Въ настоящей
статьѣ я не намѣренъ останавливаться на разборѣ тѣхъ матеріальныхъ и духовныхъ
условій, въ которыхъ протекаетъ жизнь приказчика. Эти условія, условія
ненасытной, алчной эксплуатаціи и полнаго безправія, слишкомъ хорошо извѣстны
всѣмъ торгово-промышленнымъ труженикамъ. Я хочу коснуться другой стороны
вопроса о положеніи приказчика въ современномъ хозяйственномъ строѣ: какое
значеніе имѣетъ трудъ приказчика? Какое положеніе занимаетъ приказчикъ въ
общемъ круговоротѣ хозяйственной жизни?
Эти вопросы представляютъ для насъ глубокій
интересъ. Человѣкъ не можетъ жить, не осмысливъ, не понявъ своего положенія въ
жизни. Онъ не можетъ подчиниться, какъ безсловесная тварь, тѣмъ формамъ жизни,
которыя завѣщаны ему отцами и дѣдами, не дѣлая попытки понять, къ чему онъ
существуетъ, кому онъ нуженъ, какія условія его жизни могутъ и должны быть
измѣнены. Въ частности, лишь только въ человѣкѣ проснулось сознаніе его тѣсной
связи съ обществомъ, членомъ котораго онъ является, его начинаютъ мучить
вопросы о томъ, какова его общественная роль.
И, пожалуй, ни для одной группы людей эти
вопросы не являются такими болъзненными и трудными, какъ именно для рабовъ
торговаго капитала, для приказчиковъ.
Въ современномъ обществе мы встрѣчаемъ два
рѣзко обособленныхъ, враждебныхъ класса – классъ вѣчнопраздныхъ богачей,
эксплуататоровъ чужого труда, и классъ неимущихъ тружениковъ, эксплуатируемыхъ
капиталомъ. Къ первому классу принадлежатъ землевладельцы, банкиры, фабриканты,
купцы – вообще капиталисты. Ко второму классу принадлежатъ всѣ живущіе продажей
своей рабочей силы – рабочіе, батраки, наемные ремесленники, приказчики –
вообще пролетаріи.
Борясь за улучшеніе своего положенія, пролетаріатъ
не завидуетъ эксплуататорамъ, живущимъ чужимъ трудомъ, но презираетъ ихъ. Онъ
считаетъ долгомъ человѣка трудиться на пользу общества. Гордо
противопоставляетъ онъ себя – созидателя всѣхъ богатствъ міра – капиталистамъ,
живущимъ чужими трудами, – паразитамъ общества. И сознаніе своего значенія,
своей незамѣнимой, полезной роли въ общественномъ производствѣ увеличиваетъ во
много разъ смѣлость и силы промышленнаго пролетаріата.
А торговый пролетаріатъ, приказчики? Какова то
ихъ роль?
Многіе склонны рѣзко противополагать съ этой
точки зрѣнія приказчиковъ фабрично-заводскимъ рабочимъ: рабочіе создаютъ, молъ,
богатства, они составляютъ основу, жизненный нервъ общества; а приказчики для
общества не только не полезны, но скорѣе даже вредны, – никакихъ благъ,
никакихъ богатствъ они не создаютъ, никакого положительнаго участія въ
общественно-полезномъ производствѣ не принимаютъ, а вся роль ихъ сводится къ
навязыванью товаровъ покупателямъ, къ обману, къ защитѣ хищническихъ купеческихъ
интересовъ. Такое противоположеніе приказчиковъ рабочимъ, какъ паразитовъ
общества честнымъ труженикамъ, приходится часто выслушивать отъ людей,
находящихся всецѣло подъ впечатлѣніемъ возмутительныхъ ненормальностей
современной торговли. Такого мнѣнія придерживался, напримѣръ, одинъ изъ первыхъ
соціалистовъ, Фурье, геніальный французскій мыслитель, всю жизнь свою проведшій
за прилавкомъ, неимущимъ и почти никѣмъ не признаннымъ приказчикомъ. И вообще,
лишь только приказчики, лучше другихъ знакомые съ закулисной стороной торговли,
начинаютъ раздумывать надъ своимъ положеніемъ, они легко склоняются къ этому
взгляду.
Однако этотъ взглядъ совершенно неправиленъ.
Необходимо различать общественно-необходимую дѣятельность приказчика отъ тѣхъ
извращеній, которымъ подвергается она вслѣдствіе алчной взаимной конкуренціи
«хозяевъ нынѣшней жизни» – капиталистовъ. Необходимо различать это, – и тогда
ясно будетъ, что приказчикъ является такой же полезной и необходимой составной
частью общественнаго механизма, какъ и рабочій.
Въ круговоротѣ общественнаго хозяйства каждый
товаръ проходитъ черезъ сотни и тысячи рукъ, пока изъ безформенныхъ и часто
погребенныхъ глубоко подъ землю сырыхъ матеріаловъ не получится тотъ или другой
предметъ потребленія. И роль всѣхъ, кто трудится надъ созданіемъ богатствъ,
сводится къ перемѣщенію тѣхъ или иныхъ матеріаловъ, ихъ соединенію, раздѣленію
и пр. Къ этому можетъ быть сведена дѣятельность пахаря, сѣятеля, жнеца,
шахтера, землекопа, каменщика, слесаря, кузнеца, механика, ткача и вообще
каждаго рабочаго. Къ этому сводится и дѣятельность приказчика.
