.05.2024, 16:52

Личка:



ИСТОРИЯ РУССКОЙ БУХГАЛТЕРИИ
1913 год
"О неясности законодательства как общественном бедствии..." Михаила Алексеевича Унковского

В том же году, С.-Петербурге же, появилась еще одна интереснейшая книга – Михаила Алексеевича Унковского «О неясности законодательства как общественном бедствии и о ближайших путях к ее устранению».
Еще в 1904 году, в «Записке о легчайшем способе приведения законов в ясный вид и об эмпирическом методе выработки составления ясных законов», автор возмущался неясностью отечественного законодательства, но через девять лет дошел до чеканных формулировок. Формулировки эти, несмотря на рассмотрение не конкретно бухгалтерского законодательства, а законодательства в общем смысле слова, нельзя не процитировать: 
«Существует нелепый взгляд, что закон «должен давать простор для толкований», так как жизнь-де идет вперед, закон регулировать ее в быстром поступательном ее движении по пути развития во всех направлениях – не успевает, а устаревшие нормы причиняют вред в применении их к новой жизни.
Но если стремиться к тому, чтобы право всегда поспевало за жизнью (что, будто бы, при тяжеловесном законодательном аппарате недостижимо), то основательно было бы говорить о сообщении законодательному аппарату более подвижного типа, о необходимости делегации законодательных функций в известных случаях и пределах менее тяжеловесным подчиненным учреждениям (разумеется, таким, которые по своему составу и типу наиболее приближаются к законодательным органам и тем представляют известные гарантии правильной оценки потребностей общества и выработки целесообразных правовых норм), но во всяком случае не о желательности, чтобы закон «давал простор для толкований», или, что то же, был бы неясен.
Отстаивание неясности права вообще для того, чтобы дать исполнительным учреждениям возможность приспособлять законы к кажущимся им «нуждам жизни», - сегодня и здесь в одном направлении, а завтра или в другом месте в другом смысле, равносильно стремлению присвоить разноместным исполнительным учреждениям законодательную власть, упразднить единый для государства закон и дать торжество полной неопределенности в правах и обязательствах, что, естественно, приведет к задержке течения промышленной и культурной жизни в стране.
Такая проповедь неясности законодательства может, в конце концов, превратить закон в нечто подобное «Дельфийскому оракулу», издававшему неопределенные звуки и произносившему темные слова, смысл которых предоставлялось каждому толковать, как ему угодно, по формуле: «понимай, как хочешь».
Очевидно, что неясность закона полезна только: 1) для лиц, кормящихся введением других в заблуждение, 2) для некоторого излишка людей, занимающих известный комплект должностей, существование которых являлось бы ненужным, если бы закон был ясен и не вызывал бы излишних дел и 3) конечно, сословию поверенных, которым неясность законов, создавая лишние споры, дает и лишние дела.»
Далее, касаясь «простора для толкования» законов, автор писал:
«В известной степени устранению недоумений о смысле законов содействуют законодательные разъяснения и разъяснения высших правительственных учреждений.
Но разъяснения законодательные (так называемые аутентические), раскрывая смысл того или другого закона, вместе с тем не изменяют его текста и закон продолжает существовать в прежнем виде с тою разницею, что населению дается возможность уразуметь его значение путем приобретения¸ кроме текста закона, еще и текста его разъяснения законодательною властью. Такой способ ознакомления населения с значением закона имеет то неудобство, что встречающее нужду в ознакомлении с законодательною нормою лицо должно 1) приобрести оказавшийся неясным и потому неудовлетворительный текст закона, 2) произвести расследование о том, последовало ли и когда и где припечатано разъяснение потребного для руководства закона и 3) приобрести текст этого разъяснения или, если законодательство характеризуется особенною неясностью, то этих разъяснений, которые в последнем случае могут быть и многочисленны.
По этим причинам аутентические разъяснения, хотя и устраняют, если они сами изложены с достаточною ясностью, раз навсегда недоумение, возникшее по толкованию закона, но при этом вводят обывателя в необходимость: оплатить при приобретении текст первоначального закона, неясный и потому вызвавший недоумение, оплатить текст разъяснения, обыкновенно имеющий объем в значительной степени больший в сравнении с текстом разъясняемого узаконения, и произвести расход на оплату труда специалиста, к которому обыватель имеет необходимость обратиться за указаниями, существуют ли разъяснения вызвавшего сомнения закона и где их можно отыскать.
Разъяснения высших правительственных учреждений являются еще менее совершенными, в особенности, если эти разъяснения, хотя бы и обнародованные для всеобщего руководства, последовали, однако же, по частным делам.
Они менее совершенны потому, что, обладая теми же недостатками, какие присущи законодательным разъяснениям, кроме того, не установляют подобно аутентичным разъяснениям раз навсегда обязательного и неизменного понимания закона, и допуская возможность перемен в толковании закона в будущем, при разрешении дел, в которых могут возникнуть те же вопросы, или при новом обсуждении тех же вопросов, независимо от частных дел, внушают заинтересованным лицам надежду на возможность изменения однажды опубликованной практики, а вследствие этого не приводят к желательному прекращению возникающих из недоумений о смысле законов ходатайств и тяжб.
При всем это, разъяснения высших правительственных учреждений, не давая, как сказано, окончательного толкования смысла закона, не отличаются и доступностью для населения, так как в большинстве случаев содержат изложение не только самого толкования закона, но еще и а) случая, подавшего повод к разъяснению закона и б) соображений, приводящих к тому или другому его толкованию, что увеличивает из объем, а стало быть и покупную стоимость, которая при продаже правительственных разъяснений не порознь, а в составе целых сборников, лишает большую часть населения всякой возможности выяснить смысл неясных для них законов.
Таким образом закон сохраняет свой неясный текст, разъяснений компетентных властей являются недоступными для населения и обременение присутственных мест прошениями, вытекающими единственно из недоумения о смысле законов, продолжается.»
Оставим этот актуальный, хотя и написанный сотню лет назад, текст без комментариев.


Титул книги М.А. Унковского

       Следующая
Колонка Редактора

Постоянные авторы
Copyright Медведев М.Ю. © 2012-2024