ЭКАУНТОЛОГИЯ
Сайт, посвященный истории бухгалтерского учета и его неминуемому превращению в компьютерный учет
Дедков Е.П. Развитие бюджетного учета в СССР
Меню сайта

Войти

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Случайная картинка

Умная мысль
Счетоводство – дело, в сущности настолько простое, что на основательное ознакомление с ним при хорошем учебнике достаточно было бы нескольких дней.
Э.Э. Фельдгаузен

Старинный термин
БРАХИГРАФИЯ – искусство писать сокращенно.

Последняя картинка

Социальные сети

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Время жизни

Приветствую Вас, Гость · RSS 22.04.2024, 22:18

Личка:


Дедков Е.П.

Развитие бюджетного учета в СССР
Из книги «Развитие бюджетного учета» (1962)
 
Развитие организационных форм бюджетного учета происходит вместе с успешным осуществлением строительства социализма в нашей стране.
С первых же дней создания Советской власти Коммунистическая партия и Советское правительство приступили к налаживанию учета в народном хозяйстве, в том числе учета исполнения государственного бюджета.
В октябре 1917 г. первым декретом Советской власти был учрежден Совет Народных Комиссаров, в состав которого входил Народный комиссариат финансов. Народный комиссариат финансов состоял из Центрального налогового управления, Центрального бюджетно-расчетного управления и Центральной канцелярии.
Работа по планированию, исполнению, учету и отчетности государственного бюджета возлагалась на Центральное бюджетно-расчетное управление. Это управление состояло из 10 отделов: бюджетного, сметного, по финансированию национализированной промышленности и народнохозяйственных операций, счетного, инспекторско-инструкторского, международных расчетов, кооперативного, ликвидационного, кредитных билетов и хозяйственно-технического.
На счетный отдел возлагалось методическое руководство организацией бухгалтерского учета и отчетности об исполнении бюджета как в аппарате Центрального бюджетно-расчетного управления, так и в местных финансовых расчетных и кассовых органах: ведение учета и составление отчетности об исполнении бюджета, а также осуществление контроля за деятельностью местных финансовых органов в области учета и отчетности об исполнении бюджета.
Финансовая работа на местах осуществлялась через финансовые отделы губернских исполнительных комитетов Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.
Финансовый отдел губисполкома состоял из четырех подотделов: сметно-кассового, прямых налогов, косвенных налогов и секретариата.
В обязанности сметно-кассового подотдела входили функции по составлению и исполнению бюджета. Этот подотдел должен был контролировать исполнение декретов, правил и инструкций по кассовому, сметному и счетному делу, руководить сметно-кассовой деятельностью финансовых отделов уездных исполкомов; распределять по кассам и передвигать кредиты, ассигнуемые по расходным расписаниям и переводным требованиям, а также кредиты, открываемые по утвержденным сметам на местные нужды; ассигновать и переводить пенсии и пособия; вести счетоводство и отчетность по приходу и расходу сумм государственного казначейства, а также местных сборов; снабжать казначейства и Народный банк разнообразными гербовыми знаками.
15 июня 1920 г. Народный комиссариат финансов утвердил Положение о кассах, которые в административном отношении подчинялись губернским или уездным финансовым отделам.
Кассы Народного комиссариата финансов должны были принимать суммы, подлежащие зачислению в доходы бюджета, а также суммы по специальным средствам и депозитам; производить расходы по бюджету в пределах открытых кредитов и за счет специальных средств и депозитов; продавать знаки для оплаты гербового и других сборов, производить операции по аккредитивам, по текущим счетам, переводам, приему и выдаче средств кооперативным организациям. Кроме того, кассы совершали и другие операции по особым распоряжениям Народного комиссариата финансов, например операции сберегательных касс.
В зависимости от размера производимых операций, от порядка ведения счетоводства и направления отчетности кассы делились на два разряда.
Кассы первого разряда имели общую бухгалтерию, а в ее составе сметную бухгалтерию, которая вела детальный учет всех доходов и расходов бюджета по сметным подразделениям, а также банковских операций, совершаемых как самой кассой первого разряда, так и относящимися к ней кассами второго разряда.
