Liber calendarii.
Полагают, что календарии берут свое начало со времен Рождества
Христова, а кончаются приблизительно через 500 лет послов того; с кодификацией
кодекса Феодосия сначала в средние века они представляют собою религиозное
братство для оказания взаимной помощи, в состав братства входили духовные и
светские лица; а затем носили характер кредитного учреждения. Название
свое они получили от того, что устраивали свои собрания или производили свои
расчеты в первые дни каждого месяца – календы (calendae).
Календарии разделяются на
1)
calendarii publicum (городские календари).
2)
calendarii privatum (частные календари).
Капиталы городских календариев слагались из разных сумм,
главным образом пожертвованных богатыми римлянами с определенным и без
определенного назначения. Чистый доход с них тратился на содержание
общественных зданий, благоустройство улиц, вспомоществование гражданам в случае
неурожая и проч. Эти капиталы управлялись отдельно от городского имущества
особой сиrа calendarii. Управление городским
календарием считалось весьма почетной должностью, а потому оно поручалось
только лицам, хорошо известным и высокопоставленным. Во глав сиrа calendarii
стоял один, а иногда и несколько
кураторов, которые назначались магистратом, чтобы следить за правильным
управлением делами и отдачею денег как можно выгоднее под заклад недвижимостей.
Полагают, что дела проверялись особым ревизором, которого называли „dispunctor". Куратор имел
помощников „servi publici", на которых
было возложено делопроизводство и счетоводство. Эти лица были большею частью
рабы и вольноотпущенные. Лицо, на которое было возложено счетоводство,
именовалось прокуратором (procurator), а его помощник – письмоводителем (scribae) и счетчиком (abacus).
Частные календарии возникли
немного раньше публичных и принадлежали банкирам (argentarii) и частным
капиталистам. Они, как и городские календарии, занимались выдачею ссуд под
заклад недвижимостей, главным образом землевладельцам. Управление делами и
счетоводство по этим операциям было возложено на раба или прокуратора, однако в
редких случаях на filius domini (сына дома). Прокуратор
или управляющей ответствовал за правильное управление делами, а если их было
несколько, то каждый из них ответствовал за себя. В случай отказа от должности
управляющего, последний должен был дать правильный отчет о своем управлении.
Они были обязаны вести книгу „liber calendarii" или „calendarium", в которую
заносилось:
1) имя должника, 2) размер займа, 3) подробное означение
заложенного имущества, 4) условия погашения, 5) размер и время уплаты
процентов.
Эти книги имели силу доказательства (fides publica) в делах спорных,
если были представлены autiones debitorum (обеспечение
должников), т.е. признанный должником, заключенный с ним, договор (акт) займа.
Adversaria или ephemeris.
Вспомогательные книги „Adversaria или Ephemeris" служили для
записи всех операций дня, которые затем переносились в кодекс. Полагают, что
сначала делались выборки или спецификации однородных статей и в кодекс
заносились только общие итоги.
Codex.
Кодексом (codex, caudex (от слова „caudex"
происходить термин „cauedal" (главное имущество, капитал), который был в употреблении у Пачиоло,
Импина, Швейкера, Манцони, Гаммерсфельдера и пр. – прим. авт.))
в древности называли сначала совокупность навощенных дощечек (tabula ceraque), а затем, по
введении в употребление папируса, пергаментных листов, в форме книги.
Совокупность последних называли также chartae (хартией). От сего
кодекса произошли названия остальных кодексов.
Codex rationum, tabulae или liber rationum.
В сем кодексе открывались личные и вещные счета, которые
назывались иногда tabulae, иногда rationes. Он был в употреблении в домашнем хозяйстве у pater famuias и назывался – codex rationum domesticarum, а банкиры – argentarii
– называли
его – codex rationum mensae или argentariae.
Codex rationum domesticarum.
Codex rationum domesticarum означает главную книгу домашнего хозяйства, в которой
открывались различные счета:
tabulae или rationes – вещные или личные (текущие счета разных лиц назывались
также rationes mortalium – прим. авт.), – с приходом (accepti) и расходом (expensi), например:
ratio praedii – счет недвижимых имуществ;
ratio pectoris – счет скота;
ratio pabularis – счет корма;
ratio framentaria – счет хлеба;
ratio vinaria – счет вина;
ratio olearia – счет масла и пр., смотря по обширности хозяйственных
операций и связанных с ними условий.
Codex rationum mensae или argentariae или instrumentum
argentariae.
Так называли главную или конто-коррентную книгу банкиров,
в которой они своим клиентам открывали счета – ratio mensae или потеп.
Argentarii или nummularii, mensarii, так назывались менялы и банкиры, занимавшиеся главным
образом денежными операциями, как-то: куплей-продажей и разменом иностранных
монет, переводом денег по поручению их клиентов, посредничеством, инкассо,
аукционными делами, выдачею ссуд и пр.; они обязаны были вести следующие книги
и представлять их, как доказательство, в делах спорных между ними и их
клиентами:
1) Codex accepti et expensi – кассовую книгу;
2)
Adversaria
– прима-ноту или записную книгу;
3) Codex rationum – главную, ресконтро или конто-коррентую книгу.
Последняя имела значительную силу доказательства (fides publica) перед претором и, по
требованию последнего, банкир должен был представить выписку из книги, что
называлось edere rationes. Если кто-либо
ссылался на codex rationum банкира и
если последний со злым умыслом или по другой причине отказывался от
предъявления оного, или если замечено было, что содержание его не соответствует
истине, то претор мог постановить, на основании представленного ему кодекса
клиента, взыскать с банкира требуемую сумму, даже тогда, если бы она уже раз
была уплачена банкиром.
К клиенту применялись те же самые правила, если почему-либо
им не был представлен кодекс, причем он пользовался годичным сроком для подачи
апелляции и представления кодекса или свидетельских показаний.
Выдачу известной суммы из капитала клиента банкира называли
ex area propria, другие выдачи за счет и по приказу клиента – per mensae scripturum.
В Adversaria, как вспомогательную книгу, заносились все операции дня, в
кредит и за наличный расчет, в порядки их совершения, а отсюда уже переносились
на соответствующее счета в codex rationum. Операции за наличный
расчет заносились сначала в кассовый кодекс, а затем в кодекс rationum.
Codex accepti et expensi.
Codex accepti et expensi представляет
собою кассовую книгу с приходом (tabula accepti) и расходом (tabula expensi). От этого образовались выражения: acceptum ferre – записать в приход и
ехрепsum ferre – записать
в расход. Благодаря такому распределению кассовых записей – потiпа arcaria, можно было легко и во всякое время определить сальдо –reliqua.
Весьма возможно, что в мелких хозяйствах ограничивались
ведением сей книги без кодекса rationum, в более же крупных хозяйствах codex accepti et expensi был разделен на две
части: 1) счет кассы и 2) личные и вещные счета.