3. Законодательство динамично.
При анализе любого
налогового казуса Бухгалтер обязан задаться мыслью, не только «Как требует
поступать в этом случае законодательство?», но и «Как требовало поступать в
этом случае законодательство на момент совершения хозяйственной операции?».
Поскольку законодательство меняется непрерывно, его динамичность вызывает у
всех, без исключения, имеющих с ним дело массу проблем.
Раннее утро. Автор Настоящего Трактата плетется к
компьютеру.
Автор: Господи, лишь бы сегодня ничего не поменялось, чтобы не
переделывать...
4. Законодательство алогично.
Постановление Правительства Российской Федерации № 1442
от 07.12.96г. «О переоценке основных фондов в 1997 году»:
5. Результаты переоценки основных фондов по состоянию на
1 января 1997 г. не учитываются при исчислении налога на имущество организаций
за 1996 и 1997 годы, а также амортизационных отчислений на полное
восстановление основных фондов в 1997 году.
Организациям предоставляется право отразить в
бухгалтерском и статистическом учете и отчетности по состоянию на 1 января 1997
г. результаты переоценки основных фондов (не учтенных в установленные сроки) по
состоянию на 1 января 1996 г., осуществленной на основе прямого пересчета
стоимости отдельных объектов основных фондов по документально подтвержденным
рыночным ценам на них.
Фактически
Законодатель говорит: переоценку проводите, но в бухгалтерском учете ее не
учитывайте, а учтете ее через год. С непривычки это может показаться странным:
почему результаты переоценки, являющейся очевидной хозяйственной операцией, на
01.01.96 г. должны быть отражены не на момент ее окончания, как это требует
Закон, а 01.01.97 г., и даже - по специальному указанию Правительства. Может
быть, проще было бы переоценку не проводить вовсе?
Алогичность
законодательства вызывает удивление даже у бывалых Бухгалтеров.
Главный Бухгалтер в своем кабинете. Входит
Заместитель Главного Бухгалтера.
Заместитель: Клавдия Петровна, тут новая инструкция вышла,
почитайте, чего они там понаписали...
Клавдия Петровна: А-а-а-а-а!.. (Начинает
биться в истерике).
5. Законодательство цинично.
Законодательство
бывает циничным по-разному, но каждый раз в особо изощренной форме.
К примеру, когда был
введен налог на пользователей автомобильных дорог, многие Директоры, а иногда и
не в меру романтичные Бухгалтеры, с плохо скрываемым торжеством объясняли друг
другу и Налоговым Инспекторам: наше предприятие автомобильными дорогами не
пользуется, у нас и машины-то ни одной нет, так что, извините пожалуйста, но
никакие мы не пользователи...
Доскональное
изучение текста инструкции развеивало их иллюзии. Там не было ни слова о том,
что налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают именно пользователи
автомобильных дорог, как это, следуя логике названия, должно было быть. Конечно
же, налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают все.
Почему так? Потому,
что в противном случае суммы, поступающие в дорожные фонды, оказались бы на
порядок меньше. Цинично?.. Да, зато в интересах бюджета!
6. Законодательство применяется выборочно.
Индивидуальные
льготы для предприятий законодательством, мягко говоря, не предусмотрены, не
планируется их представление и в ближайшем будущем.
Налоговый Кодекс Российской Федерации:
2. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки
налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности,
гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
Несмотря на это,
прецеденты налоговых соглашений между Правительством и отдельными монопольными
гигантами имеются. Конечно, если считать данные соглашения законодательными
актами Российской Федерации, все становится на свои места, но все же, все же,
все же...
Отношения с
фискальными службами и, как следствие, уплачиваемые санкции при абсолютно
идентичных нарушениях налогового законодательства также могут быть совершенно
различными в зависимости от того, сколь высоки «договаривающиеся стороны». Надо
полагать, что если Вы являетесь счастливым владельцем малого предприятия, то от
проведения нудных переговоров с налоговыми, а то и с правительственными органами
на тему «Сколько заплатить налогов» будете освобождены - платить придется
сполна.
7. Законодательство само требует проверки на законность.