Бухгалтерский учет кассы первого разряда вели по двойной системе с составлением баланса и полного отчета по всем произведенным операциям в соответствии с правилами приема и расходования сумм бюджета, специальных средств и депозитов; счетоводства и отчетности по государственным прямым налогам и местным сборам.
Кассы представляли отчеты непосредственно в сметно-бухгалтерский подотдел губфинотдела. Кассы второго разряда вели счетоводство по простой системе и не составляли подробной отчетности по доходам и расходам бюджета, а также по банковским операциям. Все приходные и расходные документы за каждые семь дней они представляли кассам первого разряда или в сметно-кассовый подотдел уездного финансового отдела. Приходные и расходные документы касс второго разряда губернских городов направлялись в расчетно-кассовые подотделы губфинотделов.
Центральное бюджетно-расчетное управление, сметно-расчетные и кассовые учреждения Наркомфина вели учет по двойной системе в бухгалтерских книгах и составляли свой баланс по установленным счетам. Причем учет операций как по государственному бюджету, так и местным бюджетам велся на одном балансе и в одних книгах. Однако для учета средств местных бюджетов выделялся отдельный счет местных средств.
Бухгалтерские книги подразделялись на главные, основные и специальные. К главным книгам, являвшимся регистрами синтетического учета, относились: общий журнал, книга кассы, Главная книга, дневная оборотная ведомость с ведомостью о состоянии счетов, общая книга кладовой и книга разменного капитала; к основным – журналы по операциям, которые велись по каждому счету; к специальным – книги, предназначенные для аналитического учета, в которых открывались отдельные счета.
Сметно-расчетные и кассовые учреждения, уездные и губернские финансовые отделы на балансовых счетах отражали денежные средства, доходы и расходы, расчеты между этими учреждениями по исполнению бюджета, аккредитивы, ссуды, специальные средства и депозиты. Кроме того, на забалансовых счетах они вели учет государственных материальных ценностей (драгоценных камней, золота в монете, слитках и изделиях, серебра в монете, слитках и изделиях, платины).
Учет открытых кредитов по сметам общегосударственных расходов, местных средств и специальных средств велся по простой системе в отдельных книгах.
Техника учета была весьма сложной. Наличие большого количества учетных регистров делало учет громоздким и в ряде случаев дублирующим, а формы регистров далеко не совершенными.
Например, для учета государственных расходов открывался счет государственных расходов. В дебет этого счета записывались суммы, выданные на покрытие расходов административных и по финансированию национализированной промышленности ведомств Высшего Совета Народного Хозяйства и народных комиссариатов продовольствия и земледелия, а также расходов по ведомствам всех прочих народных комиссариатов и главных управлений. На кредит записывались суммы, поступавшие в возврат кредитов по действующей смете.
По счету государственных расходов велись следующие книги: сметными бухгалтериями – расчетная книга (лицевые счета распорядителей кредитов), расходный реестр, сводный журнал, расходный перечень; общей бухгалтерией – основной журнал по счету государственных расходов, сводная книга кредитов на государственные расходы с подразделением на параграфы, статьи и литеры и по отдельным народным комиссариатам и главным управлениям.
В конце семидневных периодов (7-го, 15-го, 22-го числа и в последний день месяца) сметно-расчетные и кассовые учреждения списывали суммы произведенных расходов за истекшую семидневку на счет уездного финансового отдела для составления сводки по уезду, а уездные финансовые отделы – на счет губернских финансовых отделов – для сводки расходов по губернии. Уездные финансовые отделы посылали в губернские финансовые отделы особые извещения о суммах государственных расходов. Последние направляли эти данные в Центральное бюджетно-расчетное управление.
Для учета доходов бюджета применялся счет государственных доходов. В кредит этого счета записывались суммы, поступавшие в доходы бюджета.
