ЭКАУНТОЛОГИЯ
Сайт, посвященный истории бухгалтерского учета и его неминуемому превращению в компьютерный учет
Вальденберг Э.Г. Лука Пачиоло 1
Меню сайта

Войти

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Случайная картинка

Умная мысль
Мы, бухгалтеры – счетная рать, призванная служить делу строительства страны, прилагая свои знания при производстве вверяемого нам учета, – должны, прежде всего, вносить ясность в свою работу.
Н. Ласкин

Старинный термин
АККОЛИЕНЦА – принятие векселя к оплате.

Последняя картинка

Социальные сети

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Время жизни

Приветствую Вас, Гость · RSS 28.03.2024, 14:51

Личка:


Вальденберг Э.Г.

Лука Пачиоло. Очерк его жизни и деятельности.
Предисловие к  переводу книги Л. Пачиоло «Трактат о счетах и записях» (1893)
 
Личность Пачиоло представляет, как для математика, так и для бухгалтера громадный интерес. Для первого Пачиоло олицетворяет собой крайнюю степень развития математических наук, которой достигла Италия в конце XV столетия, для другого, он является праучителем бухгалтерии – того знания, которое в течении столетий было достоянием немногих избранных и которое он первый систематическим изложением основных форм его, сделал доступным всему миpу.
Время, в какое жил Пачиоло, ознаменовалось новым и полным жизни течением в области наук и искусств, для которых наступила эпоха возрождения, резко отличающаяся от воспроизводительности прошлых столетий. Охватившее весь Запад умственное движение, в котором Италии принадлежало первенствующее место, движение, вызванное и усиленное знаменательными открытиями и изобретениями того времени, выдвинуло на арену научной и общественной деятельности многих людей ума и знания, состяжавших себе славу у современников и благодарность у потомства.
К таким людям принадлежал и Лука Пачиоло.
Он родился в 1445 году в Борго Сан-Сеполькро (город Святого гроба – прим. авт.), небольшом местечке, лежащем в верхней долине Тибра. Местечко это, впоследствии переименованное в город, принадлежит, со второй половины ХV столетия, к Флоренции и в настоящее время служит местом пребывания Епископа, имеет около 4000 жителей (с окрестностями, составляющими один общий приход около 9000) и считается главным городом округа того же названия, входящего в состав провинции Ареццо.
Судя по многим данным, Пачиоло происходил из семейства, которое в го время считалось знатным на его родине; о родственниках своих, а именно о братьях и племянниках он в упоминает, частью в своих трудах, частью в своем духовном завещании. Имя отца его было Варфоломей.
Фамилию свою Пачиоло не всегда одинаково подписывал; в посвящениях, писанных им по большей части на латинском языке, встречается почти везде: Paciolus, гдe однако ж подпись его относилась к итальянскому тексту, обыкновенно подписывал: Pacciuolo, один только раз, а именно в сохранившемся до нашего времени прошении его на имя Дожа Венецианцев, находится подпись: Luca de Pacioli (Прошение это отмечено 29 Декабря 1508 года; в нем он просит Дожа об охранении его от самовольного перепечатывания некоторых трудов, которые он намерен издать. Оно находится в одном из томов: «Archivio generale di Vinezia» под заглавием «Notatorio del Collegio dal 1507 al 1511» – прим. авт.).
Первоначальный познания свои по математике Пачиоло приобрел в ранней молодости; об этом свидетельствует письмо его к Петру Содерини, помещенное в виде введения к сочинению его: «Divina proportione». Может быть даже, что первым учителем его был живший в то время в Сан-Сеполькро известный художник и математик Пьеро делла Франческа, но, во всяком случае, эти первые уроки не имели решающего влияния на то, что Пачиоло посвятил себя математическим наукам. Такое мнение подтверждается еще и тем обстоятельством, что Пачиоло нигде не называет Пьеро своим учителем и что специальность последнего была перспективная живопись и геометрия, Пачиоло же избрал предметами своих первых трудов арифметику и алгебру, и только впоследствии, и то после переселения своего в Венецию, стал серьезно заниматься изучением высшей математики.
Около 1464 года Пачиоло поступил в дом богатого венецианского купца Антонио де Ропианси, куда был приглашен учителем к трем сыновьями Антония; там ему открылась возможность вместе со своими воспитанниками посещать лекции известного в то время математика Брагадино. О пребывании своем в семействе Ропианси, Пачиоло дает в трудах своих некоторые указания, которые, в виду несомненного их интереса, приводим в дословном переводе (Summa. Часть I, стр. 67– прим. авт.).