Прежде чем исполнять
нормативный акт, задумайтесь, является ли он действующим. Органов, ведомств и
инстанций, добровольно принявших на себя почетную обязанность выпускать
нормативные акты, множество; на порядок больше количество незаконных актов, ими
издаваемых.
Большинство
нормативных актов подлежит государственной регистрации и таким образом проходит
проверку на соответствие Закону. Если же Вы считаете, что подписанный и
прошедший государственную регистрацию нормативный акт все равно
законодательству не соответствует, остается обратиться в суд, который, заметим,
вправе в зависимости от обстоятельств дела принять либо не принять дело к
рассмотрению.
8. Законодательство противоречиво.
Противоречия в
законодательстве привычны Бухгалтеру так же, как смена времен года.
К примеру, на момент
написания этой книги начисление амортизации регулируется тремя безусловно
действующими и в той же степени противоречащими друг другу нормативными актами:
1) «Положением о
составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг)...»,
которое предписывает начислять амортизацию по установленным нормам. До выхода в
свет документов, указанных ниже, применялись нормы, установленные
постановлением Совета Министров СССР № 1072 от 22.10.90 г. «О единых нормах
амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного
хозяйства СССР».
2) Указом Президента
РФ № 685 от 08.05.96 г. "Об основных направлениях налоговой реформы в
Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины” в
редакции последующих изменений. Пункты, касающиеся амортизации, вводятся в
действие с 01.01.98 г.
3) Наконец,
Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/97, утвержденным приказом Минфина России №
65н от 01.09.97 г. Вводится в действие также с 01.01.98 г.
И какому же из трех
прикажете верить?
Квартира. До смерти
усталый Бухгалтер ужинает. Мама Бухгалтера стоит у плиты.
Мама (глядя на ребенка,
вздыхает): Не понимаю, что сложного в бухгалтерском учете. Просто надо
делать, как в постановлениях написано, - и все.
9. Законодательство всегда принимается в чьих-либо интересах.
Вы слышали такое
слово как «лобби»?
Упомянутые
Законодатели и Чиновники, особенно в России, не ангелы, и решения принимают не
только исходя из высших государственных интересов, но и, как мы уже
разбирали, ведомственных либо
собственных - в самых различных хитросплетениях. Различать, в чьих интересах
нормативный акт принят, Бухгалтеру крайне желательно, чтобы в дальнейшем
правильно оценивать перспективы его использования в практической работе.
Приведем характерный
пример принятия нормативного акта в чьих-либо интересах.
Инструкция Государственной налоговой службы Российской
Федерации «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды»
№ 30 от 15.05.95г.:
18. При исчислении налогооблагаемой базы из выручки от
реализации продукции (работ, услуг) исключаются налог на добавленную стоимость,
акцизы (по организациям-изготовителям подакцизных товаров), налог на
реализацию горюче-смазочных материалов (по организациям, реализующим горюче-смазочные материалы), экспортные пошлины (по организациям, осуществляющим
экспортную деятельность), лицензионные сборы за производство, розлив и хранение
алкогольной продукции, суммы установленных процентных надбавок к розничным
ценам на радиоприемники и телевизоры.
Из налогооблагаемой
базы вычитаются налоги и другие обязательные платежи, а также торговые надбавки
на радиоприемники и телевизоры. Нет, как Вам это понравится?.. Вы можете сломать
голову, размышляя, почему именно радиоприемники и телевизоры. Предлагаем Вам
три возможные варианта ответа; выберите из них тот, который считаете наиболее
вероятным.
1) производство
радиоприемников и телевизоров - единственная отрасль в России, нуждающаяся в
смягчении налогового бремени;
2) методолог,
сочинявший инструкцию, - школьный товарищ нынешнего Директора Миргородского
завода радиоприемников;
3) вы чего-то
недопонимаете.
Практически любая
льгота является следствием лоббирования интересов той или иной отрасли, группы
предприятий, ведомства, отдельного гражданина или, в лучшем случае, группы
населения. Нельзя даже сказать, что это плохо, - любое решение преследует
какую-то цель, а цель кому-то служит. Просто фактор лоббирования нужно
учитывать.
10. Законодательство прецедентно.
Административное учреждение. Чиновник и Посетитель.