Никакие суммы за счет государственных доходов не выдавались, за исключением неправильно зачисленных. По дебету этого счета сметно-расчетные и кассовые учреждения, расположенные в пределах данного уезда, в конце каждого семидневного периода списывали суммы балансовых остатков государственных доходов на счет уездного финансового отдела. Сметно-кассовые подотделы уездных финансовых отделов проводили поступившие к ним из подотчетных учреждений суммы по счету государственные доходы в своих книгах, после чего списывали с него за каждые семь дней доходы по уезду на счет губернского финансового отдела. Губернский финансовый отдел после получения всей отчетности за каждые семь дней по всей губернии списывал со счета государственные доходы суммы доходов за семидневный период на счет Центрального бюджетно-расчетного управления. Последнее списывало доходы со счета губернских финансовых отделов на общий для республики счет государственных доходов.
По счету государственных доходов велись следующие книги: сметными бухгалтериями – приходный реестр, из которого дневные итоги доходов заносились в сводный журнал расходов и доходов, книга прихода сумм государственных доходов и приходный перечень; общими бухгалтериями – основной бухгалтерский журнал государственных доходов и сводная книга государственных доходов по народным комиссариатам и главным управлениям с подразделениями по параграфам, статьям и литерам.
По исполнению бюджета составлялись ежедневная, семидневная, месячная и годовая отчетность. Отчетность по расчетно-кассовым операциям и по сметным операциям составлялась отдельно. Сметно-расчетные и кассовые учреждения губернии представляли отчетность по расчетно-кассовым операциям следующим организациям:
сметно-кассовым подотделам уездных финансовых отделов – ежедневную отчетность по взаимным оборотам между учреждениями своего уезда;
расчетно-кассовым подотделам губфинотделов – ежедневную отчетность по взаимным расчетам сметно-расчетных и кассовых учреждений с учреждениями уездов своей губернии;
сметно-бухгалтерским подотделам губфинотделов – ежедневные телеграфные балансы и почтовые подтверждения к ним, ежемесячные оборотные ведомости и годовые отчеты уездных финансовых отделов и других сметно-расчетных и кассовых учреждении губернии;
счетной части Центрального бюджетно-расчетного управления – ежедневную отчетность по взаимным оборотам сметно-расчетных и кассовых учреждений с учреждениями других губерний, а также с Центральным бюджетно-расчетным управлением сводные по всей губернии семидневные телеграфные балансы и почтовые подтверждения к ним, сводные по губерниям ежемесячные оборотные ведомости, сводные по губерниям годовые отчеты и объяснительные записки к ним.
Отчетность по сметным операциям направлялась сметно-расчетными и кассовыми учреждениями уезда в свой уездный финансовый отдел, который составлял сводный по сметным операциям отчет всего уезда и направлял его в сметно-бухгалтерский подотдел губернского финансового отдела, который в свою очередь составлял сводный отчет по губернии и представлял его в Центральное бюджетно-расчетное управление Народного комиссариата финансов.
Сметно-бухгалтерские подотделы губернских финансовых отделов на основании присланных отчетов и балансов составляли сводный отчет губернии по сметным и расчетно-кассовым операциям, а также сводные балансы по губерниям и представляли их в счетную часть Центрального бюджетно-расчетного управления.
В связи с тем, что взаимные расчеты сметно-расчетных и кассовых учреждений данной губернии с учреждениями других губерний сосредоточивались в счетной части Центрального бюджетно-расчетного управления, вся отчетность по этим расчетам направлялась непосредственно в счетную часть этого управления.
С 1 января 1922 г. в учет и отчетность об исполнении ююджета Народным комиссариатом финансов были внесены изменения, направленные на совершенствование учета и укрепление финансово-бюджетной дисциплины. Для обеспечения использования средств бюджета по целевому назначению в учете государственных расходов вместо одного счета было предусмотрено два – Государственных расходов по сметам текущего года и Государственных расходов по сметам прежних лет. На первом из них отражались расходы текущего года по сметам правительственных учреждений, а на втором – суммы выплат по кредитам, продолженным и по кредиторским спискам.
