ЭКАУНТОЛОГИЯ
Сайт, посвященный истории бухгалтерского учета и его неминуемому превращению в компьютерный учет
Сенсационная находка
Меню сайта

Войти

Календарь
«  Июль 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Случайная картинка

Умная мысль
Счетовод сам вправе судить о том, где что нужно.
С.С. Дезорцев

Старинный термин
КАССИРОВАТЬ – объявить документ не имеющим юридической силы.

Последняя картинка

Социальные сети

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Время жизни

Приветствую Вас, Гость · RSS 10.07.2020, 16:18

Личка:



 
Вот уже несколько месяцев все зарубежные издания по бухгалтерскому учету оживленно обсуждают результаты нидерландской археологической экспедиции в верховья Нила. По сообщениям прессы, обнаруженные в результате раскопок поблизости от селения Гильгашем папирусы проливают свет на ведение бухгалтерского учета в X-IX вв. до нашей эры на территории древнейшего в истории человечества государства.
Мы не могли остаться в стороне от научной сенсации и попросили прокомментировать гильгашемские находки известнейшего специалиста в этой области, автора более пятидесяти тысяч монографий по истории бухгалтерского учета и профессионального бухгалтера в двадцать первом колене профессора С. из Петербурга.
 
Документирование есть признак ума.
Сократ
 
По меткому замечанию Метерлинка, «поиски синей птицы подобны ожиданию трамвая на отмененном маршруте». То, что сделали нидерландские археологи в окрестностях Гильгашема и о чем говорит сейчас весь научный мир, не является бесполезным ожиданием, ибо колоссально по значимости не только для мировой культуры, но в первую очередь для бухгалтерского учета. История никогда не забудет тех бухгалтеров, которые не щадя живота смело шли к заветной цели, останавливаясь на трудном пути только для того, чтобы передохнуть и перекусить.
Голландцы, на чей лицевой счет записано потрясшее научную общественность открытие, принадлежат ко второму поколению археологов, вплотную занявшихся проблемой древнего учета. Первое поколение, возглавляемое немцем Генрихом Шлиманом (1822-1890 гг.), ограничившись находкой Трои, потерпело тем самым сокрушительную неудачу. В Трое оказалось только золото, но не было не обнаружено не только ни одной домовой книги, но и ни одного счета-фактуры, который позволил бы судить о развитости троянской цивилизации, никакого замшелого от времени бухгалтерского регистра. А ведь простая бухгалтерская проводка типа «дебет Телемак – кредит Фалернское вино» рассказала бы любому бухгалтеру втрое больше, чем все найденные Шлиманом золотые безделушки. Недаром Гомер писал: «Если красою с златой Афродитой кто спорит, это писец, заносящий расход в журнал-ордер».
Шлиман, вконец отчаявшись раскопать что-либо стоящее, раздарил свою троянскую коллекцию соседям, запил и сошел с исторической сцены. Но история беспощадна. Как заметил Б. Шоу, «если бы все можно было предвидеть заранее, чему бы нам тогда было учиться?» Неудача Шлимана подстегнула продолжателей его дела, которые с неиссякаемым упорством снова и снова брались за мотыги, чтобы погрузиться в рыхлый чернозем древнего мира, втайне мечтая отыскать в нем кассовую книгу Хеопса. Их усилия были вознаграждены полтора века спустя, когда лопата рядового нидерландского землекопа Ван-Антверпена (род. ок. 1963г.), во мгновение ока ставшего знаменитым археологом и претендующего ныне на Нобелевскую премию, зазвенела о первый папирус, оказавшийся к его неописуемому счастью страницей из древнейшего пособия по бухгалтерскому учету. Последующие раскопки подтвердили прозорливость копателя: библиотека экономических папирусов, принадлежавшая, как это явствует из экслибрисов, фараону Ксенохамону или кому-то из его придворных счетоводов (Karachuypa J. «Big Accounting History», стр. 389), предстала изумленным взорам сбежавшихся из близлежащей деревни крестьян. Всего из семисот в основном неплохо сохранившихся папирусов