Въ результатѣ фабрично-заводского и
ремесленнаго производства получаются груды товаровъ. Для того, чтобъ
потребители могли получить отъ нихъ пользу, эти товары нужно разобрать,
распредѣлить, приблизить ихъ къ потребителю, выбрать изъ хаотической массы
предметовъ то, въ чемъ нуждается каждый членъ общества. Всѣ эти операціи
требуютъ много времени, поглощаютъ огромное количество рабочей силы, занимаютъ
огромное число людей – эти операціи и составляютъ общественно-необходимое
содержаніе дѣятельности приказчиковъ, трудящихся въ кладовыхъ или за
прилавками. И, съ этой стороны, приказчики участвуютъ въ созиданіи богатства
общества наравнѣ съ рабочими промышленности, и вмѣстѣ съ ними могутъ гордо
противополагать себя празднымъ трутнямъ – паразитамъ общества. Для
распредѣленія товаровъ между потребителями необходимо нуженъ обществу извѣстный
трудъ – и приказчикъ выполняетъ его.
Но, къ несчастью для приказчиковъ, въ современномъ
хозяйственномъ строѣ, построенномъ на частной собственности и на вытекающей
отсюда эксплуатаціи, въ современномъ строѣ, гдѣ всѣ богатства принадлежать не
обществу въ его цѣломъ, но хищникамъ, которые первые успѣли этими богатствами
овладѣть, въ современномъ капиталистическомъ строѣ роль приказчика не
ограничивается намѣченнымъ выше кругомъ дѣйствій. Товары производятся въ этомъ
строѣ наемнымъ трудомъ, и произведенныя богатства принадлежать не тѣмъ
труженикамъ-пролетаріямъ, которые проливали свой потъ надъ работой, а богачамъ-капиталистамъ,
владѣющимъ всѣми орудіями производства – фабриками, рудниками, машинами и пр., –
капиталистамъ, вся роль которыхъ сводится къ понуканію и эксплуатаціи рабочихъ.
Изъ рукъ фабрикантовъ, заводчиковъ, скупщиковъ
и другихъ эксплуататоровъ промышленнаго труда всѣ товары переходятъ въ руки
другой группы капиталистовъ-купцовъ, которые принимают на себя доставленіе
товаровъ потребителями Но они «распредѣляютъ» товары такъ же, какъ фабриканты
«производили» ихъ. Они нанимаютъ за нищенское вознагражденіе неимущихъ
пролетаріевъ-приказчиковъ и заставляютъ ихъ работать изо всѣхъ силъ. А затѣмъ
они дѣлятъ съ фабрикантами и заводчиками барыши, выжатые ими сообща путемъ
эксплуатаціи изъ труда пролетаріата. Во всемъ этомъ положеніе приказчика
совершенно сходно съ положеніемъ всякаго другого труженника-пролетарія.
Но купцы, эксплуатирующіе приказчиковъ и
дѣлящіе съ другими капиталистами общіе барыши, вступаютъ между собой въ
ожесточенную борьбу, стараясь отбить одинъ у другого покупателя. Въ этой борьбѣ
хозяева пользуются приказчиками, какъ послушнымъ орудіемъ. Дѣло доходитъ даже
до того, что въ иныхъ мѣстахъ приказчиковъ заставляютъ зазывать покупателей съ
улицы, тащить ихъ въ магазинъ чуть ли не силой и пр. Эта сторона дѣятельности
приказчика у всѣхъ на виду, и здѣсь, разумѣется, общественная роль приказчиковъ
далеко не почетна: хищникъ капиталъ обращаетъ ихъ трудъ на служеніе своимъ
цѣлямъ, чуждымъ интересамъ общества.
Но и этимъ дѣло не ограничивается. Въ погонѣ
за барышомъ, купецъ прибѣгаетъ къ всевозможнымъ обманамъ, – и здъсь опять таки
приказчикъ оказывается въ его рукахъ послушнымъ орудіемъ. Порабощенный
торговымъ капиталомъ приказчикъ оказывается вынужденнымъ противъ своей воли
служить обману, надувательству, которыми такъ богата современная паразитная
торговля.
Но не приказчики виновники такого характера
торговли, – они жертвы его, жертвы того строя, при которомъ хозяевами жизни
оказываются богачи, собственники капитала, того строя, при которомъ стремленія
къ наживѣ хищниковъ-эксплуататоровъ направляютъ хотя бы во вредъ всему обществу
все общественное производство, при которомъ барышъ капиталиста, а не общее
благо является высшей цѣлью, при которомъ труженикъ-пролетарій низведенъ до
положенія бездушнаго слѣпого орудія въ чужихъ рукахъ, до положенія простого
средства для наживы хозяина!..
И приказчики энергично борются противъ тѣхъ
нечистоплотныхъ и унижающихъ человѣческое достоинство порученій, которыя навязываютъ
имъ купцы. Борются они также и противъ самыхъ основъ унижающаго ихъ
капиталистическаго строя, борются вмѣстѣ съ фабрично-заводскимъ пролетаріатомъ
за другой, лучшій строй, въ которомъ ужъ не будетъ эксплуатаціи труда
капиталомъ, и каждый будетъ трудиться лишь на общее благо.
И эта борьба смываетъ съ приказчиковъ то пятно
паразитическаго существованія, которое иной разъ накладываетъ на нѣкоторыхъ изъ
нихъ подчинившій ихъ своимъ гнуснымъ цѣлямъ капиталъ. Свободный отъ этого пятна
стоить торговый пролетаріатъ рядомъ съ промышленнымъ пролетаріатомъ. Рядомъ
стоятъ они – созидатели всѣхъ богатствъ міра, порабощенные, угнетенные
капиталомъ, но ужъ поднявшіе противъ него смѣлой рукой знамя борьбы,
Знамя великой
борьбы всѣхъ народовъ
За лучшій міръ,
за святую свободу!..
|