ИСТОРИЯ РУССКОЙ БУХГАЛТЕРИИ
1551 год
Стоглавый собор
Переписи на русской земле
продолжались, но в XVI в. хозяйственная нужда заставила обратить пристальное
внимание на имущественный учет.
Нет никаких сомнений, что
учет государственного имущества, в том или ином виде, существовал и ранее –
само-то имущество ведь существовало! – только сведений о таком учете ранее названного
периода не сохранилось. Косвенное упоминание об учете церковных богатств
встречаем у Сигизмунда Герберштейна. Описывая процедуру избрания нового игумена
– настоятеля монастыря, он цитирует отрывок из документа, датированного 1526 г.: «Избранный… обязуется
клятвою и подпискою… все годовые приходы и расходы вести непопустительно и
прибытки полагать в монастырскую казну без утайки». Это косвенные свидетельства,
а вот чтобы обнаружилась какая-нибудь недвусмысленная инструкция с названием «Об
учете монастырскими служками основных средств и материалов», такого пока нет. Ввиду
этого официальное развитие методологии имущественного учета станем отсчитывать
с 1551 г.,
когда постановлением Стоглавого собора законодатели записали: «А монастыри и
казну монастырскую царя и великого князя дворецким по всем монастырям ведати и
посылати считати и отписывати, и отдавати по книгам архимандритом и игуменом, и
строителем с соборными старцами в каждом монастыре…» и «велеть писать в книги,
сколько на котором денег и хлеба, и сколько в котором селе денег и хлеба в
заимех, да держати те книги в казне крепости для». Приведенные записи можно
трактовать как требование обязательного учета монастырского имущества и
контроля со стороны государственной власти за его использованием, чем мы и
воспользуемся.
Несмотря на то, что первое
появление хозяйственных монастырских книг в России относят к началу XVI в., что
отстоит по хронологии ранее постановления Стоглавого собора, считается, что
именно с названного постановления 1551 г. имущественный учет в монастырях получил
развитие.