Посетитель: Нет, Вы мне объясните, почему все-таки нельзя
подписать?..
Чиновник: Слышали что-нибудь о судебных прецедентах?
Посетитель: Ну слышал...
Чиновник: А это чиновничий прецедент. Раз я сказал «не подпишу»,
значит - никто уже не подпишет.
Заметим, что
прецедентность законодательства противоречит его выборочности, но тут уже все
зависит от Вас самих: если Вы человек простой, без претензий, к Вам
законодательство повернется своей прецедентной стороной, а если особый, и Ваши
претензии окажутся подкреплены чем-то материально ощутимым, - можно надеяться
на его выборочное воздействие.
11. Законодательство действует при наличии санкций.
Как Вы считаете,
исполнялся бы Уголовный кодекс, если бы он запрещал какие-либо действия, но при
этом не устанавливал ответственности за нарушения? Даже любящий нас Господь
грозит вечными муками в случае ослушания.
Тем не менее
нормативные акты, не устанавливающие ответственности за несоблюдение своих
постулатов, существуют. Вот, к примеру, Центральный Банк определяет порядок
работы с наличностью.
Письмо Центрального Банка России № 18 от 04.10.93г. «Об
утверждении «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации»:
29. В соответствии с пунктом 3 руководители предприятий
обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема,
выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в
помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. В
тех случаях, когда по вине руководителей предприятий не были созданы
необходимые условия, обеспечивающие сохранность денежных средств при их
хранении и транспортировке, они несут в установленном законодательством порядке
ответственность.
Но у большинства
малых предприятий вряд ли имеется изолированное помещение, предназначенное для
приема, выдачи и временного хранения наличных денег: во первых, у них
отсутствует необходимость в таком помещении, не говоря уже о том, что
отсутствуют средства и возможности для приобретения недвижимости вообще;
Телефонный разговор
Директора с Главным Бухгалтером.
Директор: Получишь деньги в банке. Затем пересечемся на
Третьяковской у первого вагона, заодно и документы подпишем... Ах, ты! (Трясет трубку телефонного автомата)
Плохо слышно.
а во вторых,
Чиновник, понимая абсурдность распространения своих требований на все
предприятия без исключения, не устанавливает за отсутствие у предприятия
изолированного кассового помещения никаких конкретных штрафных санкций, а
отсылает к общему законодательству, тем самым негласно разрешая данный пункт
письма не исполнять.
А если бы санкции
были установлены, Вы думаете, помогло бы?..
Улица. Прохожий
останавливается у доски объявлений.
Прохожий (читает объявление):
Предприятие заключает договора на предоставление изолированного кассового
помещения, соответствующего всем требованиям закона, по минимальным расценкам.
Присутствие кассира не обязательно.
Нет, нельзя сказать,
что Законодатель пишет что заблагорассудится - жизнь и ему, как простому
смертному, диктует свои жесткие условия.
Большинство
нормативных актов соответствует сразу нескольким названным характеристикам:
например, «алогично - противоречиво - выборочно» или «не имеет санкций -
неполно - требует разъяснений». Кажется, в битве с Законом у Вас нет никаких
шансов, но и сдаваться на милость победителя опрометчиво, потому что Вам
заранее уготована роль Главного Негодяя со всеми вытекающими отсюда
последствиями.
Дикий Запад. Шериф
и Главный Негодяй.
Главный негодяй: Все, все, я сдаюсь. По закону Вы должны арестовать
меня, мистер.
Шериф (прицеливаясь).
Закон здесь - это я.
Но не так страшен
черт, как его малюют: все недостатки Закона Вы можете использовать себе во
благо, потому что
13. законодательство обоюдоостро.
Закон - это оружие,
а вооружен может быть не только Налоговый Инспектор, но и Вы; причем, Вы
обязаны быть вооружены гораздо лучше Налогового Инспектора. Не сомневайтесь, на
любой аргумент Инспектора Вам, как профессионалу, возможно найти более весомый
контраргумент, особенно если Вы награждены
значком ворошиловского стрелка.
Главный негодяй (выхватывает из-за
пазухи Смит-и-Вессон): Тогда получай, скотина.
Попадает Шерифу в лоб.
Заключительные
титры.