ЭКАУНТОЛОГИЯ
Сайт, посвященный истории бухгалтерского учета и его неминуемому превращению в компьютерный учет
Развитие и совершенствование учета 2
Меню сайта

Войти

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Случайная картинка

Умная мысль
Счетоводство, как компас, дает верное направление экономической деятельности, показывая опасные уклонения в сторону.
Ю.М. Крылов

Старинный термин
ОФЕНЯ (ХОДЕБЩИК) – бродячий торговец, продававший по деревням мануфактуру, галантерею, книжки и т.п.; коробейник.

Последняя картинка

Социальные сети

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Время жизни

Приветствую Вас, Гость · RSS 17.04.2024, 00:37

Личка:



Можно даже попытаться представить порядок внесения указанных сведений в ИСУ:
  1. При регистрации юридического лица становится известен его учредитель. Информация об учредителе помещается в БД.
  2. Учредитель, в соответствии с учредительными документами, назначает руководителя предприятия. Назначение производится им с Терминала - путем внесения соответствующей записи в БД. До назначения руководителя хозяйственные операции совершены предприятием быть не могут, поскольку уполномоченное на подписание договоров должностное лицо отсутствует.
  3. Назначенный учредителем руководитель, действуя в соответствии с уставом предприятия и в пределах своих полномочий, назначает своих заместителей, каждого с правом подписания определенного круга хозяйственных документов. Назначение, разумеется, также производится с Терминала.
  4. Заместители, в пределах своих еще более узких полномочий и в свою очередь, определяют должностных лиц низшего ранга, и т.д.
Таким образом, каждый из работников предприятия окажется способным совершать только те операции, которые находятся в пределах его компетенции. При попытке регистрации договора Терминал, сверяясь с информацией, находящейся в сети, удостоверится в правах уполномоченных лиц. Проблема подписи документа не уполномоченным на то лицом в итоге окажется снятой.
Бесспорно, останутся возможности подделки удостоверения личности или использования чужого удостоверения; однако, они и сегодня не решены, поэтому прогресс в любом случае очевиден. Также очевидно, что распространенные в наши дни злоупотребления - например, непроведение по учету первичного документа, - будут заменены новыми: хотя бы ложным сообщением на сервер. Но все это неустранимые издержки прогресса и человеческой психологии.
IV. Регистрироваться с Терминала должны не только денежные переводы, но и любые другие хозяйственные операции юридических лиц.
В компьютерной сети сосредотачивается вся учетная информация субъектов хозяйственной деятельности. Естественно предположить, что регистрация операций, не связанных с трансакциями, будет также осуществляться при помощи Терминалов - правда, обеспечить при этом соблюдения принципа «ажур» окажется вряд ли возможным. Если путем отмены наличноденежного обращения и замены письменной формы регистрации договоров на электронную можно обязать субъекты учета регистрировать сделки вовремя, то заставить их своевременно регистрировать другие хозяйственные операции, - хотя бы связанные с производством продукции, - неизмеримо труднее.
V. Все договоры, первичные и другие регистрируемые с Терминала документы должны иметь стандартные электронные формы.
Это принципиально: фиксироваться должна не только трансакция, а сама сделка.
В настоящее время положение иное: в платежном поручении, к примеру, имеется реквизит текстового формата «Основание платежа», - однако,
  • информация не проверяется банковским учреждением на соответствие действительности;
  • плательщик фактически не несет за нее никакой ответственности (всегда можно сказать, что произошла банальная опечатка).
Терминал обязан фиксировать договор или другое основание, по которому проводится платеж. Как имеющий нотариальный характер, Терминал должен исполнять триединую задачу:
  • давать добро на осуществление трансакции;
  • регистрировать состоявшиеся сделку;
  • помещать информацию о сделке в БД.
Понятно, что текстовая форма договоров для этого годится мало - становится непонятным, каким образом переводить текст в бухгалтерскую проводку. Выход из ситуации прост: должны использоваться стандартные формы бланков с возможностью произвольного выбора некоторых реквизитов - сумма договора, дата вступления в силу, величина штрафных санкций и т.п.  Стандартный набор реквизитов предполагает стандартные бухгалтерские проводки. Участия бухгалтеров в регистрации сделок электронным способом не потребуется. Алгоритм действий участников сделки будет тогда выглядеть следующим образом:
  • участники удостоверяют свои личности;
  • затем выбирают стандартную форму договора и заполняют его реквизиты.
VI. Сделка должна регистрироваться у всех ее сторон в неразрывном единстве.
Единство регистрации сделки означает исполнение принципа коллации - согласованного отражения сделки у всех ее сторон. Понятно, что сделка, которая не может быть внесена в БД в полном объеме, не может быть признана состоявшейся.
Одновременная и полная регистрация сделки у всех ее сторон даст возможность присваивать каждой из сделок идентификатор, что облегчит контроль за хозяйственной деятельностью субъектов. В настоящее время, как известно, выполнение проводок одним контрагентом не гарантирует исполнения того же другим.
Отметим еще одно немаловажное последствие введения идентификаторов сделок - возможность установления исторического объекта, а через него решение вопроса дифференциальной оценки.
Представим себе цепочку производственных превращений: предприятие добывает сырье, продает его, покупатели осуществляют переработку сырья, реализуют его далее, и так несколько раз, пока продукт не найдет своего конечного потребителя. Если каждая из сделок будет иметь свой идентификатор, окажется возможным устанавливать историю любого продукта, вплоть до того момента, когда он был извлечен из недр в виде руды. Одновременно это будет означать возможность устанавливать все части конечного продукта и оценивать их. Сами бухгалтерские записи  - а не техническая документация, как это происходит ныне, - будут заведомо содержать информацию о всех составляющих объект учета веществах, предметах, изделиях в разрезе всех их прежних владельцев, а также информацию о всех процессах, которым данные составляющие подвергались за все время их существования.
Отмена коммерческой тайны. Как только речь заходит о доступе к серверам юридических лиц, немедленно возникает вопрос: кому предоставляется этот доступ, кроме уполномоченных государственных органов, право которых в данном отношении сомнению не подлежит? В этой связи стоит  себя спросить, так ли необходима сама коммерческая тайна.
Простая констатация факта невозможности составить коммерческую или служебную тайну не означает автоматическую общедоступность информации. Сведения об участии должностных лиц предприятия в организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью, тайны не составляют, но получить их весьма проблематично.
Невозможность сведений составлять коммерческую тайну должна обеспечиваться двумя оборотными сторонами одной медали:
  • открытостью доступа к такой информации;
  • наличием самой информации в открытом доступе.
Представим две противоположные друг другу ситуации:
  • информация вывешена на доске объявлений ведомства и
  • для ее выяснения приходится ходить по кабинетам и отвлекать неразговорчивых с посетителями чиновников.
Второй способ заранее предполагает дискриминацию - говорить о свободном доступе к такой информации не приходится. Интеграция всех ИСУ в одной глобальной сети как раз и позволит обеспечить полноценный доступ к свободной информации, которого общественность в настоящее время лишена.
Выскажем сомнения в целесообразности сохранения коммерческой и служебной тайны вообще - во всяком случае, в той ее части, которая касается бухгалтерских записей. Интересны ли рядовому гражданину регистрируемые проводками сведения - то, каковы имущественные обороты предприятия и т.п.? Вряд ли они способны заинтересовать обывателя. Безусловно, подобная информация может быть чрезвычайно познавательна для конкурентов, но конкуренция, как известно, - движитель торговли. Если коммерческая тайна будет отменена, возможности обеих сторон в этом отношении останутся равными: их информация окажется равнодоступной друг для друга, - общество же в целом должно только выиграть. Общество заинтересовано в свободном развитии производительных сил, что диктует максимальную открытость системы.