«Для вычислений… мы воспользуемся некоторыми сокращениями   или   знаками,   как  это  мы   сделали в наших, по той же науке, изданных нами четырех сочинениях, а именно в том (сочинении), которое я в 1476 году посвятил юношам Перуджии и которое по содержанию своему несколько уступает прочим; также в том, которое мы составили в Цара (главный город в Далмации – прим. авт.) 1481 года и которое имеет предметом более тонкие и более трудные задачи, далеe в том (сочинении), которое мы в 1470 году поднесли нашим благородным ученикам: братьям Бартоло, Францу и Павлу де Ропианси, достойным купцам в Венеции, сыновьям умершего Антония.
Благодаря родительскому и братскому покровительству этих лиц, я имел возможность, живя в их доме, совершенствоваться в науках под руководством господина Доминика Брагадино, который по назначению высокого правительства в Венеции официально состоял учителем всяких наук. Он был непосредственным преемником проницательного и достопочтенного доктора и каноника (при церкви) Св. Марка, господина Павла де-ла Пергола, своего учителя, и ныне замещен славным и отличным доктором, господином Антонио Корнаро, нашим товарищем по учению у названного Брагадино. Все это мы могли содеять, пока были мирского звания. Но коль скоро мы, недостойные, надели по обету облачение серафимского святого Франциска (серафимы, но пророкам ветхого завета, были ангелы высшего чина, пламенеющие любовью к Богу и окружающие престол Его. Францисканцы называли основателя своего ордена: Pater seraphicus и самый орден серафимским – прим. авт.), то нам приходилось путешествовать по разным странам и в настоящее время состоим здесь в Перуджии для (пользы) той же науки и для общего блага, на общественном иждивении. И всегда по приказанию нашего достопочтенного прелата и в особенности высокочтимого патера, нашего нынешнего генерала, господина Франца Сансоне из Бресчии. Господа нашего Ииcyca Христа 1487 года в четвертом году понтификата его святейшества Иннокентия VIII».
Из этих собственных слов Пачиоло, которыми он сам определяет время, когда начал изучать математику, и упомянутого выше прошения, где он утверждает, что «уже 44 года» ею занимается, можно заключить, что Пачиоло оставил Борго Сан Сеполькро и поселился в Венеции именно в 1464 году.
Но кроме математики, которая была любимым предметом его занятий, Пачиоло имел случай в доме купца Ропианси ближе знакомиться с другими науками; по крайней мере те обширные практические познания, которые он обнаруживает в XI и XII трактатах изданного им впоследствии капитального труда, убеждают в том, что он в Венеции, рядом с математикой, всесторонне изучал вопросы торговли, и может быть, даже сам занимался торговыми делами.
Около 1470 года недолго после издания своего первого сочинения, посвященного братьям Poпиaнси, Пачиоло на некоторое время переселился в Рим, гдe, как сам рассказывает (Divina. Часть I, стр. 29.2 – прим. авт.), жил в доме известного архитектора, филолога и философа Леона Батиста Альберти; о продолжительности своего пребывания в Риме Пачиоло выражается весьма неопределенно: во время понтификата Павла II и в виду того, что последний занимал папский престол лишь до второй половины 1471 года, можно предположить, что он в скором времени оставил Рим.
Спустя некоторое время и во всяком случае до начала 1477 года Пачиоло привел в исполнение свой давнишний обет принять монашество и вступил в орден Францисканцев, которому принадлежали и два брата его (Divina, Часть I, стр. 23.2– прим. авт.). Орден этот, основанный в 1208 году (сыном купца) Франциском доссизи, был одним из наиболее распространенных в то время нищенствующих орденов и пользовался повсеместно громадным уважением.
Задача его была подражать жизни апостолов, добровольно отречься от всех благ земных и путем проповедей содействовать поднятию нравственного уровня народа. Францисканцы, которые для большего унижения себя принимали иногда название миноритов т. е. меньшей братии (fratres minores), приобрели со временем большое влияние на всю Европу, считали в своей среде много выдающихся общественных деятелей, и достигали не только высших мест в церковной иeрархии, но и папского престола: Николай IV, Александр V, Сикст IV и V, Клемент XIV были францисканцы. Из их же среды вышли образованнейшие люди, лучшие проповедники, духовники государей и правителей и ученейшие профессора наук и искусств.
