ЭКАУНТОЛОГИЯ
Сайт, посвященный истории бухгалтерского учета и его неминуемому превращению в компьютерный учет |
|
|||||||
|
ИСТОРИЯ РУССКОЙ БУХГАЛТЕРИИ 1772 год С.-Петербургское коммерческое училище Этот год замечателен образованием
первого в России коммерческого училища. Давно пора было: профессия стала
массовой, а ни одного учебного заведения, в котором готовили бы специалистов соответствующего
профиля, не было.
За границей подобные
коммерческие заведения несколько лет как существовали: в Германии (1768) и
Австро-Венгрии (1763, торговая академия: 1770). Хотя проекты по созданию
учебных заведений, в которых бы обучали коммерции, замысливались и раньше. Еще
в 1715 и 1723 годах некто Марпургер разработал проекты коммерческой школы, по
которым предполагал учредить в Лейпциге «Seminarium Scientiarum Mercaturae publicum». Однако проекты Марпургера
не были реализованы, иначе бы Россия безнадежно отстала от мирового
образовательного процесса. А так – отстала, но всего на несколько лет, то есть не
безнадежно.
С.-Петербургское
коммерческое училище
По иронии судьбы,
С.-Петербургское коммерческое училище появилось первоначально в Москве.
Представители городов,
собранные по повелению Екатерины II, подали записку, в которой
просили об учреждении в городах академий, университетов и школ и об обучении в
оных разным языкам купеческих и разночинных детей и сирот. В записке говорилось:
«Магистратам накрепко подтвердить о добром содержании школ, раче же о
воспитании детей прилагать всевозможное старание, дабы они были обучаемы сверх
искусного понятия закона и письма, арифметике и бухгалтерии; кто же будет от
оного своих детей укрывать и в школы не отдавать, таковых отцов штрафовать
первой гильдии по 50, второй по 25 р.»
Неизвестно, был ли кто из
«отцов первой гильдии» оштрафован, однако же записка тронула сердце
императрицы. Хотя не исключено, что обстояло совсем наоборот: чувствуя
потребность в коммерческом образовании для своих подданных, Екатерина II сама намекнула
представителям городов о желательности подать такую записку. Как бы там ни
было, дело сдвинулось с мертвой точки: заботы об организации просветительского
учреждения были поручены Ивану Ивановичу Бецкому, президенту академии художеств
и директору Кадетского корпуса, ближайшему советнику Императрицы по вопросам
народного просвещения.
Иван Иванович Бецкий[1], недавно вернувшийся из-за
границы, где прожил большую часть жизни, действовал из патриотических
соображений. Во всяком случае, в воспоминаниях современников он предстает воспринимающим
жизнь исключительно в розовом цвете идеалистом. Вряд ли подобными качествами
обладал присоединившийся к нему уральский промышленник Прокопий Иакинфович
Демидов, сын небезызвестного нам Иакинфа Демидова и внук родоначальника дворянского
рода Демидовых. Второй отец-основатель С.-Петербургского коммерческого училища действовал
скорее из выгоды.
В письме от 12 августа 1771
года Демидов заявил Бецкому о своем намерении содействовать устройству
Московского воспитательного дома, как тогда предположительно именовалось
будущее учебное заведение. Через год, 23 октября 1772 г., промышленник даже
подарил воспитательному дому здание на Донской улице и определил вечный капитал в 205 тыс. руб. на содержание
ста мальчиков из купеческих детей. Буквально через пару месяцев, 6 декабря 1772 г., после того, как разработанный
Бецким проект удостоился высочайшего утверждения, вложения окупились: именным
указом дворянин Прокопий Демидов был пожалован в статские советники. Хотя не возьмемся
судить, сколь много это Прокопию Иакинфовичу дало.
С этого момента С.-Петербургское
коммерческое училище, под названием Демидовский Коммерческий Воспитательный
институт, начало отсчет существования – первоначально, как было сказано, в
Москве.
Начало коммерческого
образования в России не было особенно радостным: никто из родителей вовсе не
жаждал отдавать детей в училище – более того,
отдав, не имел права забрать назад. В составленном Бецким «Плане Воспитательного
училища из купеческих детей для коммерции», в Образце письма о предоставляемых
в Коммерческое училище со взнесением временного капитала, было записано:
«При сем отдаю в Коммерческое
училище сына своего такого-то или родственника такого-то сына, имя, отчество и
прозвание его, который родился в таком-то году такого-то числа, по
добровольному желанию с тем, что ни под каким видом мне его обратно до
окончания положенного срока не требовать».
Ох, не зря в записке,
поданной в свое время Екатерине II, предлагалось штрафовать
укрывателей своих малолетних чад! Бецкому пришлось лично отыскать в
С.-Петербурге и отправить в Москву 17 мальчиков. Во второй прием, в 1776 г., в Москве нашлось
только 8 мальчиков, из них только двое купеческого сословия. Бецкий снова
прислал воспитанников из С.-Петербурга, «заметивши, что тамошнего купечества
родители не разумеющи и непонятны о добре своих детей».