 Речь здесь идет о юридических, а не о физических лицах. Статья 23 Конституции РФ говорит о праве каждого на личную и семейную тайну, но их не следует путать с коммерческой тайной предприятия. Вполне вероятно, что коммерческая тайна имеет право на существование только как средство соблюдения двух первых. Юридические лица - это лица, не имеющие материального воплощения, не существующие в природе, мифические, виртуальные. Юридическое лицо представляет собой лишь комплекс отношений, связывающих граждан в процессе предпринимательской деятельности. Охрана коммерческой или служебной тайны таких лиц может быть оправдана только в одном случае - если это оказывает положительное воздействие на соблюдение прав граждан, чьи права, касаясь каждого из нас, есть уже животрепещущая реальность. Доступ к коммерческой информации юридических лиц должен быть ограничен лишь в той ее части, которая касается отношений с лицами физическими, - например, в отношении выплачиваемой заработной платы. Добиться этого технически несложно: достаточно зашифровать имена всех работников, - в остальном возможность ознакомиться с данными сервера юридического лица должен получить любой желающий. В этой связи заметим, что современное законодательство, как и современная бухгалтерская практика, не предусматривают в ИСУ наличие признака, характеризующего объекты с точки зрения возможности разглашения сведений о них, т.е. понятие «коммерческая и служебная тайна» непосредственным бухгалтерским термином не является.
Сохранение в настоящее время коммерческой и служебной тайны выступает, по всей видимости,  в качестве исторического атавизма, от которого человечество в силу разнообразных психологических и технологических причин пока не смогло избавиться. Человек, занимавшийся предпринимательской деятельностью на ранних этапах развития цивилизации, - по современной терминологии, частный предприниматель - не отделял своего личного хозяйства от коммерческого, как не отделял себя как частное лицо от себя как от предпринимателя. Личная тайна включала в себя и коммерческую, поэтому не могла быть разделена.
Такое разделение произошло только к XIX в. вследствие активного объединения капиталов. Отделение предприятия от гражданина было оформлено не только юридически, но и психологически. Предприниматель начал ощущать себя в двух ипостасях: с одной стороны, как частного гражданина, с другой - как коммерсанта; при этом интересы первого и второго часто противоречили друг другу. Соответственно, разделилась и тайна: одна осталась с личностью, тогда как другая начала характеризовать предприятие, независимо от того, одна личность или несколько в нем участвовали. Но традиционно продолжали охраняться обе, хотя соблюдение коммерческой тайны, не способствуя экономии материальных и трудовых ресурсов, и препятствовало техническому прогрессу.
Реальная возможность доступа к экономической информации в условиях компьютерной сети сделает, по всей видимости, вопрос о раскрытии коммерческой и служебной тайны весьма актуальным. Можно приводить аргументы о наличии не подлежащих разглашению интересов Государства, что будет означать невозможность полного раскрытия экономических карт, - но подобные аргументы нами в расчет не берутся и, не имея к учетной методологии никакого отношения, не рассматриваются.
Регистрация заключаемых договоров. Для того, чтобы заключаемые договоры были зарегистрированы в ИСУ, необходимы не только технические средства, но и соответствующая методология. Действующая предполагает, что дата регистрации ФХД является и датой его совершения: если указано, что объект поступил такого-то числа, момент его регистрации в ИСУ можно определить лишь по этому числу, т.е. приблизительно. Такой подход плохо приспособлен к регистрации заключаемых договоров. Если нужно указать даты поступления товара и его оплаты, предполагаемых в рамках заключенного договора купли-продажи, одной датой не обойтись. Требуется еще реквизит данного формата: один должен указывать на дату регистрации операции, другой - на дату совершения ФХД. Первый из реквизитов, обозначающий момент введения информации в ИСУ, мы назвали датой регистрации, а второй, обозначающий момент, к которому относится регистрируемая операция, - датой отнесения. Последний идентичен дате хозяйственной операции - другое название присвоено ему для того, чтобы отличать реквизит традиционной системы от предлагаемой нами.
После разделения одной даты на две отдельных станет возможным регистрировать не только заключаемые договоры, но и вообще все факты предстоящей деятельности.
Предположим, что 10.05.1999 г. зарегистрирован договор купли-продажи, предусматривающий предварительную оплату товара в течение недели и его получение через три дня после оплаты. Записи (нормализованные) в ИСУ покупателя будут таковы:

Дата регистрации
Дата отнесения
Счет
Действие
Сумма
10.05.99
15.05.99
Деньги
Кредит
100-00
10.05.99
18.05.99
Товар
Дебет
100-00
 
Движение денежных средств и товара определяется не датой регистрации проводки, а датой отнесения. Записи, выполненные 10.05.1999 г., означают:
  • 15.05.1999 г. планируется перечислить деньги; 
  • 18.05.1999 г. планируется получить товар.

Дата регистрации
Дата отнесения
Счет
Действие
Сумма
12.05.99
16.05.99
Деньги
Кредит
100-00
12.05.99
19.05.99
Товар
Дебет
100-00

Допустим, через два дня выяснилось, что осуществить перечисление получится только 16.05.1999 г. и, соответственно, на один день отодвигается момент получения товара. Это также находит отражение в учете - предыдущие проводки аннулируются, а вместо них выполняются новые. Если новое предположение верно и средства действительно будут перечислены 16.05.1999 г., а оборудование получено 19.05.1999 г., других проводок не потребуется вовсе. В противном случае цикл исправлений должен быть повторен.
Дата отнесения в этом отношении уникальна: в ИСУ не требуется внесения даты совершения операции, т.к. наступление даты, указанной в соответствующем реквизите, и является ее подтверждением. Любую такую дату всегда можно соотнести с текущей: семнадцатого мая все проводки, относящиеся ко шестнадцатому мая, обозначают уже совершенные операции, за день до этого те же самые проводки обозначали текущие действия, а еще за день - планируемые. Стоит подождать пару дней, не внося в ИСУ никаких изменений, как она сама просигнализирует о совершении операции. Если же окажется, что операция совершена не была, придется вносить исправительные записи. Предлагаемый порядок противоположен действующему: сегодня, как известно, приходится производить проводку в момент исполнения договора, а не его заключения.
Данный метод фактически совпадает с методом стандарт-костс с той незначительной разницей, что последний не предполагает оформление плановых (т.е. будущих, еще не совершенных) нормативов в виде бухгалтерских записей. Сущность та же: если на склад должно было поступить 100 единиц товара, а поступило только 90, плановые показатели должны быть скорректированы на 10 единиц. Расхождение между плановой (нормативной) и фактической величиной всегда определяется в текущий момент.
Регистрация будущих событий позволит извлекать из ИСУ информационный набор, немыслимый при «книжной» методологии - к примеру:
  • устанавливать, какая в определенный день планировалась оплата;
  • наоборот, отталкиваясь от факта оплаты, узнавать, когда она была запланирована.
В результате становится возможным по данным учета определять остатки денежных средств в кассе и на счетах, а также остатки иного имущества, вообще всех объектов бухгалтерского учета, - по состоянию на будущие периоды. Менеджер сможет вычислять ожидающуюся в период с такого-то по такое-то число нехватку денежных средств и заблаговременно принимать меры - взять кредит. При этом заключение кредитного договора с банком также будет отражено в бухгалтерском учете. Станет возможным, исключительно по данным учета, проверять исполнение поручения. Перед бухгалтером развернется картина будущего, представленная в привычных для него записях: сальдо по счетам станет возможным подсчитывать не только на прошлые или текущую даты, но и на любую будущую.
Ничего подобного действующая методология не позволяет в принципе.
Контроль за обеспечением сделки. Система электронной регистрации сделок позволит осуществлять такое планирование хозяйственной деятельности и такой контроль за ней, при которых заключение необеспеченного договора окажется попросту невозможным.
Возникает вопрос, каким образом это осуществимо. Если сальдо по активным счетам за прошлые периоды не может быть кредитовым по смыслу, для будущих периодов такой дисбаланс становится вполне возможным: к примеру, заключили договор на оплату продукции, а где возьмем на это деньги, пока неизвестно, - кредит счета денежных средств присутствует, а дебет пока не задействован. Однако, именно этот нюанс позволит осуществлять полноценный контроль за заключением сделок - для этого достаточно будет не регистрировать необеспеченные сделки.
Чтобы представить себе процесс контроля за обеспечением сделок в действии в действии, проанализируем самую заурядную ситуацию: продавцом и покупателем 15 января (текущей датой) заключен договор купли-продажи, предусматривающий оплату товара 10 мая с его последующей поставкой 20 мая.
1. Чтобы указанная сделка была зарегистрирована через Терминал, на 10 мая на счете покупателя должна числиться указанная сумма.
В ином случае последует отказ в регистрации договора по причине того, что он не обеспечен со стороны покупателя. Нахождение денег на счете предприятия за будущую дату означает, что
  • ранее зарегистрирован договор, предусматривающий поступление денег на этот счет до 10 мая; либо
  • у предприятия на момент регистрации договора уже имеются средства, которые  - в соответствии с зарегистрированными договорами - не будут потрачены к 10 мая.
2. Одновременно проверяется наличие на 20 мая товаров у продавца.
При отсутствии предлагаемого количества товаров по состоянию на 20 мая следует отказ в регистрации договора по причине того, что он не обеспечен со стороны продавца. Алгоритм сверки остатка товаров аналогичен алгоритму сверки средств на расчетном счете.
3. После того, как договор зарегистрирован, сумма предстоящего платежа у покупателя и объем товаров у продавца блокируется.
Если покупатель вознамерится истратить искомую сумму еще раз, заключив соответствующий договор с другим продавцом, ему в предполагаемой сделке будет отказано, хотя средства его пока не потрачены, - на том основании, что они уже запланированы к перечислению на счет другого предприятия. Аналогичным образом будет контролироваться продукция, находящаяся в собственности продавца, которому дважды осуществить продажу одного и того же товара не удастся.
4. После отгрузки товара следует автоматическое зачисление оговоренной суммы со счета покупателя на счет продавца.
Если отгрузка не произведена в установленный срок (предположим пока наиболее простой вариант), договор расторгается. В итоге, необеспеченные договоры регистрироваться в ИСУ не будут, а значит, не будут и исполняться.
Колонка Редактора

Постоянные авторы
Copyright Медведев М.Ю. © 2012-2024