14 Октября 1477 года Пачиоло-монах получил приглашение занять кафедру математики «ad docendum arsmetricam» в Перуджии и в ноябре того же года начал читать свои лекции. Из местных летописей того времени видно, что первоначальное жалованье его было 30 гульденов, и что 11 Января 1478 года, во внимание к тому, что «он уже 2 месяца читает лекции по геометрии и алгебре и оказал в оных превосходные познания и, что, очевидно, ему жить нельзя на такое скудное содержание», разрешена ему прибавка в 10 гульденов к получаемому им жалованью.
О педагогической деятельности молодого профессора находятся в той же летописи весьма лестные отзывы; так 4 июля 1478 года корпорация профессоров в виду «необходимости иметь такого ученого и опытного преподавателя по означенному предмету и, относясь с уважением к его добродетелям и высокой нравственности» решила оставить Пачиоло при занимаемой им кафедре еще на два года, увеличив ему вместе с тем содержание до 60 гульденов.
В первом году своего профессорства Пачиоло написал сочинение по математике, которое посвятил юношам Перуджии. Оно по настоящее время хранится в рукописи в Ватикане и имеет на заглавном листе надпись: «своим любезным ученикам, отличным и славным юношам Перуджии от брата Луки из Борго»; по содержанию своему, оно близко подходит к позднейшему капитальному труду Пачиоло, начато автором, как видно из надписи на нем, 12 Декабря 1477 года, а окончено 29 Апреля 1478 года.
Кафедру свою в Перуджии Пачиоло занимал недолго и судя по последнему ордеру на уплату ему жалованья, подписанному 7 июня 1480 года, он по всей вероятности в тоже время оставил профессуру, и таким образом пребывание его в Перуджии продолжалось около 2,5 лет: с ноября 1477 по июню 1480 года.
Причина, почему Пачиоло отказался от такого почетного места и, насколько известно, до 1486 года нигде не читал лекций, вероятно та, что он, по собственному ли побуждению или по приказанию своего духовного начальства, решился на некоторое время оставить преподавание и заниматься изучением философии и теологии. На мысль эту наводит то обстоятельство, что до 1480 года Пачиоло везде в летописи назван: «брат Лука», а с 1486 года он в той же летописи значится: «магистром»; точно также в посвящении своего сочинения 1478 года он называет себя «братом», а в позднейших трудах своих подписывается званием «профессора» или «магистра священной теологии». Быть может, что в связи с этим решением Пачиоло находятся частые его путешествия: так в 1481 году он был в Цара, где, как известно, написал свое второе сочинение, затем, как сам утверждает, бывал несколько раз во Флоренции.
14 декабря 1487 года Пачиоло вторично был приглашен на кафедру математики в Перуджии, которую однако ж и на этот раз занимал не долго, а именно до апреля следующего года, когда он, по приказанию своего начальства, был переведен в Рим и назначен состоять при епископе Пьетро Валлетари.
В Риме он занимался изготовлением коллекции моделей пяти правильных (Правильный тела известны в стереометрии под названиями: тетраэдр, октаэдр, икосаэдр, эксаэдр (куб) и додекаэдр – прим. авт.) и множества производных тел, которую в Апреле 1489 года демонстрировал герцогу Гидобальдо Урбино в дворце кардинала Джулиано де ла Ровере (впоследствии Папы Юлия II). Независимо от этого, Пачиоло, насколько известно из некоторых отрывков труда его (Summa. Часть II стр., 74.2; там же предисловие-письмо к Герцогу Урбино – прим. авт.), читал публичные лекции по математике, не только в Римe, но и в Неаполе.
Еще во время своего вторичного профессорства в Перуджии, Пачиоло приступил к составлению своего обширного труда, в котором предполагал изложить всю совокупность своих математических познаний. Труд этот, на который он, таким образом, потратил несколько лет, доведен им до конца около 1493 года и, имея намерение издать его печатно, он в том же году или в начале следующего переселился в Венецию.
Там он встретил в лице венецианского патриция, претора Марко Сануто влиятельного покровителя книгопечатания, там он мог ожидать от сильного в то время правительства законной охраны труда его от самовольного перепечатывания, и все это могло быть побудительной причиной того, что он именно Венецию избрал местом издания своего замечательного сочинения.