Для контроля за оборотами по взаимным операциям между учреждениями Наркомфина в активе и пассиве баланса был введен контрольный счет по взаимным расчетам.
Основная цель контроля взаимных оборотов заключалась в том, что суммы, принятые на счет губфинотдела учреждениями, начинающими оборот, были списаны и выданы учреждениями, заканчивающими этот оборот по назначению.
Была отменена ежедневная отчетность по взаимным расчетам.
В сентябре 1924 г. Народный комиссариат финансов утвердил «Наказ по счетоводству и отчетности местных учреждений Наркомфина по местным бюджетам». Этим Наказом устанавливался порядок счетоводства и отчетности для местных кассовых учреждений (губернских и уездных приходо-расходных касс Наркомфина) и подотделов местных финансов уездных финансовых отделов и управлений местными финансами губернских финансовых отделов.
На местные кассовые учреждения Наркомфина наряду со счетоводством и отчетностью по общегосударственным бюджетам возлагалось ведение отдельного счетоводства и отчетности по местным бюджетам.
Каждый самостоятельный местный бюджет учитывался приходо-расходной кассой отдельно от остальных исполняемых ею местных бюджетов. Так, например, губернская приходо-расходная касса вела учет исполнения губернского и городского бюджетов. Уездные приходо-расходные кассы учитывали бюджеты: уездный и уездного города.
Учет исполнения волостного бюджета возлагался на волостные кассы (порядок учета в них определялся особой инструкцией).
Бухгалтерский .учет по местным бюджетам приходо-расходные кассы вели по двойной системе. По каждому местному бюджету, учитываемому приходо-расходной кассой, велись отдельные счетные книги и составлялся отдельный баланс. Однако допускалось ведение учета в одной книге за несколько местных бюджетов.
Счетные книги по местным бюджетам по своему назначению подразделялись на главные, основные и вспомогательные, всего применялось 24 книги.
Местные кассовые учреждения должны были вести учет исполнения местных бюджетов согласно установленной номенклатуре счетов. Всего предусматривался 41 счет. Эти счета были обязательными для всех касс Наркомфина.
Как видно из изложенного, установленный Наказом порядок бухгалтерского учета и отчетности по исполнению местных бюджетов для касс Наркомфина имел ряд существенных недостатков. Такими недостатками являлись: большое количество счетов вследствие излишней детализации учета на балансовых счетах доходов и расходов местных бюджетов (например, для учета расходов применялось 11 счетов, а доходов – 4 счета и др.). Излишним являлось также наличие большого количества книг, например 4 главные книги (специализированные), 15 основных (журналы по операциям). Все это осложняло технику учета и требовало больших затрат времени для ведения учета.
Приходо-расходные кассы по исполнению местных бюджетов представляли отчетность в губернские финансовые отделы.
Отчетность делилась на месячную, квартальную и годовую и составлялась по каждому местному бюджету отдельно.
Месячная отчетность по каждому местному бюджету состояла из оборотной ведомости за отчетный месяц с балансом на 1-е число следующего месяца. В ведомости по каждому счету показывались обороты, а также остатки на начало и конец месяца.
Квартальная отчетность состояла из ведомости доходов, поступивших за отчетный квартал, и ведомости расходов, произведенных за отчетный квартал. Доходы и расходы в ведомостях показывались по разделам, параграфам, статьям и литерам согласно сметной номенклатуре.
Годовой отчет представлялся по формам, установленным особым циркуляром.
Наказом Наркомфина СССР от 6 сентября 1924 г. на уездные финансовые отделы возлагалось открытие кредитов по бюджетам, учитываемым приходо-расходной кассой уездного финансового отдела, и ведение сводного счетоводства по оборотам всех волостных касс своего уезда.
Управления местными финансами губфинотделов согласно Наказу производили открытие кредитов по бюджетам, учитываемым губкассой, и составляли сводную отчетность по исполнению всех местных бюджетов губернии.
Порядок счетоводства и отчетности в учреждениях Наркомфина СССР по местным бюджетам, установленный в 1924 г., сохранялся до 1 октября 1927 г. без существенных изменений.