более пятисот (!) представляют собой учебные пособия по практическому и теоретическому бухгалтерскому учету, называемому древними египтянами «эхудрас», а еще сто пятьдесят – по управленческому учету и эккаунтингу. Но управленческий учет и эккаунтинг древними египтянами были разработаны слабо, – время этим наукам придет позднее, в Средние века, когда Талзанья и Бернардио проникнут в сокровенные сущности бухгалтерской проводки и факта хозяйственной жизни (Karachuypa J. «Big Accounting History», стр. 389), – а вот теория бухгалтерского учета у древних египтян оказалась на высоте. Как заметил Ж.-Б. Мольер, «древние не были глупей нас из-за того, что не летали самолетами». Сложно представить, но перевод папирусов на современные языки, идущий сегодня полным ходом, неопровержимо подтвердил: древнеегипетский эхудрас во многом был подобен нынешнему бухгалтерскому учету, а по некоторым моментам намного его превосходил!
Всего можно насчитать три основных отличия эхудрас от Федерального закона «О бухгалтерском учете», и каждое из этих отличий столь содержательно по сути и столь неожиданно по форме, что, по выражению Суинберна, «приводит к мысли нас, что все земное бренно, что отлетит душа в неведомую высь».
1. Во-первых, из папирусов явствует, что эхудрас одновременно тяготел как к камеральной, так и патримониальной формам учета. В юридической мантии эхудраса всегда присутствовал некий скрытый семантико-эсхатологический подтекст, что теперь можно утверждать достоверно. Как подчеркнул J. Karachuypa в своей многотомной «Big Accounting History», «...только патримониальный учет позволяет отслеживать пермутации и модификации объектов учета в виде движения доходов и расходов» (стр. 389). Известная доля патримониальности при общей камеральности системы древнеегипетской бухгалтерии стала первым парадоксом, выявленном мной в результате находок Ван-Антверпена.
2. Не менее любопытной была методика учета рабов, плененных египетскими войсками во время боевых действий с фессалийцами и друидами. К счету «Основные средства» открывалось пять субсчетов: «Рабы, занятые на строительстве пирамид», «Сельскохозяйственные рабы», «Обслуживающие рабы», «Привлекательные рабыни» и «Малолетние рабы на выращивании и откорме». При рождении ребенка дебетовался субсчет «Малолетние рабы на выращивании и откорме» и кредитовался «Привлекательные рабыни», по нормативной стоимости. Таким образом, первоначальная стоимость рабыни с рождением ребенка уменьшалась на плановую величину. Корректировка до фактической стоимости осуществлялась по достижении новорожденным совершеннолетия, которое египтяне отсчитывали с пятнадцати лет. Одновременно совершеннолетний раб переводился с субсчета «Малолетние рабы на выращивании и откорме» на другие субсчета, в зависимости от своего пола и назначения.
Описанная методика дает основания предполагать зачатки нормирования товарно-материальных и трудовых ресурсов, осуществляемого древними народами задолго до открытия Америки и внедрения в учетную практику и теорию пришедшего оттуда вслед за Колумбом метода стандарт-костс. Как правильно заметил по этому поводу Жорж Помпиду, «история таит в себе такие пропасти, которые можно перешагнуть только не перешагивая их».
Однако с учетом рабов далеко не все ясно. Египтяне могли бы учитывать прирост их поголовья за счет собственного капитала, но не делали этого. Что это – исторический курьез или до миллиметра выверенная методология – до сих пор остается загадкой и будоражит научную общественность наравне с другими проблемами, дошедшими до нас из тьмы веков и глубины пространств.