Никто не хотел учиться
коммерческим наукам, но желающие получить готовых специалистов, причем до срока
окончания ими учебного заведения, тем не менее находились. В 1788 г. между Московским и
С.-Петербургским опекунским советами Демидовского Коммерческого Воспитательного
института завязалась такая переписка.
Писали из С.-Петербурга в
Москву:
«По письму оного Совета
касательно выпуска Коммерческого училища воспитанников первого приема до
наступления положенного срока, т.е. 21 апреля 1788-го года с печатными по
приложенной при том форме на пергамине аттестатами по прошению родственников и
посторонних людей, желающих взять их в услужение по способностям с определением
им жалованья, здешний Опекунский Совет согласно с мнением Его
Высокопревосходительства Господина Главного Попечителя, полагает, что всех
таковых воспитанников в рассуждение приближающегося срока до наступления оного
из Училища, уволить можно с вышеозначенными аттестатами, удостоверившись однако
наперед в их способности по званию своему чрез экзамен, производимый как
тамошним бухгалтером, так и посторонними купцами и бухгалтерами, имеющими в сей
части совершенное знание, дабы упреждение срока послужило не только в похвалу
тем питомцам самим, в соревнование другим, но наипаче и сии первые плоды того
Заведения соответствовали во всем ожиданию общества, и утвердили навсегда
мнение о полезности оного. Декабря 30-го дня 1787 года».
19 января 1788 г. состоялись первые
выпускные экзамены. В качестве экзаменаторов выступали приглашенные из
купеческой конторы Дикенсон и Фаин, также преподаватели училища Шульц и
Таннауер. Экзамен проходил в присутствии
членов Совета коммерческого училища. По итогам экзаменов 20 (по другим данным –
16) воспитанников были выпущены с надлежащими свидетельствами.
Всего с 1773 по 1800 в
училище поступило 239 мальчиков, только 96 из которых окончили полный курс, что
не выглядит слишком радужным для учебного заведения.
Вплоть до конца XVIII
в. дела
Демидовского Коммерческого Воспитательного института находились в упадке. Тому
способствовал не только малый интерес со стороны купечества, но и ведение дел
самим училищем. В журнале Опекунского совета за 1779 г. читаем: «По экономии
коммерческого училища сомнительные расходы и беспорядки», почему предписано
эконома Миллера устранить, а до составления счетов «как он причиняет тому
дление беспрестанными отлучками из дому… задержать его в квартире, никуда не отпуская».
Вероятно, эконом Миллер легонько погрел на училищных делах руки, за что
пришлось посадить его под домашний арест.
18 марта 1797 г. училище посетила
императрица Мария Федоровна. Предпринятые ей оперативные меры по оживлению
деятельности училища не принесли видимых результатов. Через полтора года после
посещения, 13 декабря 1798 г.,
Императрица представила императору Павлу I доклад, в котором, в
частности, писала:
«Теперь мне остается
заняться совершенно особенным, но весьма важным отделом, который тоже
существует в Москве; я говорю о коммерческом институте, основанном Демидовым,
который до сих пор ни в каком отношении не оправдал благодетельных намерений
своего основателя. Вся вина, по-видимому, лежит в неправильной администрации,
уклонившейся от предположенной цели – доставить государству банкиров,
негоциантов и мореплавателей, потому что, после 25-ти-летнего существования
сего института, из него вышел какой-нибудь десяток бухгалтеров; остальные
воспитанники потерялись в толпе писцов. Я хочу возвратить это заведение к цели,
столь полезной для государства и поэтому испрашиваю разрешения Вашего
Императорского Величества передать прилагаемый при сем план комитету,
составленному из канцлеров графа Завадовского, государственного казначея и
генерал-губернатора, чтобы они, вместе с гр. Сиверсом, составили проект
управления этого заведения, который я потом представлю на высочайшее
утверждение Вашего Императорского Величества».
После доклада Демидовский
Коммерческий Воспитательный институт был взят под особое покровительство
императора и императрицы. Результатом покровительства стало решение перевести
его в С.-Петербург. 13 декабря 1798
г. был Высочайше утвержден предварительный проект,
которым предлагалось:
1) отделить училище от
Воспитательного дома,
2) ограничить прием
мальчиков 10-летним возрастом, тогда как ранее они принимались даже пятилетними,
3) уменьшить со 100 до 60
число лиц, содержащихся на проценты с капитала Демидова,
4) перевести училище в С.-Петербург.
В 1799 г. был составлен и 9
мая 1799 г.
утвержден новый устав училища, предусматривавший перевод в С.-Петербург.
Сам переезд состоялся 19
октября 1800 г.:
в этот день воспитанники, в количестве 61 человек, под наблюдением главного
надзирателя Василия Сергеевича Подшивалова, прибыли на новое место учебы. Начавший
карьеру в качестве надзирателя В.С. Подшивалов позднее не только управлял при
училище Бухгалтерским отделением для образования молодых людей, способных к
счетоводству в присутственных местах, но дослужился даже до директорской
должности.