Первый лист книги имеет общее заглавие: «Summa de Arithmetica, Geometria, Proportioni et Proportionalita», т.e. «Совокупность всей арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях»; имени автора в заглавии нет. На втором листе находится посвящение книги: «Превосходительному венецианскому патрицию бергамосскому претору, мужу, опытнейшему во всякого рода науках, Г. Марко Сануто – брать Лука из Борго Сан-Сеполькро, ордена миноритов и ничтожнейший профессор священной теологии»; там же помещены две эпиграммы: на латинском и на итальянском языках. Третий лист начинается обращенным к принцу Гидобальдо Герцогу Монферра письмом, в котором автор, называя принца «отличным знатоком греческих и латинских наук», распространяется о пользе изучения математики и, доказывает, что она, как учение о мерах и числах необходима при всех других науках. Вся книга разделена на две главные части: первая имеет предметом арифметику и алгебру и занимает 224 листа, во второй излагается геометрия на 74 листах. Каждая часть распадается на отделы, которые, в свою очередь, делятся на трактаты; из них IX-й отдел заключает в ceбе: трактат I о товаришествах, II об арендах, III о менах и меновых сделках, IV о векселях и вексельных сделках (Трактат о векселях в переводe Д-ра Э. Иeгepa издан отдельной брошюрой 1878 г. в Штутгарте – прим. авт.), V о процентных вычислениях, XI о счетах и записях и XII о мерах, весах и монетах, о торговых обычаях и о местах, с которыми Италия имеет торговые сношения (второе издание полного сочинения вышло в 1523 году в Тосколане и дословно, без всяких изменений, перепечатано с первого; экземпляр этого издания находится в Императорской библиотеке в Вене – прим. авт.). Часть этой книги, а именно XI трактат о счетах и записях, вышла десять лет спустя, вероятно по истечении срока привилегии, отдельным изданием. под заглавием: La scuola perfetta dei mercanti di Fra Paciolo di Borgo Santo Sepolcro. Venezia 1504. (Совершенная школа торговли сочинения брата Пачиоло из Борго Сан Сеполькро. Венеция 1504); оно считалось и многими считается до сих пор первым печатным руководством по бухгалтерии.
Два года после выпуска своего труда, Пачиоло жил уже в Милане, где в то время Людвиг Моро, (Сфорца) захватив власть после устранения своего малолетнего племянника, привлекал в свой пышный дворец лучших представителей науки и искусства; между ними был и приглашенный занять новооткрытую кафедру математики магистр Пачиоло.
Здесь на публичные лекции этого ученого профессора и талантливого оратора собиралось, по словам летописи, со всех сторон множество слушателей, которым он объяснял Евклида (один из ученейших математиков древней Греции, живший 300-250 лет до Р. X. Учение его о геометрии служить до сих пор руководством при преподавании этого предмета – прим. авт.), переведенного им с латинского, здесь же у него мысль написать новое сочинение, известное под названием: «Divina proportione» (в дословном переводе: Божественное отношение; в геометрии оно известно под названием «Золотое сечение» (Sectio aurea) и означает разделение линии на две части, из которых большая часть есть средняя пропорциональная между всей линией и меньшею частью. Евклид называет это делением в крайнем и среднем отношении – прим. авт.).
Может быть, что мысль эту внушило ему близкое знакомство со знаменитым Леонардо да Винчи, которому принадлежат рисунки к этому новому сочинению, посвященному в рукописи Людвигу Сфорца (рукопись эта находится в публичной библиотеке в Женеве – прим. авт.).
Совершившиеся в 1499 году события, который навсегда лишили Людвига Моро престола и власти, не могли остаться без влияния на дальнейшую судьбу Пачиоло и он, не дожидаясь конца разыгравшейся в Милане драмы, переселился вместе с своим другом Леонардом «pro-diversi successi», как сам выражается, во Флоренцию. Трудно определить, с какого времени и в каком месте Пачиоло возобновил свою педагогическую деятельность; по одним источникам он в начале нового столетия числился в списках профессоров Пизанского Университета, оспаривавшего в то время первенство у Флорентийского, по другим – он в том же периоде времени занимал кафедру математики сначала в Болоньи и потом во Флоренции; последнее кажется однако ж более правдоподобным, так как из орденских актов известно, что в 1505 году Пачиоло состоял при монастыре Св. Креста во Флоренции, где и остался до конца 1507 года.

Колонка Редактора

Постоянные авторы
Copyright Медведев М.Ю. © 2012-2024