3. Наконец, последней каплей восторга стало для исследователей эхудрас прямое упоминание в одном из папирусов счета «Расчеты с разными фараонами и служителями культа». До этого принято было думать, что вплоть до династии Хармидидов (VI-V вв. до н.э.) в окрестностях Мемфиса использовался счет «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (Karachuypa J. «Big Accounting History», стр. 389), но открытие Ван-Антверпена блестяще опровергло бытовавшую до того гипотезу. Использование счета «Расчеты с разными фараонами и служителями культа», которое отныне можно считать доказанным, ставит перед наукой новые грандиозные и на первый взгляд трудноразрешимые вопросы, ответы на которые, будь они даны, позволили бы существенно уточнить историю Древнего Мира: были ли у счета «Расчеты с разными фараонами и служителями культа» субсчета, а если были, как они назывались? учитывались ли на счете «Расчеты с разными фараонами и служителями культа» расчеты только с фараонами и служителями культа или также с членами их семей? имеется ли в виду под культом только культ бога Ра или другие халдейско-арамейские идолопоклоннические культы, распространенные в те древнейшие времена на территории современного Египта? могли ли древнеегипетские эхудриоты (бухгалтеры, занимавшиеся эхудрасом) открывать субсчета к счету «Расчеты с разными фараонами и служителями культа» только по распоряжению фараона или также с разрешения его наместников? и многое, многое другое.
В остальных моментах египетский План счетов, содержащийся более чем в четырех сотнях бухгалтерских папирусов, почти дословно совпадает с современным отечественным Планом счетов, хорошо знакомым всем российским бухгалтерам, хотя нет сомнений, что детальные исследования всех уникальных документов, обнаруженных в окрестностях Гильгашема, еще впереди. Можно надеяться на приятные сюрпризы. Новые отличия нашего нового Плана счетов от Плана счетов, использовавшегося во времена фараона Ксенохамона, хотя бы в знаках препинания, еще могут быть обнаружены.
В эти минуты около трехсот профессиональных бухгалтеров со всего мира, свободно владеющих древнеегипетским, собрались в вашингтонской штаб-квартире Всемирной Ассоциации Археологии (WAA) и заняты расшифровкой вывезенных из Египта письмен, а еще около пятидесяти реставраторов – восстановлением документов, поврежденных грызунами за две тысячи лет, что те пролежали под желтым египетским песком и позднейшими конскими наслоениями. Папирусы бережно отделяют от переплетов, просушивают, чистят и только после того, как сделаны копии, передают для перевода, откуда текст немедля поступает на телетайпы крупнейших информационных агентств. Большинство бухгалтеров, ознакомившихся с гильгашемскими эхудрас, пребывает в шоке, хотя уже появляются первые обстоятельные труды, проливающие свет на древнеегипетские тайны и позволяющие судить, сколь многообразна и феноменальна история бухгалтерского учета в целом и человеческой цивилизации в частности. К наиболее интересным из таких работ мы бы отнесли превосходный труд Karachuypa J., озаглавленный «Big Accounting History», который горячо рекомендуем всем, кому удастся достать эту редкую книгу, отпечатанную в единственном экземпляре и хранящуюся в настоящий момент у меня в сейфе. Как однажды воскликнул Ж.-П. Сартр, «хорошая книга всегда немного экзистенциальна, но ни в одной из них слишком много экзистенциальности мне не встречалось». Особенно мы рекомендуем 389 страницу этого интереснейшего труда, на которой содержится «все ехидство Запада и все злоязычие Востока», как сказал не помню уже кто.
Позволю себе закончить небольшой цитатой из замечательного ирландского писателя Джемса Джойса: «История – это такая особа, к которой следует приближаться с должной осторожностью. Она мила только тогда, когда позволяет глядеть на себя со стороны». Джойс хотел донести до нас мысль, что нельзя стать хорошим бухгалтером, не будучи ознакомленным со многовековой историей этой замечательной профессии, которой ты намерен посвятить свою жизнь.
Только посвятив бухгалтерии жизнь, ты сможешь избавиться от грыжи.
 
Библиография:
Karachuypa J. «Big Accounting History», N-Y, 2001


Колонка Редактора

Постоянные авторы
Copyright Медведев М.Ю. © 2012-2020