Первым же обер-директором
училища, 20 сентября 1800 г.
получившего название С.-Петербургское коммерческое, был назначен Петр
Григорьевич Демидов, племянник основателя и сам щедрый благотворитель. Были
избраны почетные члены: Николай Роговиков, Александр Ралль, Иван Кусов, Мартин
Глухов, Антон Ливио, Тимофей Рекс, обязавшиеся ежегодно вносить по тысяче
рублей на нужды училища.
Благотворительных взносов все
равно не доставало: часть расходов покрывалась за счет платы за обучение и
процентов с пожертвованных благотворителями капиталов. В подтверждение приводим
финансовый отчет за 1906 г.,
видимо, не слишком отличающийся от аналогичных отчетов начала XIX
века.
«Отчет
бухгалтера по училищу и доходным домам о приходе, расходе и остатках сумм за 1906 г.
(руб.)
Приход:
1) Процентов с разных
капиталов:
а) На содержание штатных
воспитанников – 10411-09,
б) На содержание пансионеров
и полупансионеров – 20007-08,
в) На содержание церкви –
1.481-18½ .
Всего: 31899-35½.
2) Плата за пансионеров и
полупансионеров – 97397-17,
3) За обучение музыке –
100-00,
4) Дохода с дома – 23667-56,
5) Дохода за освещение
электричеством церкви и квартир жильцов и служащих – 3464-70,
6) Церковных доходов –
3.699-65,
7) От продажи негодного
имущества – 1715-32,
8) Процентов на оборотные
суммы – 193-11,
9) От продажи кухонных
отбросов – 172-48,
10) Плата за пищу,
отпускаемую служащим – 97-31,
Сверх того:
За пансионеров ведомства –
1350-00,
Процентов с капитала,
хранящегося в Собственной Его Императорского Величества канцелярии по учреждениям
Императрицы Марии – 5470-50,
Итого: 169227-15½.
Расход:
1) На содержание личного состава
и прислуги – 98812-94,
2) На содержание воспитанников
– 31053-30,
3) На содержание зданий –
30022-30,
4) На учебные пособия – 5887-59,
5) На содержание церкви –
2946-43,
6) На прочие расходы – 1446-94,
7) На погашение долга – 1318-00,
8) Для причисления к капиталу –
5403-27½».
Составлен и подписан этот
отчет Павлом Ивановичем Рейнботом, долгое время преподававшим в С.-Петербургском
коммерческом училище, автором нескольких учебников по счетоводству. Но это
случится много позднее рассматриваемого нами периода. Рейнбот преподавал в конце
XIX - начале ХХ в.в., первыми же (конец XVIII – начало XIX
в.в.) преподавателями бухгалтерии С.-Петербургского коммерческого училища были:
· Николай Федорович Нестеров,
которого заменил
· Андрей Таннауер, которого в
свою очередь заменил
· Карл Эйзенберг.
Как велось преподавание и
вообще какое место среди прочих коммерческих наук отводилось бухгалтерии? Чтобы
читатель смог это, хотя бы поверхностно, уяснить, приводим расписания занятий
С.-Петербургского коммерческого училища в конце XVIII и начале XIX в.в.
Из них следует, что бухгалтерия читалась только в старших классах училища,
хотя, сравнительно с другими предметами, довольно интенсивно.
Так, будто за одно
мгновение, С.-Петербургское коммерческое училище досуществовало до Октябрьской революции.
После революции, подобно большинству других учебных заведений, оно стремительно
деградировало, пока и вовсе не прекратило существование. В начале 20-х гг. XX
в. в здании С.-Петербургского Коммерческого училища размещалась уже вечерняя
школа, а с 1931 г.
– Институт холодильной промышленности.
Без малого сто сорок пять
лет преподавания коммерческих наук, в том числе бухгалтерии – таков вклад в
дело народного образования старейшего коммерческого учебного заведения
России!
Литература:
· Богоявленский М.М. Исторический очерк С.-Петербургского
коммерческого училища, читанный в день столетнего юбилея училища, в декабре
1872 года, с приложением 12 поздравительных адресов в день столетнего юбилея
училища – Спб., тип. И.И. Глазунова, 1872.
· Комаров П.О. В память столетнего юбилея
С.-Петербургского коммерческого училища, 6 декабря 1872 г. – Спб., 1872.
· Подшивалов В.С. Исторические известия о Демидовском
коммерческом училище, избранные из писем И.И. Бецкого, журналов советских, книг
расходных и изустных преданий (1772-1800) – Спб., тип. Дома призрения
малолетних бедных, 1888.
· Тимофеев А.Г. История Санкт-Петербургского
коммерческого училища - Спб., тип. Глазунова, 1901-02.
|
Колонка Редактора | |
Скачать: Читать |
|
Постоянные авторы | |
Copyright Медведев М.Ю. © 2012-2024 |