Дьяки – в начале русской истории
являются в очень невидном положении, будучи личными слугами князя, притом очень
часто несвободными; они хранят княжескую казну и ведут письменные дела князя. В
такой роли существуют Д. в XIII и XIV вв. (самое слово Д. становится
общераспространенным лишь в XIV в.; до того времени употребляется его русский
синоним — писец). Образование приказов, требовавшее постоянных и опытных
дельцов; проведение в местном управлении государственного начала в более чистом
виде, чем при системе кормления; столкновение власти московских государей с
аристократическими притязаниями боярского класса, вынудившее первых искать себе
опоры в неродовитых служилых людях, — все это привело к возвышению Д.,
грамотных, деловитых, худородных и вполне зависимых от воли государя. Уже в.
кн. Иван Васильевич первою статьею своего Судебника (1497) предписывает, чтобы
в суде бояр и окольничих присутствовали и (как надо заключить из других статей)
участвовали Д. С учреждением приказов Д. делаются их членами в качестве
товарищей бояр или непосредственных начальников приказа. В XVI в. Д. играют
видную роль и в местном управлении, являясь товарищами наместников по всем
делам, кроме предводительства войском (в отдельных случаях, впрочем, Д.
участвовали и в военном деле), и сосредоточивая исключительно в своих руках
финансовое управление. Низший слой приказных людей, собственно писцы, уже
отделился в это время от дьячества под именем подьячих; более приближались к
последним и земские Д., явившиеся с организацией Иваном IV земских учреждений.
Новый крупный шаг в возвышении Д. составило проникновение их в государеву думу.
Лихачев полагает, что "участие Д. в думе несомненно даже для XV в.",
хотя и соглашается, что "точный титул думный дьяк появляется лишь в последней
четверти XVI ст.;" Ключевский приурочивает появление думных Д. к
образованию важнейших приказов, т. е. к концу XV — нач. XVI в.; Сергеевич
относит возникновение думных Д. к началу XVII ст. Самый титул впервые является
в применении к Щелкаловым, которые именуются дьяками "Великого Государя
ближние Думы". Думные Д. обыкновенно бывали вместе с тем и начальниками
четырех важнейших приказов: разрядного, посольского, поместного и Казанского
Дворца. Число их не оставалось неизменным: в течение XVII-го в. оно подвергалось
значительным колебаниям (от 3 до 8). В думе Д. не только были секретарями, но и
пользовались равным с другими членами правом голоса в решении дел, хотя не
сидели, а стояли (что, впрочем, соблюдалось, вероятно, только в присутствии
государя). Значение Д. было понято современниками уже в XVI в. и вызвало
ожесточенные нападения на Д. со стороны членов боярской партии (см. Сказания
кн. Курбского, изд. 3, с. 43 и прим. 220 на с. 341). Тем не менее возвышение Д.
продолжалось, и в XVII ст. они составляли если не самый видный, то самый
могущественный элемент в рядах московской администрации, участвуя во всех
важных делах, иногда даже в качестве начальников над боярами (тайный приказ). В
конце столетия всех Д. в Московском государстве числилось около ста, служба их
награждалась деньгами, причем цифра жалованья не была строго определена, и
поместьями (по Уложению Д. в московском уезде получают по 150 четвертей), они
могли владеть и вотчинами. Думные Д. считались по службе выше дворян, приказные
занимали место после московских дворян. Несмотря на всю важность должности, с
нею по-прежнему связывалось понятие об отсутствии родословной чести; в
местнических счетах даже второй половины XVII в. противники укоряли иногда друг
друга дьячеством как должностью очень низкой. Д. способствовали разрушению
понятия о "чести", как о чем-то неподвижно связанном с родом, и своею
деятельностью подготовили полную победу бюрократических принципов в управлении.
См. Ключевский, "Боярская дума"; Сергеевич, "Русские юридические
древности" (т. I); Лихачев, "Разрядные дьяки XVI в.".
|