Счетоводство и отчетность по исполнению местных бюджетов того времени все еще оставались технически сложными, излишне детальными и громоздкими. Приходо-расходные кассы выполняли ряд функций, не связанных непосредственно с оперативной работой по приему и расходованию средств бюджета, синтетический учет доходов и расходов велся на нескольких счетах.
Учет исполнения бюджета наряду с кассами Наркомфина велся и финансовыми органами. Те и другие вели подробный учет доходов и расходов бюджета по всем сметным подразделениям. Кроме того, учет расходов по развернутой сметной номенклатуре вели и бюджетные учреждения.
Таким образом, осуществлялся тройной учет одних и тех же средств бюджета, что, безусловно, являлось большим недостатком С 1 октября 1925 г. наличность касс Народного комиссариата финансов СССР была объединена с наличностью Госбанка. Это мероприятие было первым значительным шагом по пути создания единого кассового аппарата по исполнению бюджета. Оно значительно усилило возможность маневрирования всеми государственными средствами в целях улучшения финансирования народного хозяйства, социально-культурных и других мероприятий, предусмотренных по бюджету. С этого времени на кассы Наркомфина СССР было возложено осуществление простейших банковских операций, а учреждения Госбанка привлекались к исполнению бюджета в части приема доходов.
Однако для дальнейшего улучшения исполнения государственного бюджета и укрепления денежного обращения необходимо было создать единый кассовый аппарат. На территории РСФСР такой аппарат начал создаваться с 1 октября 1927 г., в других союзных республиках – в 1928 г.
Реформа кассового устройства исполнения государственного бюджета 1927–1928 гг. упразднила приходо-расходные кассы Наркомфина СССР. Кассовое исполнение бюджета в республиканских, губернских, краевых, областных, окружных центрах было передано учреждениям Госбанка (в некоторых местностях кассовое исполнение местных бюджетов было передано коммунальным банкам).
Однако она не коснулась кассового исполнения районных, волостных (районирование еще не было проведено повсеместно), поселковых и сельских бюджетов. На территории этих административно-территориальных единиц, за исключением небольшого числа районов, отсутствовали учреждения Госбанка. В связи с этим в них действовали свои кассы. В небольшой части районов имелись сберегательные кассы, на текущих счетах которых низовые Советы хранили средства своих бюджетов.
В большей части районов в то время имелись сельскохозяйственные кредитные товарищества, которые с 1930 г. в ряде областей обслуживали районные бюджеты. В начале 1931 г. была упразднена самостоятельная система сельскохозяйственного кредита и все сельскохозяйственные кредитные товарищества были преобразованы в районные отделения Госбанка, которые осуществляли кассовое исполнение районных бюджетов. Что же касается сельских и поселковых Советов, то они имели свои кассы.
Мероприятия, проведенные в 1927 и в 1928 гг. по кассовому исполнению бюджета, содействовали упрощению учета доходов и расходов местных бюджетов, поскольку вместо трех органов этот учет стали осуществлять только финансовые органы и бюджетные учреждения. В дальнейшем был устранен и этот параллелизм в учете исполнения бюджета.
В результате проведения этих мероприятий финансовые органы получили возможность улучшить бюджетное планирование, исполнение бюджета, усилить контроль, направленный на своевременное поступление платежей в бюджет и расходование государственных средств в строгом соответствии с утвержденным планом. Значительно повысилась их роль в укреплении финансово-бюджетной дисциплины и их контроль за финансово-хозяйственной деятельностью бюджетных учреждений.
Реформа кассового исполнения бюджета имела важное значение в осуществлении решений XIV съезда партии, взявшего курс на социалистическую индустриализацию страны.
28 августа 1927 г. Народный комиссариат финансов совместно с Народным комиссариатом рабоче-крестьянской инспекции утвердили Наказ по счетоводству и отчетности местных бюджетов на 1927–1928 гг. В нем определялся порядок учета и отчетности по исполнению местных бюджетов для приходо-расходных касс (в местностях, где они сохранились) уездных, окружных, губернских, областных, краевых финансовых отделов и народных комиссариатов финансов автономных и союзных республик.

Колонка Редактора

Постоянные авторы
Copyright Медведев М.Ю. © 2012-2024